29 марта 2024     

Общество   

Кто услышит глухих?

— Тюменский отдел общества глухонемых открылся в январе 1931 года. Первых активистов среди глухих возглавил Валентин Васильевич Мясников. Его имя теперь носит клуб, который работает при нашем обществе. Тогда вся страна занималась не только строительством народного хозяйства, но и ликбезом, а глухих, кроме прочего, учили еще и общаться, ведь у них не было сурдопереводчиков, они не знали языка жестов...

В 1935 году в Тюмени открыли школу-интернат для глухонемых детей. До 1941 года она находилась в здании на берегу Туры, где теперь располагается резиденция губернатора области. В интернат приезжали дети со всего региона. Здесь их учили домоводству, кулинарии, учили даже стрелять, прыгать с парашютом, занимались с ними спортом.

Не бросали на произвол судьбы и взрослых. Ни один инвалид не сидел без дела, с трудоустройством проблем практически не было. Это связано с политикой государства, которое в то время взяло курс на индустриализацию. Поэтому слабослышащие и глухие работали почти на всех тюменских заводах: «Строймаше», станкостроительном, моторном — целые цеха глухих трудились. Правда, имелась и оборотная сторона такой политики: нам невозможно было получить гуманитарное образование. А в целом к людям с проблемами слуха государство относилось с пониманием.

— Вы не преувеличиваете?

— Нет, это все факты истории. В советское время существовала четко выстроенная система работы со слабослышащими и глухими людьми. Я сама воспитывалась и училась в Свердловской школе-интернате для слабослышащих детей. Нас всему учили. Не только грамоте, но и дружбе, трудолюбию, ответственности. Особенно настраивали на получение профессии. Поэтому после школы в 1984 году я всего за один год (вместо трех) закончила Ленинградское профессиональное училище, получила специальность техника-прессовщика. Потом — техникум в городе Злато-усте Челябинской области, стала техником-конструктором, после чего вернулась в Тюмень и работала на электромеханическом заводе технологом-конструктором.

Понимаете, государство несло определенную ответственность за человека с проблемами слуха и считало своим долгом научить его самостоятельно зарабатывать на хлеб. У глухого была возможность получить образование, перед ним не закрывали двери работодатели.

— А что теперь?

— Система разрушена. Последние 20 лет для членов нашего общества очень тяжелые. И самая большая головная боль — трудоустройство. Наши ребята пробовали найти работу через центр занятости. Каждые две недели их гоняли по разным организациям, но когда узнавали о проблемах со слухом, то не желали даже разговаривать.

И дело не только в работодателе. Глухому человеку нужен сурдопереводчик. Без него он оказывается беспомощным в самых банальных ситуациях: как оплатить квитанцию, составить и подать заявление, сходить в магазин или поликлинику?..

Раньше глухие записывались на услуги переводчика, который получал зарплату либо в обществе глухих, либо на предприятии (там, где трудилось больше 20 человек с проблемами слуха, работал сурдопереводчик). Теперь этого нет. Кто будет оплачивать перевод?

Услуги сурдопереводчика бесплатны (40 часов) только для тех, кто имеет индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Например, сейчас областной департамент социального развития предоставил мне список инвалидов из 29 человек, которым полагается переводчик, а у меня в этой услуге нуждаются 186 человек. Что делать тем, кто не попал в список? Отчасти, конечно, мы сами помогаем друг другу, но этого недостаточно. Вот прошу дополнительного финансирования. Мне отвечают, что нет денег, что нам надо участвовать в торгах, которые теперь проводятся в электронном формате, но для нас это невозможно: часто нет денег даже на оплату телефонной связи и Интернета.

Все стало очень сложно и запутанно.

— Наталья Владимировна, а какая работа подошла бы вашим подопечным?

— Сложно сказать. Их ведь надо учить. Но после школы дети остаются не у дел. В Тюмени нет условий для получения специального профессионального образования (нет тех же сурдопереводчиков). Если договориться, может быть, слабослышащего и возьмут, но глухого — нет. Раньше выпускники уезжали в Челябинск, Новосибирск, Ленинград — получали профессию и возвращались, на заводах над ними брали шефство и доучивали. Сегодня родители финансово и морально не готовы отправлять детей в другие города, да и работодателю невыгодно брать неучей — лучше взять готовых профессионалов.

Некоторые после школы идут в спорт. В нашем обществе много спортсменов, они занимают призовые места на всероссийских соревнованиях. Но ведь не все могут стать профессиональными спортсменами и чемпионами. Я, глядя на нынешнюю молодежь, вижу: дети не обучены труду, у них складывается потребительское отношение к жизни. После школы их приходится всему учить заново, поэтому в ближайшее время планирую встретиться с директором Тюменской коррекционной школы для слабослышащих детей и обсудить с ней программу обучения. Система среднего образования в областном центре страдает: не все учителя владеют языком жестов, не очень хорошо знают дактиль — такую форму общения, которая воспроизводит слово по буквам с помощью пальцев...

— Выходит, единственная дорога для выпускников школ — ваше общество?

— Так и получается. Чем они у нас занимаются? Наша организация объединяет более 900 инвалидов по слуху, из них более 300 человек — тотально глухонемые. Вся их жизнь в основном проходит в обществе глухих. Здесь они общаются, учатся ориентироваться в реальности, разговаривать с помощью жестов, знакомятся, дружат и замуж выходят.

У нас есть разные кружки: жестовой песни, драматический, юмористических зарисовок, клоунады, танцев. Мы стараемся активизировать людей, чтобы они участвовали в конкурсах, областных фестивалях творчества для инвалидов. В этом году, например, за отличное выступление на Всероссийском конкурсе жестовой песни поедем на гала-концерт в Москву. Пока в этом плане еще держимся. Досадно только, что каждый раз приходится искать спонсоров. Ходить с протянутой рукой — это очень тяжело.

Но артистам нужно шить костюмы, оплачивать дорогу на конкурсы, возникают и другие расходы. В областном департаменте социального развития мне напоминают про субсидию, которую ежегодно выделяет государство нашему обществу. Но если два года назад субсидия составляла 1 млн 200 тыс. руб. в год, то в прошлом году — 710 тыс. руб., а в этом году — 450 тысяч. Ну что же? Значит, на три месяца мои сотрудники останутся без зарплаты. Я обращалась в нефтяные и газовые компании, но там помогают только детям, стучалась во все банки региона — отказали. А вообще все свои творческие успехи мы показали на собственном юбилее, который прошел 22 сентября в малом зале драмтеатра. Получился замечательный концерт, к которому готовились четыре месяца.

Конечно, мы занимаемся и спортом, но я считаю, что у нас очень узкая направленность — только легкая атлетика. В свое время удалось получить ставку тренера, вот Ваня Скурихин и занимается с ребятами. Они показывают очень хорошие результаты. Есть у нас спортсмены, которые могли бы заниматься с молодежью волейболом, бильярдом, но ставок не дают, а кто в наше время станет работать бесплатно?

Вообще мечтаю о том, чтобы нашему обществу глухих дали рабочие места в счет аренды. У нас можно трудоустроить около 15 человек: например, руководителей кружков, которые сегодня работают бесплатно. Увы, мы словно застряли в Советском Союзе. За копейки несчастные трудимся — и те не можем выбить. Хотя, по сути, выполняем обязанности специалистов социальной сферы (занимаемся реабилитацией инвалидов, защитой их прав, решаем их социально-бытовые проблемы), но чиновники настаивают: мы — общественники.

А если забросить всю работу, то общество глухих распадется, люди потеряются. А нам важно показать инвалидам, что жить — интересно, что нельзя замыкаться в себе, сидеть в четырех стенах... Важно общаться.

— Изменилось ли отношение нашего общества к людям с ограниченными возможностями?

— Глухих по-прежнему не понимают... Вот, например, мои родственники хорошо слышат, но даже они не осознают всю сложность моей работы. Они приходили к нам на юбилейный концерт, но после только и сказали, что инвалидов жалко...

Обществу непонятно, что нам намного сложнее получать информацию. Я слабослышащая, но и у меня бывают моменты, когда не понимаю, что надо делать в той или иной ситуации. Просто потому что не уловила нужное слово или фразу. И никто не помогает разобраться. Многие на просьбу повторить отвечают отказом. Даже врачи. При беседе с ними прошу снять маску (известно: слабослышащие и глухие читают по губам) — не соглашаются. Поэтому, когда вожу своих подопечных по магазинам и поликлиникам, всегда говорю окружающим: привыкайте к обществу глухих, они такие же люди.

О непонимании на уровне государства, урезавшего нам субсидию, я уже говорила.

Помню, когда пришла работать председателем, очень надеялась, что многие вопросы легче будет решить. Нет, оказалось, туго дело.

— Как вам самой удалось столько добиться в жизни?

— У меня всего 30% слуха, но мои родители, бабушка научили меня не пасовать перед своими недостатками. Они заставляли меня учиться, трудиться, развиваться. Очень многое с меня требовали. Поэтому я всегда училась, заочно окончила исторический факультет ТюмГУ. В молодости занималась профессиональным спортом — лыжными гонками. А потом участвовала во всех соревнованиях. Мое хобби — спортивные танцы, несколько лет руководила ансамблем инвалидов «Калейдоскоп» в центре спортивного танца.

И так получилось, что я, где бы ни трудилась, всегда сталкивалась с инвалидами, постоянно работала переводчиком. Наверное, это моя карма...

— Наталья Владимировна, на юбилеи, как известно, принято дарить подарки. Вы получили желанный?

— Да, мечтала о большом телевизоре с субтитрами для наших стариков — подарили сертификат. Но у нас проблемы с проводкой: трансформатор 1969 года, каждый раз электричество вырубает. Сгорят лампочки — меняем. Так и живем...

Если договориться, может быть, слабослышащего и возьмут в училище, но глухого — нет.

Нравится

Комментарии к статье

Геннадий: 02.11.2012 21:22
все что сказала наталья правда!я тоже в этой школе учился.эта школа многому научила.

Статьи по теме

№68 (4328)
17.04.2007
Галина КРУГЛИКОВА
КАК ДОСТУЧАТЬСЯ В МИР ГЛУХИХ?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"