25 апреля 2024     

Общество   

Как нам модернизировать Россию?

На этот раз в центре внимания окажутся «социальные вызовы модернизации в регионах России». В преддверии научного совета, на который уже поступило около 150 заявок из 30 субъектов Федерации, мы встретились с действительным членом Российской академии социальных и гуманитарных наук, президентом Тюменского государственного университета, сопредседателем Тюменского социологического форума Геннадием Куцевым.

— Почему для рассмотрения предложена тема модернизации? Ведь сегодня она на слуху, и, казалось бы, какие Америки могут открыть в ней ученые?

— Убежден: более злободневной темы у нас сегодня нет. И президент страны, и премьер через раз говорят об этом. Идет ли речь о «Сколкове», о концепции развития образования или России в целом. Кстати, создание и функционирование Тюменского технопарка — ария из той же оперы.

— Но, согласитесь, модернизация — не новость для России. За свою историю страна переживала не одну общественно-экономическую трансформацию, вызванную необходимостью обновления.

— Модернизация — это навсегда. По сути, это вопрос жизни или смерти любого государства. В развитых странах процессы обновления происходят постоянно.

Если говорить о России, то у нее исторического времени не осталось. Мы все более становимся неконкурентоспособными. За примерами далеко ходить не надо — достаточно заглянуть в магазин бытовой техники. Попробуйте найти в нем хотя бы один товар, произведенный в нашей стране, не говоря уже о прочих вещах. Так, если в советское время каждый третий самолет в мире производился у нас, то теперь лишь один из ста. А мы еще удивляемся, почему такие дорогие билеты на российские авиарейсы? Поэтому вполне закономерно, что в Европе услугами авиакомпаний пользуется половина населения, у нас — только 2% граждан. Хотя при наших-то расстояниях только авиация способна стать самым коротким связующим мостом. Отсутствие такой возможности уже может стать причиной распада государства…

Это лишь некоторые штрихи нынешнего состояния России. Есть основания надеяться, что на форуме, на который соберутся ведущие социологи страны, будут названы и проанализированы основные причины, как я бы сказал, немодернизации страны.

— Заметила: когда говорят о модернизации, то речь больше идет о технологических, экономических процессах, а гуманитарные, увы, остаются в загоне…

— Хотя у меня сильное подозрение: главный тормоз модернизации — именно в социальных проблемах. Вопрос ведь в чем? И население, и некоторые чиновники не понимают, что такое модернизация.

Возьмите хотя бы последнее послание губернатора нашей области к Тюменской областной Думе. По мнению Владимира Якушева, модернизация некоторыми гражданами до сих пор воспринимается лишь как сигнал «поезда перемен», который еще только должен прибыть из столицы. Или вовсе как очередная конъюнктурная установка, ритуальный «лозунг дня». В одном из своих интервью авторитет российской модели либерально-рыночного развития страны Анатолий Чубайс сказал буквально следующее: «Люди поколения премьера Владимира Путина считают, что модернизация возможна лишь в ограниченных масштабах». Как говорится, приехали!

В феврале этого года в Красноярске состоялся VII экономический форум. На вопрос его модератора: «Понимаете ли вы, что хочет от вас власть, говоря о модернизации?» — «нет» ответили 70% участников встречи. А ведь это экономическая и политическая элита российского общества! Более того, звучат мнения, что России вообще модернизация не нужна: обойдемся, мол, добычей углеводородов.

— Причем с таким заявлением выступают вполне авторитетные люди.

— Но это цинично, ограниченно, безысходно! С таким багажом серьезной модернизации не сделаешь. Поэтому, повторяю, главная проблема — в непонимании. И это следует обсуждать, об этом надо широко и открыто говорить. К такому разговору на форуме мы обстоятельно готовимся. В частности, провели социологический опрос более 5 тысяч человек, проживающих на территории всей Тюменской области — от Ишима до Гыды.

Кстати, результаты нашего опроса также свидетельствуют о всеобщем непонимании того, что же требуется делать. Буквально единицы, 1-2% респондентов, положительно ответили на вопрос анкеты: «Участвовали ли вы за последний год в создании новой фирмы, предприятия, использовании новой технологии и услуг?» Основная масса опрошенных сказала, что не имеет к этому никакого отношения.

— Думаю, на то есть причины. Во-первых, нынешняя модернизация, как и предыдущие, инициирована сверху…

— Государство почти всегда и везде играет важную роль в модернизации. В России государство традиционно занимает ведущее место в процессах обновления буквально во всех сферах деятельности. Но особенность нашей современной наукоемкой экономики в том, что она сопровождается созданием институтов свободного предпринимательства и частной собственности, которые нуждаются в государственной поддержке на всех уровнях модернизации. Именно с этой целью создаются госкорпорации с солидным бюджетным обеспечением. По замыслу государственные ресурсы должны концентрироваться на главных направлениях перехода на рельсы шестого, постиндустриального технологического уклада.

— Ваш форум посвящен не просто модернизации, а ее социальным вызовам. Один из них — вызов интенсивностью, или, в переводе на молодежный язык, драйвом. Есть ли у нас условия, чтобы по-настоящему ответить на этот вызов?

— Модернизация, по словарному определению, — это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Первоначально теория модернизации была разработана для слаборазвитых, или, как сейчас говорят, развивающихся, государств. Но вскоре стало очевидно: модернизация — не только временная схема ускоренного развития, преодоления отставания, но и долговременная, универсальная форма развития любых государств. И чем развитее страна, тем больше внимания уделяется в ней процессам реформирования самых различных сторон ее жизни. Таким образом, происходит процесс самоускорения, самоподстегивания с целью сохранения или достижения конкурентных преимуществ в глобализирующемся мире.

В России же модернизация носит догоняющий характер. В силу национальной специфики у нас сложилось представление, что модернизация — не столько всеобъемлющее развитие современных производственных мощностей, сколько преодоление технологической отсталости, зависимости. К тому же сегодня модернизация у нас протекает в осложненных условиях. Многие предприниматели исповедуют принцип: проблемы — государству, прибыль — мне…

— Что ж, не секрет: у людей сегодня — тотальное недоверие к власти. У них нет уверенности, что государство их в очередной раз не «кинет». Не добавляют оптимизма и масштабы коррупции, которая проникла во все сферы…

— Все это, несомненно, имеет место. Современный финансово-экономический кризис до предела обострил проблему доверия. А доверие — это своеобразная смазка общественного организма. Именно доверие формирует социальный капитал общества, его основной потенциал. Нет доверия между людьми, нет доверия к социальным институтам — нет и ответственности человека перед ними. К тому же уровень доверия в обществе является одним из ключевых условий успешного функционирования рыночной экономики. Потеря доверия оборачивается миллиардными финансовыми изъянами, и, наоборот, его сохранение — это условие развития и стабильности. То же самое мы наблюдаем в духовной сфере. Утрата таких ценностей, как добросовестное отношение к труду, ослабление семейно-брачных уз, толерантности в межнациональных отношениях всегда ведет к упадку нравственности, жизненных ориентиров, экстремизму.

Итоги проведенного нами опроса свидетельствуют: люди чувствуют, что в стране нарастает протестный потенциал. В целом 40% респондентов, проживающих на юге Тюменской области, готовы принять участие в акциях протеста. При том что полностью и в основном доверяют территориальным органам власти 36% участников соцопроса. Кроме того, население не очень оптимистично оценивает свое будущее. Лишь 16% опрошенных полностью удовлетворены своей жизнью. 10% считают, что жить будет лучше. 32% полагают, что ничего не изменится. Еще 6% опасаются, что будущее окажется несколько хуже настоящего.

— Геннадий Филиппович, у вас самого есть ответ на извечный российский вопрос: что делать?

— На мой взгляд, для того чтобы модернизация пошла, нужен мощный запас образованности. Только какой? Вот вопрос.

Сегодня разве что ленивый не говорит о российском образовании. Пинают стандарты средней школы, недовольны высшей… Но если даже переломим сегодня всю систему подготовки кадров в стране, отдачу получим, как минимум, через десять лет. Поэтому сейчас во главу угла необходимо ставить программу профессиональной переподготовки тех, кто уже стоит у станка, агрегата, аппарата. Но такая программа в проекте модернизации отсутствует! Хотя половина населения развитых стран Европы проходит переподготовку ежегодно. Причем время, потраченное на нее, считается рабочим.

— Как же обстоит дело у нас?

— Проводя опрос, мы спросили людей, сколько времени за последние пять лет они потратили на повышение своей квалификации? За последнюю пятилетку за рубежом стажировался 1% жителей юга Тюменской области, стажировку в России проходило такое же количество населения, в Югре — 4%. 10% опрошенных ответили, что на переподготовку они потратили несколько дней, 23% (среди респондентов были и студенты) — несколько месяцев. 34% не видят необходимости в повышении своего профессионального потенциала. Вот в чем корень проблемы! На форуме мы, конечно, и этот вопрос поставим.

— Выходит, требуется революция в головах…

— Смех смехом, но наши исследования показали: прежде чем начать модернизацию, надо провести ее именно в головах людей. Процессы обновления пойдут значительно быстрее и эффективнее, если прежде удастся модернизировать управление, потом образование, а затем уже все остальные сферы… Без соблюдения такой пошаговой последовательности нет и не будет результатов.

— Дождемся ли мы их вообще? При таком-то развитии экономики, которой — не на словах, а по факту, похоже, не нужны ни умные головы, ни высококвалифицированные руки.

— Мировая практика показывает: там, где дан зеленый свет современному научно-техническому прогрессу, неквалифицированный труд буквально вымывается. Наши же бизнесмены предпочитают кричать: «Дайте нам рабочие кадры!» Но почему общество не спросит этих господ, а что они сделали для того, чтобы мест для рабочих с низкой квалификацией становилось все меньше, а условия труда были более привлекательными. Ведь автоматизирует же генеральный директор Тюменского аккумуляторного завода Александр Кореляков производственный процесс у себя на производстве, а его коллега Василий Кель, возглавляющий Сибкомплектмонтаж, заботится о том, чтобы у него настоящие мастера получали месячную зарплату в несколько тысяч долларов.

Словом, надо, чтобы каждый профессионально занимался своим делом…

Нравится

Статьи по теме

№181 (4923)
14.10.2009
Людмила Запрудина
Геннадий Куцев: «Социология — наука самая востребованная»
№164 (4667)
17.09.2008
Елена СУСЛОВА
Взлеты и падения академика Куцева

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"