23 февраля 2024     

Культура   

Возвращение в эпос

Студенты специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» слушают курс «История кино и телевидения». Благодаря долголетнему сотрудничеству вуза и ГТРК «Регион-Тюмень» эти занятия дают уникальную возможность смотреть, анализировать и обсуждать лучшие телевизионные документальные картины, созданные ведущими журналистами, режиссерами и операторами компании.
Недавно будущие режиссеры театрализованных представлений и праздников посмотрели и обсудили новый фильм Анатолия Омельчука и Эдуарда Улыбина «Три подвига Александра Быстрицкого».
Судьба легендарного тюменского геолога Александра Быстрицкого, под руководством которого была заложена скважина, положившая начало эры нефтегазодобычи в Западной Сибири, впервые так глубоко и подробно показана в кино. Поводом для создания телефильма на ГТРК «Регион-Тюмень» стало 100-летие со дня рождения героя.
100 лет — такое временное измерение исторических событий, когда уместно эпическое повествование. Прошлое становится легендарным.
Эпическое измерение свершений Александра Быстрицкого задано названием фильма. Картина показывает и раскрывает подвиги героя. Автор сценария и ведущий вписывает судьбу современного героя в широкий культурологический контекст. Анатолий Омельчук насыщает этот контекст историческими и художественными аллюзиями и ассоциациями (Суриков, Меншиков, Гоголь и другие).
В основе драматургии фильма три главных, по мнению авторов фильма, подвига Быстрицкого. В реальной жизни Александра Григорьевича их было неизмеримо больше. Но и на основе этих трех подвигов (легендарная скважина Р-1; появление первого поколения собственно тюменских нефте- и газодобытчиков; призыв в Тюмень великого Ю.Г.Эрвье) раскрыт в фильме былинный масштаб личности Быстрицкого.
Эрудиция и оригинальное мышление автора сценария втягивает в круг культурных ассоциаций. Образ геолога отсылает зрителя к герою русского эпоса Добрыне Никитичу. Богатырь Добрыня Никитич — подлинный герой, всегда готовый к подвигу. Он там, где нужна помощь, смекалка, ум и такт, верность и смелость. С этим богатырем в песенно-эпический фольклор вошел тип общественного деятеля, который целиком связал свои подвиги, дела и помыслы с укреплением могущества державы. Просвещенный зритель узнает в этом описании героя фильма — Александра Быстрицкого.
В эпосе в форме, казалось бы, редкостных или «личностных» эпизодов отражаются, как правило, большие, значительные для всего народа события. Судьба героя как бы вбирает часть общенациональной судьбы. В фильме авторам удалось через судьбу отдельного человека разглядеть целую эпоху. Из факта, документа, бездушного предмета создается образ, наполненный духовной материей. Для характеристики культурного героя фильма автором сценария найдена исключительно точная метафора — «человек-месторождение».
Во всех фильмах, к созданию которых причастен Анатолий Омельчук, важен вопрос соотношения изображения и текста на экране. По мнению многих зрителей, ленты Омельчука логоцентричны. В них вербальные образы доминируют над визуальными. Многие специалисты в области кино и телевидения считают, что изображение имеет приоритет по отношению к закадровому тексту. Но именно это парадоксальное свойство изображения делает закадровый текст наиболее выразительно звучащим и доходчивым.
Во второй серии закадровый голос Омельчука неожиданно для зрителей практически исчезает из повествования. Две трети экранного времени отводится драматическому рассказу-расследованию сына героя — Григория о причинах «ссылки» легендарного отца из Березова в Покровку. Авторам сложно было устоять перед блистательным умом и обаянием Григория Быстрицкого. Этот поворот в сюжете фильма нарушает цельное восприятие фильма. Но, видимо, авторам показалась чрезвычайно интересной идея показать молодому зрителю современного тюменского Саню Григорьева, героя каверинских «Двух капитанов». Подкупает мудрость сына главного героя, который понимает, что в судьбу отца трагически вмешался непростой ход самой истории.
Изображение, музыка и шумы создают в сознании сильный звукозрительный образ. С большим тактом и вкусом сделана графика фильма. Жаль, в титрах не указан ее автор — Валерия Тоболкина.
Нравится

Статьи по теме

№204 (5412)
17.11.2011
Федор Селиванов, Дарья Селиванова
Не каждому такое счастье выпадает...
№197 (5405)
08.11.2011
Дмитрий Иванов
За партой — Гамлеты и молодые Дон Кихоты

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"