Мне не раз доводилось бывать в закулисье театра кукол: что-то уточнить, взглянуть второпях… Наконец случай представился задержаться здесь подольше. Отложив на время редакционные дела и «превратившись» в тень, наблюдала, как колдуют над куклами бутафоры.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD91.6402EUR98.8409
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | -33...-35 °C | |
Ханты-Мансийск | -39...-41 °C | |
Салехард | -24...-26 °C |
Культура
Несъедобный пирожок, или В гостях у бутафора…
У них сейчас горячая пора. Мастерицы шьют кукол к спектаклю по сказке Андерсена «Снежная королева» (режиссер — Сергей Грязнов). Придумал их художник Александр Кухтерин. У каждой рукодельницы на столе эскизы кукол к будущему спектаклю. А у стены застыли в ожидании репетиций уже приодетые сказочные герои: Кай, Герда, Ворон, Олень.
Совсем скоро в цех заглянут актеры, чтобы познакомиться со своими подопечными. Не сроднятся, не подружатся до спектакля — не случится чудо, не оживет деревяшка…
— Мне достались Снежная королева и один из разбойников, — рассказывала Екатерина Поликарпова, проделывая странные, на мой взгляд, фокусы с обрывками газет. — Это начальная стадия работы. Я делаю голову куклы разбойника из папье-маше. Технология с использованием бумаги, клейстера — древняя. Сейчас есть множество всяких материалов для творчества: paperclay, пластик… Но в нашем театре они неприменимы, кукла должна быть легкой, чтобы у актера руки не уставали, — пояснила собеседница.
Екатерина Поликарпова увлеклась театром еще в юности. Присматривалась, как дома шила кукол старшая сестра. «В 20 лет я пришла в театр почти готовым бутафором», — заверила.
— Где-то учат этой профессии? — поинтересовалась.
— В советское время в Нижнем Новгороде было училище. Красноярский техникум набирал студентов. Есть ли где подобные учебные заведения сейчас, не знаю…
— За двадцать два года, что работаю в театре кукол, встречала только одного профессионального бутафора, — включилась в разговор соседка по цеху Галина Дергачева.
— Как же освоить секреты мастерства?
— На практике, — пояснила Екатерина. — Чтобы стать хорошим бутафором, прежде всего нужно любить театр и кукол. Можно рисовать красиво, шить правильно — так, чтобы стежок к стежку. Но образ не сложится…
Поликарпова — неугомонный исследователь, которому не сидится на месте. В свой первый приход проработала в театре пару лет, но решила сменить род занятий. Попробовала себя в дизайне. Пять лет на молочном заводе разрабатывала упаковки для молочных продуктов. Освоив особенности производства, с «завода сбежала», потому что, как сама признается, «скучно стало, неинтересно». Вернулась в театр кукол. Здесь потолка для развития нет. Каждый новый спектакль — непаханое поле для творчества. Никогда не знаешь, что придумают художник и режиссер. Их фантазии воплощают в жизнь мастера на все руки — бутафоры.
— Разнообразие и привлекает в этой работе, — призналась Екатерина Поликарпова. — В театре нашла для себя еще одно увлечение — авторской куклой. Делаю иногда в подарок друзьям, родным. Но есть у меня две куклы, которые никому не продам и не подарю: Масяня и старый дворецкий.
У забавной Масяни-эмо — два автора. Начала ее делать Галина Дергачева, да забросила… До ума куклу довела коллега: приодела, приукрасила. Тряпичная девчушка получилась на загляденье симпатичной. А «старый дворецкий, который проснулся раньше, потому что услышал шорох в саду» (так называется кукла), появился случайно.
— Однажды было у меня плохое настроение, — вспоминала Екатерина. — И куколку захотелось сделать гаденькую, противненькую. Начала рисовать, а образ получился другой — смешной, карикатурный. Кукла и должна быть такой. Гламурные и шаблонные мордашки меня не привлекают.
Пока беседовали, в мастерскую заглянула реквизитор, принесла «раненых» Слоненка и Страуса. «Ну вот, Ира опять ремонт принесла! Мы еще Знайку с Пончиком не починили», — хором вздохнули бутафоры. Они, как кукольные лекари, возвращают сказочных героев на сцену.
Отложив в сторону эскизы к «Снежной королеве», бутафор Наталья Коваленко взялась за починку. Подшкурила Знайке макушку, закрасила. Пончику сначала носик, затем ушки охрой «припудрила». Посвежевшие, малыши из Солнечного города снова готовы к встрече с ребятней.
— Сейчас нужно еще тапочки Грибочка из «Волшебного дождика» проклеить силиконом, — комментировала Наталья, мастерски обращаясь с «пистолетом», плавящим силикон. — А потом можно и за кукол браться.
— Наташа — наш молодой перспективный сотрудник, — представили коллегу рукодельницы. — Хорошо будет, если останется в театре…
— Мне нравится то, чем я занимаюсь, — слегка засмущавшись, откровенничала девушка. — Учусь заочно в академии культуры и искусств, на дизайнера интерьера. Думаю, все, что здесь освою, пригодится в будущей профессии. Мне всегда нравилось что-то мастерить руками. А в театре целый день и мастеришь что-нибудь. В нашем цехе рождаются куклы. Мы делаем им головы из папье-маше, «скелеты» изготавливает конструктор — и возвращает в наш цех. Теперь нужно подогнать тушки, сшить одежду…
Слушала-слушала рассказ — и попросила объяснить, что к чему. «Мы-то между собой общаемся, понимаем друг друга. Представляю, как это звучит для стороннего наблюдателя: тушки подогнать, ушки подрезать, глазки пожарить…— улыбнулась Екатерина Поликарпова и, увидев явный испуг на моем лице, поспешила пояснить: — Раньше была такая хитрая технология изготовления глаз для кукол-животных. Кругляшок из свиной кожи клали на раскаленную плиту, чтобы не был плоским. Это и означало «пожарить глазки». Подогнать тушку — то есть набить «тельце» куклы поролоном.
Всякий раз, попадая в эту мастерскую, чувствую себя маленькой девочкой в игрушечном магазине. Хочется все рассмотреть получше, потрогать, узнать, из чего что сделано. Здесь почти каждый предмет — обман, иллюзия, которая лопнет, словно мыльный пузырь, лишь только возьмешь вещицу в руки. Огромное яблоко весит лишь несколько граммов, аппетитный пирожок оказывается несъедобным…
— Да вы на нашего Пушкина взгляните, — предложила Галина Дергачева. — Смотрится чугунным, а поднять можно одной рукой. Сделали его к спектаклю, да так и прижился в нашей мастерской.
— Галя, пошли на примерку, — неожиданно прервала нашу беседу Надежда Бачаева, модельер театрального костюма. Чтобы не пропустить что-нибудь интересное, хвостиком пошла за мастерицами в соседний, швейный, цех…
— Это для капустника, — пояснила Дергачева, примеряя воздушное розовое платье. — Номер готовим, чтобы поздравить Сергея Перепелкина. Я — маленькая фея.
В театре кукол так заведено: отмечать особые даты не простыми чаепитиями, а веселыми представлениями, участвует в которых почти весь коллектив. Кукольники — как дети малые, не упустят возможности поиграть и похулиганить…
— Я после школы хотела поступать в театральное училище, — удивила признанием Галина Дергачева. — Но не решилась из-за внутренних комплексов. Считала, что актриса должна быть высокая да длинноногая.
В театр Дергачева все-таки пришла: не на сцену, так в производство. Стала бутафором.
— Помню, лет в 14 все еще в куклы играла втайне, — рассказала. — Рисовала их, одежду придумывала, клеила домики из картона. Так до сих пор этим и занимаюсь. А в другой профессии себя не представляю.
Тяга к актерству по-прежнему дает о себе знать. Галина Георгиевна — звезда театральных капустников, так шутя ее называют коллеги. Актер Тюменского драмтеатра Сергей Кутьмин, увидев Дергачеву на сцене, сказал: «Галка! Ты совершила преступление — не пошла в театральное. У тебя есть важное для актрисы качество: не боишься быть смешной…»
У каждого из нас — свой путь в профессию, заранее не знаешь, в какую сторону повернется колесо судьбы. Виктория Лузина в театре работает около восьми лет. По окончании школы поступила в медицинский. Долгое время была фельдшером на старте в «Тюменских авиалиниях»: отправляла пилотов в полет, позже работала в неврологическом отделении. А восемь лет назад пришла в театр кукол.
— Учителя в школе были уверены, что выберу творческую профессию. Пусть не сразу, но так и случилось, — рассказывала Виктория, не отрываясь от своего занятия. Мастерица шила шубку для Герды.
В спектакле эта героиня появится не однажды: сначала в простенькой одежке, потом в шубе с «царского плеча». А значит, и кукла для постановки нужна не одна. Двойники — один из секретов театра. Здесь, как в кино, у кукол-актеров есть дублеры. Чтобы зрители не заметили разницы, двойников делает один мастер. Мелочи, скажете? Но ведь из них и складывается сказка, которая дарит радость…
У забавной куклы Масяни — 2 автора. Начала ее делать Галина Дергачева. Завершила Екатерина Поликарпова.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.