19 апреля 2024     

Экономика   

Как победить энергию бездействия?

Из чистого интереса

Вадиму Шумкову, директору областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства, не первый год приходится бороться с той самой энергией бездействия. Его и чиновником-то не назовешь в привычном понимании этого слова. Торговый центр «Metro» и ресторан «McDonald,s» в Тюмени, прочие знаковые проекты обрели реальные очертания во многом благодаря настойчивости целеустремленного человека, перешедшего семь лет назад из бизнеса на государеву службу, в создаваемый губернатором Сергеем Собяниным департамент стратегического развития Тюменской области.

— В департаменте мы отвечали за разработку различных стратегий развития региона, — вспоминает Вадим Шумков. — Но мне нравилась живая работа, мне хотелось не просто генерировать некие идеи, которые неизвестно, используют или нет. Мне хотелось видеть результаты. Я позвонил другу в Германию, тот предложил встретиться с представителями «Metro Cash & Carry». Немцы прилетели в Тюмень на следующий день, ближе к ночи, и уже в 11 вечера были в кабинете у Сергея Собянина. За месяц-другой им оформили земельный участок, а через год на нем стоял торговый центр. В «Metro» мне дали личный телефон и электронную почту Хамзата Хасбулатова, президента «McDonald,s» в России и Восточной Европе. Вскоре и он был в Тюмени. И хотя сам я равнодушен к «McDonald,s», для многих инвесторов его присутствие в регионе является знаковым... Вся эта работа не являлась функционалом департамента, но нам никто не мешал и мы занимались ею из чистого интереса.

Деятельность по привлечению инвесторов в регионе заметно активизировалась и приобрела системный характер пять лет назад — в июле 2006-го, когда губернатор Владимир Якушев назначил Вадима Шумкова директором нового профильного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства.

Клиентский подход

— Когда мне предложили создать новый департамент, я решил реализовать то, что в бизнесе называют клиентским подходом, — продолжает Вадим Шумков. — Набирал преимущественно молодых, незакостенелых, у большинства из них не было опыта работы на госслужбе. Я объяснял им, что инвесторы, предприниматели — наши партнеры в развитии региона. Именно благодаря их вкладу в экономику мы и получаем зарплату. Когда понимаешь эти прописные истины, многое сразу встает на свои места. Сегодня наш немногочисленный департамент курирует уже до полусотни крупных проектов с инвестициями более 700 миллиардов рублей.

— Но многие проекты наверняка случились бы и без властной поддержки. Тот же «Тобольск-полимер», например...

— Не факт. У «Сибура» по стране десятки площадок и заводов, в том числе нефтехимкомбинат в Томске, где помимо всего прочего действует особая экономическая зона с налоговыми и таможенными льготами. «Сибур» реализует разные проекты в разных регионах. Мы весьма тесно сотрудничаем с «Сибуром», предоставляя ему весомую поддержку. Да и кредит Внешэкономбанка в 1,441 миллиарда долларов, реально вытащивший «Сибур», когда все вокруг тонули, случился не без соучастия региона. Губернатор Владимир Якушев лично летал в Сочи на подписание соглашения. И вот через год с небольшим «Тобольск-полимер» стоимостью в два с лишним миллиарда долларов должен выдать полипропилен. Комбинат станет самым крупным в России. А в совместной проработке с «Сибуром» — еще более масштабные проекты.

— Потому губернатор в своем послании направлением «главного удара» и назвал создание особой экономической зоны в Тобольске?

— У «Сибура» — большие планы, а большие планы — большие деньги. Речь идет о глобальных инвестициях. Для любого инвестора при принятии решения самое главное — срок окупаемости и рентабельность проекта. Исходя из этого, и возникла идея создания особой экономической зоны. Правда, изначально мы предлагали принять областной закон, освободив часть территории Тоболь-ского промышленного узла от налогов, поступающих в региональную казну, предусмотреть бюджетные субсидии. Идею поддержали в столице, и появился шанс создать полноценную зону уже федерального уровня. Проектом вплотную занимается правительство области. В конечном итоге наша страна может стать крупнейшим игроком на рынке производителей полимеров, а в Тюменской области помимо всего прочего в дальнейшем могут появиться предприятия по глубокой переработке этих самых полимеров.

Самый клевый парень на Земле

— Губернатор области в своем послании говорил и о миллиардах рублей упущенных инвестиций, о несостоявшемся приходе ряда западных компаний. В чем причина осечки? В последствиях кризиса?

— Все, конечно, можно списать на кризис. Но причина гораздо глубже. Наш департамент, исходя из распределения функционала и полномочий, полноценно занимается только привлечением инвесторов. Мы стараемся заинтересовать их, убедить, что Тюменская область лучше всех, войти в регион. А вот полное сопровождение проекта, включая выделение земли, получение разрешений на строительство и привлечение рабочей силы, проведение госэкспертизы, технологические присоединения, уже не наша компетенция. Хотя мы и здесь оказываем посильное содействие, чтобы инвестора не запустили «по кривой дорожке», вручную пробивая каждый тромб на указанных этапах. Буквально пару дней назад урегулировали очередную подобную проблему в проекте крупного иностранного инвестора.

— Кто же склонен поиграть с инвестором в кошки-мышки?

— В каждом регионе инвестор сталкивается с игроками пяти уровней — федеральными и региональными органами власти, местным самоуправлением, естественными монополиями и бизнес-структурами, оказывающими разного рода услуги. У всякого такого игрока свои регламенты, никак не связанные друг с другом. Инвестору приходится совершать немыслимое количество действий, не поддающихся зачастую элементарной логике. И пока нет никого, кто бы сказал: самый клевый парень на Земле — это инвестор! Уж вы расстарайтесь, чтобы через 90 дней он получил все бумаги! К сожалению, некому прописать это в регламенты всех уполномоченных органов, увязав их действия в четкой последовательности и подчинив единой логике — привлечения денег на территорию.

— Какой же выход?

— Один из вариантов решения озвучен в послании: создать в регионе специализированное инвестиционное агентство. Предполагается, что сотрудник агентства — фактически уполномоченный представитель инвестора — будет ходить по всем разрешающим и контролирующим инстанциям с доверенностью от него, преодолевая пресловутые административные барьеры. Таким образом минимизируются затраты самого инвестора и его контакты с бюрократическим аппаратом. Кроме того, есть надежда на появление единого регламента, пусть пока и на региональном уровне. Это очень серьезные движения в верном направлении.

Как в Сингапуре

— И все-таки почему так медленно меняются правила игры? Президент Дмитрий Медведев несколько лет назад слетал в Сингапур и потом долго с восторгом рассказывал, какие там замечательные условия для ведения бизнеса...

— Я бы не был столь категоричен. Скажем, реально заработал закон о защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении контроля и надзора. Не все, конечно, здорово, попрошаек еще много, но раньше просто был хаос. С начала 1990-х каждое ведомство набирало себе полномочий сколько хотело, и практически любой контролер, приходя в лавку, мог вытрясти с хозяина взятку абсолютно по любому поводу. Сегодня многие просто не приходят, а те, что идут, идут по плану.

— Почему нельзя переписать и другие законы?

— Во-первых, мы непростая страна. Самые умные законы самого прямого действия дают не всегда запланированный эффект. Не дает автоматического результата и слепое копирование таких норм на Западе. Кроме того, любая система, в том числе и государственной власти, обладает собственным разумом, инстинктом самосохранения, и она всегда будет делать все возможное, чтобы противостоять новеллам, нарушающим ее сегодняшний баланс. Когда Медведев говорит, что завтра у нас все будет, как в Сингапуре, значит, большинство процедур окажется ненужным, а оставшиеся должны будут стать проще и понятнее. Следовательно, не с кого будет собирать деньги. Более того, многие представители системы лишатся работы. Потому они всеми силами будут тормозить принятие таких решений и выхолащивать их реализацию. А тут еще совершенно случайно что-то сгорит, упадет или взорвется, пойдут гневные письма граждан. Как же ослабить государственный контроль над бизнесом в такой ситуации? Президент тоже человек, он находится под давлением общественного мнения.

Не упустить инвестора

— В свое время вы активно продвигали идею создания промышленных площадок на тюменском юге...

— Проект и сегодня не потерял свою актуальность. Целый ряд инвесторов ушел из региона именно из-за отсутствия инфраструктуры. «Coca-Cola», например, намеревалась потреблять по 5 тысяч кубов воды в сутки. Водовод до участка, который ей подходил, стоил 1,2 миллиарда рублей, а еще нужны были газ и электроэнергия, канализация... Юг Тюменской области, по большому счету, никогда не был индустриально развитым регионом. В отличие от Екатеринбурга и Челябинска, представляющих из себя огромные промышленные площадки, создаваемые всей страной на протяжении десятилетий. Конкурировать с ними в таких условиях непросто. Прежде чем построить завод в чистом поле, здесь должна появиться элементарная инфраструктура. Это миллиарды рублей и время, а значит, снижение окупаемости проекта и, может быть, вообще его «минусовая экономика». Любой инвестор, узнав о подобном бремени, просто развернется и уйдет к соседям.

— Но промышленная площадка — удовольствие не из дешевых.

— Действительно, инфраструктура для Богандинского промышленного парка оценивалась в 860 миллионов рублей. Нам помешал кризис, и мы едва не потеряли инвесторов. «Knauf Insulation» прилетел уже договариваться о заходе на площадку, а финансирование по Богандинке буквально за несколько дней до этого свернули ввиду мирового финансового кризиса. Мы начали судорожно искать вариант, куда бы проект пристроить, потому что нельзя упускать такие компании. В результате немцы купили в Тюмени небольшой завод теплоизоляционных строительных материалов. Но если «Тисма» производит продукции на 300-400 миллионов рублей в год, то «Knauf», вложив до сотни миллионов евро инвестиций, планирует ежегодно выпускать материалов на 4 миллиарда рублей. В любом случае, если мы хотим, чтобы Тюмень стала индустриальным центром, мы должны будем вернуться к созданию промышленных парков.

— Даже при положительном решении на их создание уйдут годы.

— Других вариантов нет. Ведь регион, его население и бюджет — главные выгодоприобретатели от появления новых производств в регионе. Для ускорения мы предлагаем уже со следующего года предусмотреть в Тюменской области компенсацию части затрат по созданию промышленной инфраструктуры, когда инвесторы создают ее сами. Сейчас в такой поддержке остро нуждаются проекты «Bentec» и «Baker Hughes». Последний приобретает бывший литейный цех Тюменского моторостроительного объединения, но там нет действующих железнодорожных путей. Если нам удастся решить этот вопрос, у нас появится крупнейший завод, который будет выпускать по 8 миллионов метров нефтепогружного силового кабеля на 4 миллиарда рублей в год. Наша задача — не упустить инвесторов.

С головой все в порядке

— Однако в Тюмени гибнут целые отрасли, закрываются фабрики и заводы, тяжелые времена переживает текстильная корпорация «Кросно»...

— К сожалению, это не единственный пример. Очень многое зависит от качества менеджмента. Немало — от внешней конъюнктуры и технического состояния производств. С этим плохо в легкой промышленности, большие проблемы в деревообработке, машиностроении, других отраслях. Можно печалиться, что умирают предприятия, хотя в некоторых случаях это естественный процесс — у каждого предприятия, как и у человека, свой жизненный цикл. Можно пытаться продлить его, заливая бюджетными деньгами, и такие предложения основной «антикризисный рецепт» от руководства подобных предприятий, но в большинстве случаев это недальновидное решение проблемы. Вариант здесь один — приход инвесторов, перепрофилирование или модернизация производства, в том числе и с привлечением внешних игроков. То же «Кросно» — полувоенный комбинат закрытого цикла, рассчитанный на экономику советского типа, которой уже нет. Мы рассматриваем возможность модернизации площадки с одним из инвесторов, в том числе с сохранением текстильного профиля части производства. Но, повторюсь, решающую роль в судьбе таких предприятий играет не государство — ему там не принадлежит ни одной акции. Все зависит от умения и способностей хозяев таких предприятий предвидеть и решать возникающие проблемы.

— Если посмотреть на всевозможные рейтинги инвестиционной привлекательности, то Россия в них находится на уровне Эритреи. Чем в таких условиях завлечь инвестора?

— Конечно, проблем у нас предостаточно. Но кто скажет, что у «Schlumberger», «Fortum», «Knauf», «Baker Hughes», прочих инвесторов с головой не все в порядке? Россия — огромный рынок с колоссальными ресурсами. Инвесторы прекрасно понимают: если страна, тем более северная, строит, то ей нужны современные теплоизоляционные материалы, если страна добывает нефть — ей нужен погружной кабель... Правда, в жесткой конкурентной борьбе за капитал мы явно проигрываем пока многим странам. Вместе с тем я бы внимательнее смотрел на подобные рейтинги — нередко их появление лишь продуманный элемент конкурентной борьбы за инвестиции и человеческий капитал.

Владимир Якушев: «Для некоторых депрессивных регионов состояние Тюменской области может показаться пределом мечтаний. Но не для нас самих. Мы способны на гораздо большее, мы должны ставить планку задач на достойной высоте, а не на уровне колена».

Вадим Шумков: «Можно много рассказывать, какие мы несвободные, как нам мешают, какие у нас дурные законы, а можно попытаться что-то изменить хотя бы на своем уровне. Я выбрал второй путь. Меня по жизни приучили поменьше говорить и побольше делать. Потому в 33 года и пошел на государственную службу, поскольку жить собираюсь в России».

Нравится

Статьи по теме

№161 (5138)
16.09.2010
Дмитрий Неволин
Почему малый бизнес не спешит за господдержкой?
№169 (4911)
28.09.2009
Светлана Глотова
Вадим Шумков: «Сейчас, как никогда, надо считать деньги»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"