14 апреля 2021     

Общество   

Школа выживания

Но вот недавно в популярном журнале она прочитала: дети бывают не только активные, но и гиперактивные, и даже агрессивные. Это ее как мать обеспокоило. Она хочет знать: в чем же разница?

Активный ребенок: радость или повод для беспокойства?

Как-то одна молодая мама, приведя ко мне на прием маленького сына, поделилась своей тревогой. Малыш всегда был непоседой, в народе о таких говорят: «Восемь дырок на одном месте». При этом — смышленый, всем интересующийся. Но вот недавно в популярном журнале она прочитала: дети бывают не только активные, но и гиперактивные, и даже агрессивные. Это ее как мать обеспокоило. Она хочет знать: в чем же разница?
…Попытаемся разобраться в этом вместе.
Итак, ваш ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Он ведь у вас и смышлен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье. Его неумение и нежелание терпеть, ждать… Однако не следует любого ребенка, который часто бывает в состоянии возбужденности, относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, отчего малыш порой поневоле становится упрямым и непослушным, это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались с подругой, а ребенок не может устоять на месте, начинает злиться, — это нормально.
У всякого ребенка случаются приступы гнева, а уж терпеть ваши нескончаемые беседы на взрослые — и мало интересные ему — темы он и вовсе не обязан. Вот он и становится как заводной, давая выход скуке…
Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.
Гиперактивный ребенок независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживая внимания на любом, даже самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни родительский «подкуп». Он просто не может остановиться. Он как механизм с туго закрученной пружиной. А вот механизм самоконтроля у него при этом вовсе не работает.
Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:
* ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Он беспричинно двигает руками и ногами, елозит на стуле, постоянно оборачивается, крутит головой;
* он не в состоянии долго усидеть на месте, на занятиях вскакивает без разрешения, ходит по классу;
* двигательная активность ребенка, как правило, не имеет конкретной цели. Он ПРОСТО ТАК бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно;
* ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть спокойно, а главное — не может заняться чем-то определенным, требующим концентрации внимания;
* он часто бывает болтливым.
* отвечает на вопросы не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;
* ребенок вмешивается в чужие разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о гиперактивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее полугода.
Такие дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно по ночам. Засыпают тяжело, зато легко возбуждаются, громко плачут. Они чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду. В возрасте 2-3 лет у них как раз и проявляется неспособность сосредоточиться на предмете или явлении. Такой малыш бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик. Особенно это проявляется, когда ребенок попадает в детский сад или начальную школу. Именно там малыш впервые сталкивается с определенным распорядком, и ему уже требуется достаточная степень самоконтроля.
Характерно, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью. Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и плохо играют в подвижные игры с мячом. Проблемы у таких детей продолжаются и в школе: им трудно дается чтение, арифметика и письмо. Вот почему такой школьник чувствует себя неуютно в коллективе, попадая в разряд неуспевающих. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, не берут в игру. Увы, многие дети в этой ситуации замыкаются, начинают жить «отдельной», внутренней жизнью.
Но случается и совсем противоположное — гиперактивный маленький человек становится лидером. Тогда уже лихорадит весь коллектив.
Ученые США доказали: размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Это очень важно помнить тем родителям, которые убеждены, что им просто «достался» лентяй и «куда они смотрели раньше», «надо было воспитывать жестче»…
Кроме гиперактивных детей к отдельной — и не менее проблемной — группе можно отнести «агрессивных».
Такой ребенок нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые
(в том числе и успешно усвоенные в семье) выражения. Одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть. Еще труднее понять. И умный педагог, воспитатель всегда об этом знает, стараясь помочь и малышу, и родителям. Ну а не слишком профессиональный педагог… Он создаст кучу новых проблем. Будет требовать от ребенка и родителей невозможного, стыдить, «карать», взывать к общественному мнению. И прикрываться им. Ведь «неправильных» детей никто особо не любит!
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. А если еще и родители в этой ситуации проявят жесткость и безучастность — это приведет к нарушению внутрисемейных отношений. Может и вовсе привести к трагедии.
Взрослые должны помнить: агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.
Причем сами они свою агрессивность оценить не могут. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Получается замкнутый круг.
Определить, агрессивен ребенок или нет, можно по некоторым признакам:
* ребенок часто теряет контроль над собой;
* часто спорит, ругается со взрослыми;
* отказывается выполнять установленные для всех правила;
* зачастую намеренно, специально раздражает людей;
* часто винит других в своих ошибках;
* бывает завистлив, мстителен;
* чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Внимательно следите за таким ребенком. И если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков — есть повод для тревоги. И для консультации с детским психологом. Вам будет необходима его помощь.
Обязательно внимательно прислушайтесь к его рекомендациям, но при этом помните: сами вы тоже должны измениться.
Избегайте категоричных слов и выражений, если раньше к ним прибегали, жестких оценок, угроз, которые могут вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» — лучше попробуйте переключить внимание малыша на что-то другое, сделайте это легко, с юмором.
Старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным контролем. Но не слишком жестко! Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Если говорить о врачебной помощи, чаще всего таким детям следует проводить расслабляющий массаж. Если ребенок плохо спит, около подушки можно положить корень валерьяны, хмель, мелиссу или мяту. В чай непоседе можно класть душицу, кипрей, чабрец, иссоп. Поверьте: польза будет.
Главное — не опускайте рук! И еще. Любите вашего ребенка таким, какой он есть. Помогите ему быть успешным. Все в ваших силах.
Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» — лучше попробуйте переключить внимание малыша на что-то другое. Сделайте это легко, с юмором.

 

День пожилого человека надо проводить... мудро!

30 сентября меня пригласили в Ярково — провести праздник осени. Ну, или, сверяясь
по календарю, — День пожилого человека. Однако и сегодня название этого праздника «поправили»: День мудрого человека! Ведь мудрость и знания приходят с жизненным опытом.
Заведующая музеем Галина Михайловна Лукина организовала две выставки лекарственных растений: в местном музее и Доме культуры. Каждый из участников принес с собой собранные лично лекарственные растения.
Девиз выставки был таков: «Ваше здоровье — в ваших руках!» Все проявили смекалку, выдумку, интерес к практическому применению растений региона. И это радует: человек должен жить в гармонии с природой своего края. Только тогда он будет здоров и счастлив (что, впрочем, одно и то же!).
Я комментировала представленные на выставке сборы, дополняла их своими собственными способами заготовки и применения растений (особенно тех, что растут на огороде, на даче, в лесу, у речки). Мой доклад в Доме культуры (звучит официально, на самом же деле это был заинтересованный разговор на самые горячие и злободневные темы) длился более двух часов. Было много вопросов по лечению, а также по определению названий тех растений, которые принесли люди. Многие сборщики сообщали народные названия и свои способы применения — из своего жизненного опыта, то есть шло взаимное обогащение друг друга знаниями. После «познавательной» части шло угощение: радовали друг друга кулинарными шедеврами из ягод, овощей, трав… Уехала я из Тюмени в 9-30, а вернулась в 18 часов. Ни минуты, ни секунды не жалко на подобные мероприятия, ведь это взаимная и конкретная польза.

Тайский массаж ног

Напряжение и боль в различных участках стопы связано зачастую с застоем энергии. Массаж пальцев ног не только снимет боль, но и поможет «отрегулировать» работу многих внутренних органов. Для этого стоит узнать и запомнить, за что отвечает каждый палец вашей стопы.
Большой палец: сверху связан с печенью, а снизу — с работой селезёнки и поджелудочной железы. Массаж большого пальца помогает при заболевании печени, желтухе, психоэмоциональных расстройствах, мигренях, аллергических заболеваниях. Массаж этого пальца снизу активирует селезёнку и поджелудочную железу, помогает при гастритах, язвенных болезнях желудка и двенадцатиперстной кишки.
Второй палец соответствует желудку. Его массаж показан при заболеваниях желудка и желудочно-кишечного тракта (гастритах и язвенной болезни), межрёберной невралгии.
Третий палец связан с двенадцатиперстной кишкой. Также его надо массировать при функциональных заболеваниях толстого кишечника и гинекологических заболеваниях.
Четвертый палец соответствует желчному пузырю. Массаж этого пальца помогает при дискинезии желчного пузыря и желчевыводящих протоков, холецистите, невралгических проявлениях остеохондроза позвоночника и суставов.
Мизинец помогает вылечить заболевания мочеполовой сферы, цистит, цисталгию, неврологические проявления, остеохондроз, болезни суставов.
Тайский массаж стоп призван не только отодвинуть старость, но и устранить синдром хронической усталости. Повторим: массируя ноги, вы исцеляете весь организм. Массаж стоп способствует самоисцелению соответствующих отделов организма, так как приводит к улучшению кровоснабжения этих участков тела, выведению токсичных, побочных продуктов обмена и ослаблению нервного напряжения.
Результат массажа — абсолютное расслабление тела и ощущение внутреннего комфорта, стимулирование функций всех внутренних органов. Регулярные массажи способствуют внутреннему равновесию и гармонии, а хорошая циркуляция крови, в свою очередь, помогает растворить кристаллические отложения, формирующиеся во всех частях тела, в которых застаивается кровь. После 10-15 сеансов массажа человек чувствует себя обновленным. У человека появляется желание быть здоровым и счастливым.

Медовый массаж

Мед поистине творит чудеса. Он рассасывает отложение солей на позвонках, выводит шлаки и соли из организма, восстанавливает межпозвонковые диски и помогает людям, подвергшимся радиоактивному облучению.
Запомним: медовый массаж противопоказан людям с аллергической реакцией на мед. «Сладкий» массаж рекомендуется проводить не каждый день, а через день, 10-15 раз. Затем перерыв 10 дней, и курс можно повторить. Массажист наносит мед на ладонь и, приподнимая на пальцах руку, похлопывающими движениями начинает отлеплять и прилеплять ладонь. В одних местах кожа краснеет и мед быстро впитывается, а в других местах появляется густая, вязкая, серая масса.  Это шлаки! Сосуды при этом расширяются. Помассировали? Теперь намочите полотенце теплой водой и вытрите тело. После массажа смажьте тело кремом с добавлением пихтового масла. При нежной, чувствительной коже нужно делать массаж не ладонью, а кончиками пальцев.
Ученые установили, что мёд по своему составу близок к плазме крови человека, поэтому, впитываясь в кожу, он моментально усваивается. Его цель — очистка энергетических каналов, помощь при заболеваниях позвоночника при дискомфорте в суставах. Считается, медовый массаж зародился в Тибете. Но уникальные свойства мёда были известны и российским целителям.
Медовый массаж — замечательный метод лечения артроза, остеохондроза, вегетососудистой дистонии, болезней позвоночника, суставов, нарушений работы внутренних органов; при лечении бронхитов, затяжных пневмоний, при пониженном иммунитете, кашле, простуде, радикулите, умственном и физическом переутомлении. Он быстро снимает усталость и наполняет человека энергией. С помощью медового массажа эффективно снимаются депрессивные и стрессовые состояния, нарушения сна, неврастения.
В мед можно добавить натуральные эфирные масла.
Бергамот дарит гармонию души и тела, поднимает настроение и заряжает нас энергией, борется с угревой сыпью.
Герань убивает агрессию и успокаивает, делая человека добрее. Масло герани помогает при гормональном нарушении, благоприятно воздействует на организм в период менопаузы, при болезненных менструациях. Оно помогает при гипертонии, отёках и тучности. Лечит органы дыхания, воспаление голосовых связок, потерю голоса. Его запах отпугивает насекомых. Масло стимулирует лимфообращение и способствует очищению организма. Его использование эффективно в борьбе с целлюлитом.
Масло лаванды обладает омолаживающими свойствами, прекрасно очищает и питает кожу, улучшает её кровоснабжение, увлажняет и снимает раздражение. Оно хорошо при лечении угревой сыпи. Является великолепным обезболивающим средством, помогает при головной боли, регулирует менструальный цикл, укрепляет иммунитет.
Розмарин убирает усталость и депрессию, помогает при лечении варикозного расширения вен, атеросклероза, невроза, снимает отёки.
Масло мяты укрепляет иммунитет, усиливает защитные силы организма. Это прекрасное средство для лечения суставов и позвоночника. Способствует прекрасному ночному сну.
Масло эвкалипта хорошо помогает при сахарном диабете, так как понижает сахар в крови. Также оно может использоваться для профилактики онкологии.
Кедр вливает в человека ощущение мощи. Масло прекрасно зарекомендовало себя при лечении кожных заболеваний, остеохондроза, радикулита, болезней суставов, кровообращения. Помогает при простудных заболеваниях.

Нравится

Статьи по теме

№153 (5361)
01.09.2011
Лидия Сурина
Школа выживания
№142 (5350)
17.08.2011
На злобу дня

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"