30 марта 2020     

Экономика   

К станку с кувалдой?

Воспоминания о прошлом

Итоги деятельности машиностроителей за 9 месяцев внушают оптимизм. 24 завода, входящие в Тюменскую ассоциацию машиностроителей, произвели продукции на 12,7 млрд рублей. Прирост к аналогичному периоду прошлого года составил аж 18%.

Впрочем, ситуация по отрасли неровная. Легендарный завод медицинского оборудования и инструментов сократил обороты на 20%. Более того, хозяева из столичного «Фармстандарта» почти на четверть, до 625 человек, урезали персонал. На не менее знаменитом некогда заводе блочно-комплектных устройств зафиксировано падение производства на 22%.

По нулям (а если учесть инфляцию, то выходит, что в минус) сработал судостроительно-судоремонтный завод. На этом предприятии вместе с директором осталось всего 18 работяг. А ведь именно здесь, в деревне Мысовской, тюменский купец I гильдии Иван Игнатов в 1864-м основал один из первых и самый крупный от Волги до Тихого океана Жабынский судостроительный завод с чугунолитейными мастерскими. Да что там прошлый век! Незадолго до перестройки на Тюменском судостроительно-судоремонтном помимо сезонного ремонта флота Обь-Иртышского речного пароходства ежегодно собирали на стапелях по шесть тысячетонных барж и до пяти грузовых теплоходов «Тюменский». На полную мощность работали кузница, пилорама, механический и мебельный цеха, строили новый цех судостроения. Все это, похоже, уже далеко в прошлом.

Пьедестал почета

На другой стороне весов — бывший 26-й авиаремонтный завод, или современный «ЮТэйр-Инжиниринг» (за 9 месяцев его оборот достиг 2,4 млрд рублей). Следом наш «Нефтемаш», входящий в холдинг «Гидромашсервис», с оборотом в 2,2 млрд рублей. Замыкают тройку «Тюменские моторостроители» с 1,7 млрд рублей. Эта троица обеспечила добрую половину всей машиностроительной продукции в регионе.

Примерно тот же состав лидеров и по числу персонала, с той лишь разницей, что на первом месте «Тюменские моторостроители» (2386 человек). Далее следуют «ЮТэйр-Инжиниринг» (1670) и «ГМС Нефтемаш» (1094). Примерно столько же вкалывают на остальных 20-ти с лишним заводах. Причем работающих сократили на каждом втором производстве, включая «Нефтемаш» (-6,6%) и моторостроителей (-0,7%). На Ялуторовском автомобильном заводе в этом году и вовсе «оптимизировали» 27% работников.

А вот по зарплатам лидируют совершенно другие. «Югсон-сервис», выпускающий оборудование для скважин и нефтепромысловую спецтехнику, платит своим спецам в среднем по 64,5 тысячи рублей в месяц. На второй ступеньке пьедестала почета — знакомый «ЮТэйр-Инжиниринг» с 52,2 тысячи рублей, третий — «Сиббурмаш» (45,7 тысячи рублей). Благодаря им и вырисовывается средняя зарплата по тюменскому машиностроению в 29,1 тысячи рублей. Многим такие деньги даже не снятся. На 17-ти тюменских заводах зарплата ниже средней. На БКУ и Ялуторовском механическом не получают за месяц даже 10 тысяч рублей. Немногим больше начисляют на Ишимском машиностроительном и Ялуторовском автомобильном. Здесь счастливы были бы получать хотя бы по 13,7 тысячи рублей, как на «Сибстроймаше».

Преференции для конкуренции

Подобные результаты, прямо скажем, неоднозначные, тюменские машиностроители демонстрируют при наличии серьезной поддержки со стороны правительства области. И помощь эту оказывают не первый год. Заводам предоставляют налоговые льготы, субсидируют лизинговые договоры и ставки по банковским кредитам, содействуют продвижению продукции и даже стимулируют спрос. Только за прошлый год нефтедобывающие предприятия получили из бюджета области без малого 262 млн рублей на компенсацию 8% стоимости оборудования и материалов, заказанных на тюменском юге.

Правительство области собиралось отменить частичную компенсацию затрат на закупку оборудования. Но после горячей дискуссии на заседании Ассоциации машиностроителей Тюменской области данную льготу сохранили. Ведь она заметно повышает конкурентоспособность наших мастеров по отношению к коллегам с Урала и из Зауралья. Только в прошлом году благодаря возмещению ямальские и югорские нефтяники закупили у тюменских предприятий оборудования и материальных ресурсов на 2 млрд рублей. «Сибнефтегазмаш» нарастил производство на 84,4%, а «Сибнефтемаш» — на 73%. Вряд ли им удалось добиться таких результатов без бюджетных преференций, автоматически снижающих стоимость тюменского оборудования сразу на 8%.

— Сегодня заводы всей страны встречаются на тендерах и пытаются продать свое изделие по более или менее реальной цене, — признается директор «Сибнефтегазмаша» Юрий Дудоев. — Нефтяники купят самое дешевое оборудование из всех представленных... Мы боремся как можем. Снижать цены до себестоимости нет смысла — и людей кормить надо, и на развитие производства оставить.

Рабочая косточка

Проблема из проблем — кадровый вопрос. О нем директора говорят едва ли не при каждой встрече. Потому правительство области и подписало с Ассоциацией машиностроителей соглашение о сотрудничестве, сделав ставку на «дальнейшее развитие профессионального образования в целях подготовки работников квалифицированного труда».

Ассоциация определит перечень востребованных профессий, а власти организуют соответствующую подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях региона. В свою очередь, заводы помогут вузам и ссузам улучшить материально-техническую базу и адаптировать к реалиям существующие учебные программы. Преподаватели и мастера производственного обучения смогут пройти длительную стажировку на ведущих предприятиях отрасли, а лучших заводчан, наоборот, привлекут к образовательному процессу, полностью сохранив им зарплату на производстве. Речь также идет о возрождении профессиональной ориентации в школах, об экскурсиях на заводы.

Правительство области вместе с Ассоциацией машиностроителей надеются со временем вернуть былую славу рабочих профессий. Не последнюю роль в популяризации играет заработная плата. Вряд ли дипломированный специалист пойдет на завод, где средняя зарплата не превышает 10 тысяч рублей.

262 млн рублей получили нефтяники в виде компенсации 8% стоимости оборудования и материалов, заказанных на юге области.

Кадровый голод

комментарий

Владимир Якушев

губернатор Тюменской области:

— О дефиците молодых профессионалов во весь голос говорят и аграрии, и строители, и промышленники, и работники сервиса. Да и мы, управленцы, остро ощущаем кадровый голод. Если раньше образование лишь следовало за нуждами работодателей, то теперь оно, став решающим фактором конкурентной борьбы, должно гораздо более плотно интегрироваться в реальное производство материальных и идеальных ценностей.
О чем речь? О формировании целого веера кадровых стратегий, адаптированных для нужд предприятий разного масштаба и возрождающих изрядно подзабытую систему ранней профессиональной ориентации. О дальнейшем развитии стажерских площадок, предоставляющих учащимся и студентам возможности работы с современным оборудованием и участия в реальном технологическом процессе. О разработке и внедрении — в самом тесном контакте с работодателями — программ подготовки специалистов для всех отраслей, в том числе предусматривающих непосредственное включение предпринимателей в учебный процесс. Мало того, что никто не может дать лучшие практические знания, чем сам практик, — не менее важна наглядная демонстрация живых примеров успеха.
Многое из названного уже делается. Но судить о делах можно только по результатам — а они пока недостаточны. При всех достижениях профессионального образования региона его дальнейшее развитие невозможно, пока каждое учебное заведение не ответит на главный вопрос — чей кадровый заказ оно выполняет, с кем выстраивает частно-государственное партнерство в интересах развития экономики области?

Нравится

Статьи по теме

№196 (5404)
03.11.2011
Андрей Фатеев
Машиностроители и кадровый вопрос
№39 (5016)
10.03.2010
Андрей Фатеев
Реальный сектор

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"