23 апреля 2024     

Культура   

«Сибирский фотофестиваль» стирает границы

Появившийся на Сургутской земле в 2001 году фестиваль стал еще одной визитной карточкой города. Главная идея проекта, уверен его идейный вдохновитель и организатор Георгий Корченкин, поддержать молодых фотографов, показать авторские коллекции известных мастеров.

Работы молодых авторов (до 30 лет) представлялись на конкурс отдельной номинацией. Лучшими в ней стали Маргарита Яковлева (Сургут), Роман Третьяков (Сургут), Алексей Мальгавко (Тара), занявшие соответственно 1-е, 2-е и 3-е места. Спецпризом жюри отметило сургутянина Евгения Мачехина и нефтеюганца Сергея Васеничева.

Конкурсные фотографии оценивали Владимир Дубровский (Новосибирск), Александр Кузнецов (Красноярск) и Георгий Корченкин (Сургут).

— В последнее время молодежь привлекала гламурная фотография, не нужная никому. И вдруг такой прорыв, — делился впечатлениями Георгий Николаевич. — Молодые авторы прислали замечательные работы. Я рад. Возможно, на следующий фестиваль не будем отделять молодых фотографов. Пусть мэтры с ними поборются.

— Мы старались судить объективно, — заверил Владимир Дубровский, председатель жюри конкурса. — Насколько это удалось, решать, конечно, участникам.

— Жюрить всегда сложно, даже болезненно, — поддержал коллегу Георгий Корченкин. — Иногда даже спать не можешь, все думаешь: не отметил эту работу, но есть в ней что-то необъяснимое, завораживающее. Выбирать все-таки пришлось, чтобы посетители смогли посмотреть лучшие фотографии.

— На мой взгляд, выставка получилась серьезной, — заметил почетный гость фестиваля, председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков. — Уровень авторов растет. Мне очень приятно снова оказаться здесь. 10 лет назад впервые побывал в этих краях как участник проекта «60-я параллель». Остались теплые воспоминания о тех временах. Что касается нынешнего фестиваля, думаю, он — важное и значимое событие для всех, кто живет в Сибири. На выставке увидел работы, которые показывались на юбилейной экспозиции Союза фотохудожников России. Среди ее участников был Александр Заика. Он вошел в десятку лучших фотографов нашего Союза по итогам последних лет. На выставке в Сургуте были представлены работы лауреатов молодежных российских конкурсов. Мы находимся на расстоянии тысяч километров друг от друга: Москва — Сургут — Новосибирск… Но такие проекты сближают.

Согласно положению о «Сибирском фестивале», участники могли присылать как одиночные снимки, так и серии. В рамках творческого форума в галерее современного искусства «Стерх» представили не только работы победителей творческого состязания, но и ретроспективную выставку работ членов фотоклуба «Отражение». Появился он в Сургуте в 1981 году. Создали клуб шестеро энтузиастов, среди которых были корреспондент «Сургутской трибуны» Леонид Березницкий и Георгий Корченкин.

Сегодня «Отражение» — клуб, открытый для людей, увлеченных фотографией. И неважно, умеешь ли ты делать высококлассные снимки или просто интересуешься этим видом искусства. Хотя… является ли фотография искусством? На такой простой и одновременно весьма сложный вопрос попытались найти ответ участники «Сибирского фотофестиваля». Мне кажется, каждый из них по-своему прав…

— Искусство — что-то трепетное, нежное, — рассуждал Владимир Дубровский. — Определение, уместное для фотографии.

Когда обычный посетитель приходит на выставку, где представлены серии репортажных снимков разных авторов, удаст-ся ли ему увидеть отличия в стилях? Вряд ли… Бытует мнение, что документальная фотография нивелирует почерк мастера. Не все же Сальгадо или Картье Брессоны… В более выгодном свете видятся арт-фотографии, в которых и в выборе темы чувствуется авторский стиль. Верно ли подобное утверждение?

— В общем, да. В музеях современного искусства документальная фотография не присутствует. Исключение — Сальгадо, — рассказал Владимир Дубровский. — Документальная фотография рассматривается как бытописание. Может ли такая фотография быть искусством? Наверное…

— Фотография сегодня вплелась в нашу жизнь, — констатировал Владимир Павлович. — Этого не изменить. Но, несмотря на повальное увлечение, фотография остается уделом небольшого количества людей. Сейчас достаточно просто получить какие-то основы ремесла: занимаясь в клубе либо читая нужную литературу, либо обратившись к помощи Интернета. Без базовых знаний не обойтись, иначе так и останешься щелкопером, который давит на кнопку — и ничего не понимает.

— Когда вижу, к примеру, на Дне города человек сто-двести с фотоаппаратами, ловлю себя на мысли: может, фотография вовсе не искусство? — раззадоривал собеседников мой коллега Сергей Киселев. — Не встретишь ведь в одном месте столько же художников с мольбертами…

— Для меня фотография, несомненно, искусство. Вопрос, давно решенный, — сказал Георгий Корченкин. — У нее есть специфика своих собственных выразительных средств, как в живописи. Она — искусство. Сейчас сотни людей ходят по улицам с фотоаппаратами, а в школе все — рисуют. Нельзя по этому признаку (массовость) определять, что искусство, что — нет. Акварели пишут многие — настоящих же художников раз два и обчелся. То же самое и в фотографии. Сегодня она популярна, доступна. Миллионы людей делают снимки, мастеров — единицы. Их творчество по-настоящему значимо, интересно, и не обязательно сегодня понимаемо.

— Может показаться, что документальная фотография — мрачная, немного пугающая. Нищие, кладбища… — философствовал на круглом столе Андрей Баскаков. — Это не означает, что фотограф, пребывая в блаженстве и неге, встает со своей перины — и ищет по подворотням бомжей. Мы живем в этой стране — и снимаем ее такой, какой видим. Высокая миссия документальной фотографии в том, чтобы, показав неприглядную сторону жизни, сделать ее лучше. Хотелось бы так думать. Взять, к примеру, фотосерию Алексея Мальгавко о заброшенной деревне. Может, сильные мира сего увидят — и попытаются помочь… Такое случалось в истории России. В конце XIX века фотограф Максим Дмитриев, рискуя смертельно заболеть, поехал в деревни, где свирепствовал тиф. Дмитриев снимал врачей, спасавших больных селян, разоренные голодом деревушки… Издание альбома «Неурожайный 1891-1892 год» помогло собрать деньги для помощи Поволжью…

— Особая тема — арт-фотография, — сказал Баскаков. — Она уходит в гламур, кич. Но это путь тупиковый, в никуда. Тем, кто занимается фотографией, важно помнить о том, что снимки должны быть интересны не только сегодня, но и завтра, и через несколько лет. Арт-фотографию не сделать с наскока. Очень важно уловить мелодию, которая звучит у тебя в душе, — и найти неизбитую, нешаблонную форму.

Фестиваль завершился. Участники разъехались по своим городам не с пустыми руками. Кто-то увез дипломы и призы, кто-то — душевные воспоминания. О радушии и гостеприимстве сургутян не раз упоминалось на конкурсе. «Таких теплых отношений с городом, фотографами нигде не складывалось», — признался Владимир Дубровский.

— «Сибирский фестиваль» оставил о себе только положительные впечатления, — поделился Сергей Киселев. — Мне довелось побывать на нескольких. Нынешний сильно отличается от первого, состоявшегося в 2001 году. Он стал локальным, сжался, как шагреневая кожа. В том нет вины организаторов: изменилась экономическая ситуация в стране, власть в городе. Несмотря на трудности, фестиваль жив. И это заслуга Георгия Корченкина. Он для Сургута — достояние…

Остается добавить, что в рамках «Сибирского фестиваля» состоялись презентация фильма Александра Кузнецова «Территория любви», а также мастер-классы. Их провели известные фотографы: Владимир Филонов (Москва), Владимир Дубровский (Новосибирск), Сергей Шаповал, Сергей Киселев (Тюмень).

В 1981 году в Сургуте появился фотоклуб «Отражение». Руководит им Георгий Корченкин, председатель регионального отделения Союза фотохудожников России по ХМАО.

Нравится

Статьи по теме

№99 (5307)
10.06.2011
Любовь Киселёва
Там чудеса, медведи бродят
№98 (5306)
09.06.2011
Любовь Киселёва
Сказки из запасников

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"