19 апреля 2024     

Общество   

Общественный транспорт: удобство горожанам, выгода перевозчикам

Напомним: в феврале частные перевозчики предложили администрации Тюмени пересмотреть правила для тех, кто работает на рынке транспортного обслуживания. Обеспокоенность была вызвана отчасти тем, что у большинства перевозчиков договоры заключены до августа 2011 года. И вот наконец порядок и условия формирования конкурсных лотов были приняты рабочей группой по вопросам совершенствования организации транспортного обслуживания.

По словам главы администрации Александра Моора, работа по формированию правил перевозок выстраивалась максимально открыто:

— Главное, что нужно было сделать, — сформировать предмет конкурса, то есть лоты по принципу безубыточности, объединить прибыльный и неприбыльный маршруты, чтобы рентабельность предприятий в целом была положительной. Требования, которые администрация города выдвигает к победителю, — надежное функционирование, ответственность в работе по обслуживанию маршрутной сети. После прохождения конкурса мы будем выстраивать жесткий контроль за выполнением условий контракта. Практика показала: чем больше ответственных по осуществлению перевозок на маршруте, тем выше вероятность ошибок. Поэтому сегодня победитель, а это может быть предприятие, частник, товарищество, берет на себя обязанность организовать перевозки сразу на нескольких маршрутах.

Вокруг формирования лотов было много споров. Так, частным владельцам транспортных средств не нравится, что в один лот объединили прибыльные и так называемые социальные маршруты. Кроме того, они просили устранить дублирование существующих маршрутов автобусами категории М2 (маршрутки) или вообще убрать их. Но данные предложения не были поддержаны рабочей группой. В Тюмени целые районы обслуживаются исключительно маршрутками: заречная часть при использовании совмещенного моста, МЖК, Тюменский микрорайон, Казарово.

Понять частных перевозчиков можно. Речь ведь в итоге идет об их заработке. Одно дело — ездить вдоль Республики, где пассажиров — пруд пруди, и другое — влево-вправо от нее. А тут еще маршрутки крутятся. С другой стороны, большой автобус часто не будет ездить — накладно. А пассажиру при этом что, ждать по часу? Так что позиция муниципальной власти им более близка.

Однако можно и при предложенной схеме организовать нормальную работу. Все дело — в желании и ответственности. Например, на последнем заседании рабочей группы своей практикой поделился руководитель ООО «Ротор» Владимир Шушарин. Он показал, как у него уже на протяжении многих лет вы-строена работа по маршрутам № 39 и № 100 (социальный). Ежедневно выходят на линии 25 автобусов, графики составлены так, что водители по очереди работают на неприбыльном маршруте. Делается это, чтобы справедливо распределить нагрузку. Такой подход позволяет не создавать напряжения на маршрутах, выполнять графики движения, соблюсти баланс интересов среди водителей, которые без особого энтузиазма ездят по сотому маршруту.

В итоге была принята методика объединения маршрутов в лоты, предложенная Тюменьгортрансом, которая позволяет безубыточно работать перевозчикам.

А чего ждать пассажирам? Мы обратились за комментарием к директору предприятия Тюменьгортранс Андрею Чистякову.

— Существующая маршрутная сеть сложилась исторически и не во всем оптимальна, — сказал он. — Очень много дублирующих друг друга маршрутов, где-то автобусов слишком много, где-то их не дождаться... Словом, решили отредактировать схему, чтобы людям было удобно. Например, можно запустить один большой автобус в час или несколько малой вместимости, но чаще. Что удобнее людям? Конечно, второй вариант. Но при этом мы не могли не учитывать затраты перевозчиков. Поэтому постарались составить конкурсные лоты так, чтобы сочетались класс вместимости, интервалы движения, затраты перевозчиков. Чтобы при минимальных затратах можно было обеспечить максимальное качество перевозок.

Основная задача — соблюсти баланс между доходными и социальными маршрутами. При этом учитывалось, что число лотов должно быть минимальным, а в их состав должны входить маршруты целиком, то есть по принципу:
1 лот — несколько маршрутов — 1 победитель. В основу каждого лота были положены один или два магистральных маршрута, доход от которых должен компенсировать убытки от прилагаемых социальных.

По результатам работы группы было сформировано 19 лотов. Учитывалось все: и категории используемых на маршруте транспортных средств, и особенности пассажиропотока.

Лоты были доработаны с учетом предложений частных перевозчиков в ходе рабочих встреч. При этом частным перевозчикам была предоставлена вся запрошенная ими информация. Мы хотим уйти от сложившейся ситуации в маршрутных перевозках: с одной стороны — муниципальные парки, которые терпят убытки на социальных маршрутах, с другой — частные перевозчики, которые получают значительную прибыль. Чтобы как-то сбалансировать эту ситуацию, мы и проводим конкурс.

— Какие условия должен выполнить перевозчик, чтобы участвовать в конкурсе?

— Согласно условиям конкурса, к участию на право осуществления перевозок должны допускаться лица, отвечающие следующим требованиям: наличие всех правоустанавливающих документов: свидетельства, справки и лицензии, организация системы предрейсового контроля за техническим состоянием подвижного состава, квалификация водителей, а также обеспечение безопасности перевозок. Конечно же, учитывается опыт работы, техническое состояние парка. Одно из главных требований — обновление подвижного состава. Это как раз та часть, которая будет приятна жителям города.

— Нет ли опасения, что из-за ужесточения требований конкурса участников будет мало, и в результате на маршрутах автобусов будет не хватать?

— Такого опасения нет. В Тюмени достаточно много предпринимателей, которые хотели бы обновить подвижной состав, но их смущал короткий срок действия договора. Сейчас, когда договор будет заключаться на пять лет, они получат стабильность. Эксплуатировать старые автобусы невыгодно, лучше их поменять. Но нужна гарантия, что можно брать кредиты, планировать работу.

— Горожан в первую очередь интересуют графики движения автобусов. Изменятся ли они в лучшую для нас сторону?

— Количество маршрутов будет сокращено. Из 122 останется 108, но граждане вряд ли пострадают. Мы убираем дублирующие друг друга маршруты. К примеру, на маршруте № 43 работает автобус большой вместимости, а на маршруте № 43-к, который повторяет его на 100 процентов, автобусы малой вместимости. Мы предложили объединить эти два маршрута и установить там автобусы средней вместимости. Это позволит соблюсти удобные для пассажиров интервалы и сократить расходы на перевозку. По такому же принципу объединено еще несколько маршрутов.

— Но смогут ли пользоваться маршрутками льготные категории пассажиров?

— Да. Одно из условий конкурса — оборудование автобусов автоматизированной системой оплаты проезда. Чтобы льготные категории граждан могли пользоваться автобусами любой вместимости, которые сейчас есть в Тюмени.

Вернусь к вопросу о затратах перевозчиков и получении прибыли. Это один из основных моментов, которые учитывали при составлении условий конкурса. Если предприниматель увидит, что он не будет получать прибыли от перевозок, то ни один здравомыслящий человек не станет участвовать в таком конкурсе. Если мы даже заставим кого-то обслуживать маршрутную сеть, то все равно перевозчик разорится и уйдет с маршрута. Поэтому мы ставим цель, чтобы общественный транспорт был не только удобен людям, но и позволял перевозчику работать нормально, окупая свои расходы. Конечно, при таком подходе где-то частично будут ущемлены интересы пассажиров. В каком плане? Например, в Тюмени можно уехать из любого района в любой практически без пересадок. Такого нет ни в одном городе с подобной численностью. Везде, как правило, предусмотрены две-три пересадки, у нас в худшем случае — одна.

— Кто контролирует частных перевозчиков перед выездом на маршрут, во время работы, проводится ли медицинский контроль водителей?

— Следует разделять полномочия. Есть муниципальные, которые мы реализуем, есть договорные. Например, по договору мы можем требовать соблюдения рейсов, экипировки на борту автобуса и тому подобное. А есть лицензионные полномочия, за которые мы не можем ни спрашивать, ни наказывать. Например, курение водителя во время движения, разговоры по сотовому телефону, медицинский контроль — это полномочия ГИБДД. Мы даже в договоре не можем этих требований прописать, но это не значит, что мы не отслеживаем ситуацию. Если гражданин обращается к нам с жалобой, обязательно проводим контроль, и если выявляем какое-то нарушение, не относящееся к нашей компетенции, обращаемся в соответствующий орган.

Хочу заметить, что намеченная система договоров устремлена в перспективу и еще будет дорабатываться и совершенствоваться.

 

P.S. В ближайшее время проект конкурсной документации появится на сайте администрации города Тюмени. В июне будет объявлен конкурс.

В Тюмени можно уехать из любого района в любой практически без пересадок. Такого нет ни в одном городе с подобной численностью.

Из 122 существующих автобусных маршрутов останется 108.

Нравится

Статьи по теме

№24 (5232)
15.02.2011
Людмила Запрудина
Городской автобус: друг или враг?
№230 (5207)
30.12.2010
Владимир Якушев: «Частники и муниципалы не должны бодаться между собой!»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"