26 апреля 2024     

Экономика   

Геополитическая благодать, или Будущее России зависит не только от нефти и газа

«Невозможно представить, что перегруженная планета будет и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств. Нашей правящей олигархии, утонувшей во внутренних интересах, ничтожных расчетах и жадном обогащении, необходимо хоть когда-нибудь поднять глаза на эти божьи просторы несказанной простоты души и богатств, которые по несчастному року достались в их вредительское владение».
                                                                              «Россия в обвале» (А.Солженицын).

Процитировав одного классика, не могу не вспомнить еще одно литературное произведение, имеющее, помимо всего прочего, непосредственное отношение к политике и экономике России. Это замечательный роман Вениамина Каверина «Два капитана», в котором описывается продвижение экспедиции на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути. Экспедицию возглавлял знаменитый полярный исследователь Отто Шмидт.

Именно эта экспедиция положила начало освоению Северного морского пути. С середины 30-х годов прошлого столетия начались регулярные рейсы по маршруту Мурманск — Владивосток. Таким образом, Мурманск стал морскими воротами в Арктику. Северный морской путь не прекращал свою работу и в годы Великой Отечественной войны.
За 4 военных года по нему было проведено 130 конвоев — такая вот громадная помощь нашей воюющей стране. Немцы делали попытку перерезать Северный морской путь, но в районе Диксона получили отпор (тяжелый крейсер «Адмирал Шеер»).

В лихие 90-е годы Северный морской путь испытал небывалые бедствия. Полукриминальными структурами были разграблены судоходные компании, портовое оборудование, полярная авиация, число научных обсерваторий и наблюдательных станций сократилось в несколько раз.

Атомный ледокольный флот через 5 лет выработает свой технический ресурс. Строительство новых атомных ледоколов на ближайшие годы в России не предусмотрено. Между тем совсем не арктические страны — Китай и Южная Корея — уже сейчас ударными темпами взялись за строительство атомных ледоколов. В 1993 году Китай купил у Украины недостроенный атомный ледокол. Китайцы его достроили и спустили на воду, назвав «Снежным драконом». Теперь он бороздит арктические просторы, а сами китайцы уверены: у «Снежного дракона» должны быть братья и сестры.

А вот с чего бы такая прыть? С каждым годом все острее ощущается дефицит углеводородного сырья в мире. У самой России запасов этого энергоносителя в прибрежных шельфах — 586 миллиардов баррелей, тогда как у самой нефтедобывающей страны, Арабских Эмиратов, — 260 миллиардов баррелей. В этих арктических шельфах не только нефть и газ, но есть еще много чего. К примеру, там содержится молибден, свинец, золото, серебро, медь, вольфрам, никель и очень редкий в природе ренин. На мировых рынках ренин по стоимости превышает золото во много раз. Это очень тугоплавкий металл, устойчивый к химическим воздействиям. Он применяется в космическом ракетостроении, приборостроении, применяется как катализатор химических процессов...

Забросив Северный морской путь, Россия оставила ворота, а следовательно, и путь к этим богатствам широко открытыми. Освоение Севера без ледокольного флота, плавучих атомных электростанций, полярной авиации, научных обсерваторий и наблюдательных станций невозможно. И вот тогда, через эти широко открытые ворота, хлынут сюда, к нам, заморские флибустьеры, охотники до чужого добра.

В освоении сибирских просторов участвовало не одно поколение наших предков. И вряд ли потеряли актуальность слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Величие и мощь России прирастать будут Сибирью!»...

Дотошные китайцы быстро подсчитали, какие экономические выгоды сулит возможность доставки товаров в Европу в обход традиционных торговых путей через Малаккский пролив и Суэцкий канал, через Аденский залив.

Оказывается, маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь на 6400 километров короче южного. Экономия только на горючем составляет 1 миллион долларов. Еще один плюс Севморпути: стоимость страхования судов, идущих через Аденский залив в Суэцкий канал, за последнее время из-за бурной деятельности пиратов выросла в 10 раз. Кому хочется нести такие расходы? И какой же вывод пора сделать?

Как полагал полярный исследователь Григорий Агранат, Севморпуть при определенных капиталовложениях может стать для России геополитической благодатью.

Может быть, государственным мужам стоит прислушаться к мнению известного ученого? И сделать такой вывод: фактически Севморпуть — это сегодня самый неотложный проект модернизации России. Понимали ли это чиновники? «Похоже, что нет», — возмущаются «Аргументы и факты» (03.02.11). «О возрождении Северного морского пути громко говорят не первый год. А ситуация не меняется. Не получится ли так, что скоро кардиограмму Северного морского пути вдоль и поперек начнут утюжить многочисленные «Снежные драконы». Стройка ледоколов в КНР и Южной Корее идет с космической скоростью. Россия в точке абсолютного замерзания. Может быть, пора, наконец, выйти из долгого летаргического сна?» («Аргументы недели», 03.02.11).

Если Севморпуть — одна геополитическая благодать России, как заявлял Григорий Агранат, то другая геополитическая благодать для нее — соединение восточных берегов с ее западной границей автомобильной дорогой, которая пройдет через 22 региона РФ (4 республики, 5 краев, 9 областей и одну автономную область). И дорога, естественно же, должна быть качеством на самом высоком уровне — европейском, а не так, как это делается сейчас: очень плохо и в то же время очень дорого. Стоимость 1 километра дороги у нас завышена в 6 раз по сравнению с Китаем и в 3,5-4 раза по сравнению с Западом. Эти колоссальные суммы Россия платит коррупционерам, чиновникам-взяточникам, на откаты и взятки.

Нужно не забывать, что дорога решит многие проблемы России, которые сегодня кажутся неразрешимыми.

Давайте мысленно представим, какие суммы тратятся на строительство одного километра четырехполосной, европейского качества, дороги. В обращении у нас в стране самая большая купюра — достоинством в 5000 рублей: одна пачка купюр в 100 штук — это уже полмиллиона (считается легко). Две пачки — уже миллион. 1 километр такой высококлассной дороги России обходится в 17 миллионов долларов, Китаю — в 2,9 миллиона долларов, Европе — 3,5-4,5 миллиона долларов.

Итак, считаем: 1 миллион рублей — это две пачки 5-тысячными, высота 2 сантиметра. Доллары переведем на рубли — получив 510 миллионов рублей, то есть 1020 пачек, увидим, что высота столба окажется 10 метров 20 сантиметров. А наверху табличка: 1 километр — дорогу строили российские дорожники. Дальше смотрим: Европа — высота столба 2 метра 40 сантиметров. Едем дальше: Китай (то есть дорогу строили китайцы) — высота столба 1 метр 74 сантиметра. Возникает вопрос: почему же такая разница?! Ведь китайцам на строительство тоже дают немного. Ответ готов: в Китае платят немного, но там нет воровства. Там с воровством, откатами, взятками борются. Там за воровство ставят к стенке. А у нас воры ходят в героях. А мы все продолжаем рассуждать об удавке для коррупции?

...Однако я немного отступил от темы. России нужен сухопутный транспортный коридор, связывающий высокотехнологичный Запад и трудолюбивый Восток. Даже трудно представить, как много даст нашей стране этот проект. Прежде всего, это ускоренное развитие сельского хозяйства, перемещение производительных сил на обезлюдевшие просторы Дальнего Востока и Сибири, добыча и переработка природных ресурсов, освоение новых технологий, бурное развитие туризма. Перечислять можно бесконечно.

Деньги понадобятся громадные, но и инвестиционная привлекательность велика. Без дороги мы не можем пользоваться нашими богатейшими морепродуктами, выловленную рыбу приходится выбрасывать обратно в море. Печи в котельных топят деликатесными королевскими крабами!!! Нужно ли еще кого-нибудь убеждать, что качественная дорога, связывающая Дальний Восток с западной границей, нужна России как воздух?

Из истории нам известно, как бурно развивались города и целые государства, по счастливой случайности оказавшиеся на торговых путях. Строительство трансконтинентальной автострады — в интересах не только самой России, но и ее восточных и западных соседей.

В 17 млн долларов обходится строительство 1 км дороги в России. В Китае 1 км стоит 2,9 млн долларов, в Европе — 3,5-4,5 млн.

Нравится

Статьи по теме

№10 (4987)
25.01.2010
Анвар Исмагилов
Штурман, дайте точку!
№214 (4956)
02.12.2009
Влад Дымов
Как первый в мире атомоход пробил лёд к Ямалу

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"