25 февраля 2021     

Общество   

Авария в свете судебной практики

Напомним: в работе конференции участвовали председатель Тюменского областного суда Анатолий Сушинских, главный федеральный инспектор в Тюменской области Андрей Руцинский, вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев, заместитель председателя Тюменской областной Думы Геннадий Корепанов, прокурор Тюменской области Владимир Владимиров, представители законодательной, исполнительной власти региона, федеральных структур, руководители правоохранительных органов, деятели науки и общественности.

— Целенаправленная работа ведомств, ответственных за решение рассматриваемых проблем, и ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения дают положительный результат. На тюменских дорогах с каждым годом гибнет меньше людей, — отметил в своем выступлении председатель Тюменского областного суда Анатолий Сушинских. — Сокращается количество водителей, осужденных за преступления против безопасности движения. За шесть месяцев текущего года привлечено к уголовной ответственности 66 граждан (на 14% меньше уровня прошлого года).

В тюменской правоприменительной практике наблюдается устойчивое снижение количества рассматриваемых судами дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. В 2008 году было 37589 таких дел, в 2010 году — 36782 дела. За первое полугодие 2011 года — 14783 (на 16% меньше, чем в 2010 году).

Если в России увеличивается число уголовно наказуемых деяний виновников дорожно-транспортных происшествий, то в Тюменской области, напротив, фиксируется их снижение (с 2009 года на 7%).

— Но, несмотря на позитивную динамику, необходимо выработать общую стратегию, скоординировать судебную практику по привлечению виновных к ответственности, — считает Анатолий Сушинских.

Зациклились на борьбе с пьянством?

Действительно, остаются нерешенными существенные проблемы в применении судами законодательства, направленного на обеспечение безопасности на транспорте. Именно на острых вопросах судебной практики акцентировал внимание заместитель председателя областного суда Александр Антипин.

Считается ли грубым нарушением, если водитель только одним колесом выехал на полосу встречного движения? Как быть, если установленный знак не соответствует дорожным условиям, а разметка противоречит знакам? Вызывает беспокойство и то, что в административном процессе нет состязательности. Водители изначально поставлены в неравные условия с государственным человеком в форме. Граждане массово обжалуют действия ГИБДД.

Автоинспекция зациклилась на борьбе с пьянством, тогда как правила дорожного движения запрещают управлять автомашиной не только в пьяном виде, но и «в болезненном состоянии и состоянии усталости». По этим причинам также совершаются дорожные аварии — и с не меньшим количеством жертв. Нередко инспекторы составляют протоколы безграмотно, а водительские документы проверяют формально. Есть случаи, когда объяснения понятых пишутся самим инспектором ДПС, а понятые формально ставят закорючки.

Обращаясь к начальнику управления ГИБДД Геннадию Лоточкину, Александр Антипин сослался на множество жалоб от граждан, чьи машины без оснований (не нарушали правил движения) останавливают инспекторы. Не соблюдается регламент МВД, предписывающий инспекторам ГИБДД проверять автотранспорт только на стационарных постах полиции.

Геннадий Лоточкин, отвечая на критические замечания, подчеркнул: именно несовершенство законодательства позволяет нарушителям вольготно чувствовать себя на дорогах. Не проходит ночи, чтобы экипажам ГИБДД не пришлось ловить пьяных водителей, для чего порой даже приходится применять табельное оружие. Штрафы водителей за нарушение ПДД в Тюменской области с начала года составили уже более 11 миллионов рублей.

Сколько стоит индульгенция?

30% уголовных дел, связанных с ДТП и поступающих в суды, прекращают за примирением сторон. Если пострадавшего устроит размер компенсации, предложенной виновником аварии, — проблем не будет… За восемь месяцев текущего года из 129 таких уголовных дел прекращено 42, или 33%.

Безусловно, уголовное законодательство направлено на защиту потерпевшего и возмещение ему вреда, причиненного нарушителем закона. С другой стороны, почему гражданин, совершивший преступление средней тяжести, полностью освобождается от ответственности лишь по желанию жертвы? Получается, если есть деньги, то водитель имеет реальную возможность уйти от наказания.

— Сегодня по указанным основаниям прекращается почти каждое третье уголовное дело о нарушении правил дорожного движения, — подчеркнул, выступая, прокурор области Владимир Владимиров. — Но важен не только сам факт согласия потерпевших на примирение, связанное, как правило, с заглаживанием виновным лицом вреда в части возмещения материального и морального ущерба, но и принципиальная оценка действий виновного со стороны государства и общества.

Стоит напомнить: прекращение уголовного дела по желанию потерпевшего не обязанность,
а право суда.

По данным Госавтоинспекции и департамента здравоохранения, в Тюменской области в 2011 году на 22% выросло количество ДТП, совершенных пьяными водителями.

Самый действенный способ борьбы с водителями — наркоманами и алкоголиками — лишение водительских прав. В 2010 году в Тюменской области прокуратура сверила списки тех, кто имеет ограничения на управление транспортом. Просмотрели 529688 действующих водительских удостоверений.

Оказывается, больные наркоманией и алкоголизмом, состоящие на учете в соответствующих лечебных учреждениях, беспрепятственно получают необходимые медицинские справки. По результатам проверки прокуроры предъявили около 400 исков о признании недействительными водительских прав.

Актуальность обеспечения безопасности дорожного движения требует современных и четких нормативных правовых актов о допуске граждан к управлению автомобилем, о порядке диспансерного учета больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Морально устарели документы, инструкции и постановления Правительства РФ конца прошлого века, которыми сейчас вынуждены руководствоваться врачи.

Будет новая отрасль — транспортное право?

В целом безопасность на транспорте регламентируется разными отраслями законодательства. Заместитель председателя Тюменской областной Думы Геннадий Корепанов убежден: их следует консолидировать в комплексную отрасль — транспортное право.

Более того, необходимо законодательно прописать полномочия и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за состояние безопасности дорожного движения на находящихся в их ведении дорогах.

Все, что касается установления системы правил, стандартов, технических норм, — сейчас в полномочиях Российской Федерации. За что отвечают региональная и местные власти — не понятно.

Тем не менее тюменские парламентарии пытаются влиять на ситуацию не только в регионе, но и в стране. Депутаты подготовили и представили в Госудуму законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Он разрешает использование полученных данных системы ГЛОНАСС в качестве поводов к возбуждению административных дел за нарушения правил дорожного движения. Законопроект одобрен экспертным советом Государственной Думы.

Широкое применение автоматизированных систем надзора в отечественной практике будет способствовать объективному рассмотрению дел по фактам нарушений правил дорожного движения, уменьшит число жалоб на предвзятость действий сотрудников ДПС и позволит объективно рассматривать дела по административным правонарушениям и защищать невиновных водителей.

Еще одной интересной идеей поделился с аудиторией Геннадий Корепанов. Нередко наблюдается ситуация, когда человек, неодно-кратно лишенный водительского удостоверения, к наказанию относится безразлично и продолжает ездить без прав.

— Имеет смысл разработать и законодательно утвердить механизм возмездного изъятия транспортного средства у таких граждан, — предложил Геннадий Семенович. — А также ввести ограничение на продажу автомобилей тем, кого лишили прав, и тем, кто еще не получил водительское удостоверение. Эти меры позволят существенно уменьшить число повторных правонарушений.

Цель — сохранить жизнь людей

Ясно, что обеспечение безопасности дорожного движения — проблема комплексная: правовая, социально-экономическая, административная, техническая, научная, психологическая. Требуется четкая, скоординированная работы всех субъектов процесса стабилизации обстановки на дорогах. И до победы на этом фронте нам всем еще далеко.

В России ежегодно в ДТП гибнет целый город с населением в 30 тысяч граждан. Если ранее большинство человеческих жизней уносили болезни и пожары, то сейчас дорожные происшествия по количеству жертв превзошли пожары и переместились на печальное второе место.

С начала года на дорогах Тюменской области аварии унесли жизнь почти 200 человек. 100 из них погибли на встречной полосе. Ранения получили 1548 тюменцев.

Хочется надеяться, что принятые по результатам конференции документы позволят выработать программу совместных действий на ближайшую и долгосрочную перспективу, будут служить конструктивному межведомственному взаимодействию для сохранения самого ценного — жизни и здоровья людей.

Конференция призвана объединить усилия власти и общества в борьбе за безопасность на дорогах.

Нравится

Статьи по теме

№85 (5293)
20.05.2011
Виталий Титов
Автовладельцы, освободите проезд!
№205 (5182)
24.11.2010
Ася Топоркова
Аня Ситникова: «Дорожную азбуку выучила в пять лет!»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"