26 апреля 2024     

Общество   

Югра сортировочная

Идеология имеет значение

На самом деле это четвертая российская беда, о которой не упомянул Николай Васильевич Гоголь. Впрочем, тогда, вероятно, она была не так актуальна. Но теперь в российских регионах ей объявлена война. Югра в этом смысле — на переднем крае. Только в 2011 году правительством был принят ряд серьезных и объемных документов: прежде всего это «Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на период до 2020 года». Кроме того, разработана подробнейшая «Схема обращения с отходами...», было принято несколько постановлений и распоряжений и, в частности, «О плане основных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами...» То есть, как и положено, к ведению активных «боевых» действий была подготовлена серьезная нормативно-правовая база.

— Геннадий Федорович, действительно нужно говорить о «войне» с мусором? Насколько проблема его сбора и переработки актуальна для Югры?

— На территории округа очень низкая обеспеченность населенных пунктов санкционированными местами размещения отходов. Только 30% из них оснащены полигонами. Отсюда и проблемы с тем, куда отходы сваливают, куда вывозят... Но даже из тех объектов, которые оборудованы, около 70% не соответствуют природоохранным и экологическим требованиям. То есть они строились очень давно, почти заполнились, послужить им осталось максимум два-три года. Кроме того, таких жестких экологических требований, как сейчас, к местам размещения отходов раньше не предъявлялось. При этом в Югре недостаточно развита транспортная инфраструктура. Экономические расчеты показывают, что «плечо» для перевозки мусора не может быть больше двухсот километров. А у нас территория — тысяча километров в одну сторону, тысяча — в другую. В некоторых муниципальных образованиях отсутствуют генеральные схемы очистки территорий. Нет правил обращения с отходами. В марте этого года в Нефтеюганске состоялся Совет при губернаторе по развитию местного самоуправления, на котором присутствовал полномочный представитель Президента РФ в УрФО. В частности, рассматривался проект схемы обращения с отходами. Были даны поручения, в том числе и муниципалитетам, чтобы до июня 2012 года разработать генеральные схемы и правила очистки территории. Эти поручения вошли в план мероприятий по реализации разработанной и принятой нами концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе на период до 2020 года.

Отдельно существует проблема особо опасных отходов — ртутьсодержащих и медицинских. Первые не представляют опасности, пока они не повреждены, но в каждой люминесцентной компактной лампочке — 5-7 миллиграммов ртути. При попадании ее на свалку начинается заражение территории. Это может иметь отдаленные последствия, в том числе и для населения. В округе в течение года в почву попадает порядка 100 тонн ртути. Начали привлекать бизнес к тому, чтобы собирать содержащие ее отходы. И есть уже первые «ласточки» — закупили установку по переработке ртутьсодержащих ламп для Ханты-Мансийска. В Сургуте бизнесмены получают документы на перерабатывающее оборудование от Роспотребнадзора. В декабре, думаю, они его запустят. В окружном центре есть уже опыт торговых сетей — граждане, покупающие люминесцентные лампы, при сдаче старых получают скидки. То есть начало положено.

Теперь о том, что касается медицинских отходов. Вывозить их без обеззараживания за пределы больницы запрещено. В этом году по просьбе окружного департамента здравоохранения, за счет экономии по окружной программе экологической безопасности, изыскали 40 миллионов рублей, чтобы закупить порядка 34 обеззараживающих установок для муниципальных больниц плюс одну для центральной окружной больницы. Как-то прошла информация в прессе о том, что на улице нашли пакеты с медицинскими отходами... Такого не должно быть.

Следующий шаг — совместно с Роспотребнадзором займемся частными больницами и медкабинетами.

Есть проблема в организации раздельного сбора мусора: если люди увидят, что мы раздельно собираем и так же раздельно... зарываем. Тогда какой смысл в этом? Необходимо предусмотреть, и мы будем давать комплекс- ные задания при разработке проектно-сметной документации, чтобы на полигонах были площадки, где будут размещаться и мусоросортировочные линии, и линии по переработке. То есть нужно сдавать те или иные линии в аренду на конкурсной основе. Чтобы предприятие, которое получает бумагу и пластик, ими и занималось. Посмотрите, какая картина по металлолому: чуть цена повыше — проблема исчезла. Металлолом убрали!

Я с детства помню, когда приезжал к деду в деревню, там старьёвщики ходили, собирали кости, тряпки, бумагу. И давали взамен либо петушок, либо воздушный шарик... В школах собирали металлолом, макулатуру. К сожалению, этого сейчас нет.

В Ханты-Мансийске пошли на эксперимент. Поставили палатку — и за два-три часа горожане натащили тонну бумаги! Если этим целенаправленно заниматься, собирать ее в муниципальных учреждениях, в окружных департаментах, то сколько ее будет?

В округе, повторю, разработана концепция по обращению с отходами производства и потребления. Есть план мероприятий по ее реализации. По каждому населенному пункту расписано — где и какие объекты будут. Все эти документы размещены на правительственном сайте и на сайте департамента экологии.

— Не получится по пословице — гладко было на бумаге?..

— Знаете, мы приняли программу до 2020 года, цена вопроса — 22 миллиарда рублей. То есть все подкреплено финансами. Это не просто красивая идея, это конкретная концепция. Сегодня в Югре 168 объектов размещения отходов (70% не отвечают природоохранным требованиям, их можно назвать свалками), 49 несанкционированных свалок, 59 — санкционированных. По округу на полигоны в год вывозится порядка 700 тысяч тонн отходов, то есть 2000 тонн в день. Их можно переработать. Согласно принятой правительством и согласованной с муниципалитетами схеме планируем построить еще 48 полигонов ТБО, из них 6 комплексных в Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске, Нягани и Когалыме. Там, где есть тот объем мусора, который обеспечит загрузку заводов. Рассчитано, сколько тонн мусора можно перерабатывать в год. Будут также построены 11 мусороперегрузочных станций, 34 площадки временного накопления — это в малых и труднодоступных населенных пунктах. Плюс 21 бункер в таких же поселениях. Финансирование всего этого предусмотрено программой — 21 млрд 486 млн рублей на 8 лет, или на 2012-2020 годы. Причем основная доля — внебюджетные, привлеченные средства — 17 млрд 600 млн рублей. Это деньги нефтяников, у которых есть свои полигоны для промышленных и твердых бытовых отходов. Бюджеты муниципальных образований возьмут на себя 866 млн рублей, бюджет автономного круга — 3 млрд рублей. Принятые к руководству схема и программа позволят нам к 2020 году обеспечить решение вопроса на 100%.

Нам необходимо использовать лучшие, доступные технологии. Мы изучаем опыт Европы. В России есть подобные производства, например под Санкт-Петербургом. Построить построили, но завод оказался невостребованным, не везут туда отходы. А вложили 30 миллионов евро. Теперь собираются либо отдать городу, либо найти какие-то другие схемы.

И еще надо смотреть тарифы. В Московской области тариф на вывоз и захоронение мусора — 180 рублей за тонну. А экологические платежи — за захоронение — 800 рублей. Их никто не платит. Переработка — 1 тысяча рублей. Если еще и разделение отходов на заводе сделать — 3 тысячи. То есть «хозяину» мусора невыгодно его перерабатывать! Проще отъехать, свалить и закопать.

...И «кнут» найдется

— Это то, что касается «пряника». А «кнут» как применяется?

— По законодательству у нас ни один орган не отвечает за захоронение мусора. За его вывоз, переработку отвечают муниципальные образования. А вот за захоронение — никто. При подготовке схемы обращения с отходами мы посчитали, сколько в каждом городе образуется отходов, исходя из числа жителей. Мы хотим выстроить такую систему, чтобы знать, сколько и чего сдано на полигоны. И тогда спросим: где заключенные договоры, куда делся мусор? Решение этой задачи возложили на плечи регионального оператора, который будет заниматься координацией всей деятельности между подрядными организациями в муниципалитетах и полигонами. У него будет вся информация. Тогда мы сможем найти и наказать тех, кто сваливает мусор куда попало.

Надзорными органами за этот год выявлено 448 мест несанкционированного размещения ТБО на общей площади 160 гектаров. 75% из этого количества расположено на землях муниципальных образований, 13% — лесного фонда и 12% — на землях иных категорий: водоохранных землях, вдоль рек. Это вершина айсберга, конечно. Я как-то выехал в дачный кооператив рядом с Ханты-Мансийском... Слушайте, ну нельзя так жить: в конце дачного поселка пересекаются две дороги. Тут же зловонная куча мусора! При том, что каждый может часть своего мусора сжечь, часть вывезти на машине на свалку. Ну зачем же гадить там, где живешь?

В рамках акции «Спасти и сохранить», которая проводится в округе, молодежь собирает мусор в зонах отдыха, на лесных полянках. Успокаивает хотя бы то, что те, кто этим занят, будут вести себя по-другому. А вообще проблема культуры у нас очень большая.

Из числа несанкционированных свалок, о которых я сказал, 229, или 51%, на площади в 30 гектаров ликвидированы. Мы понимаем, что найти собственника несанкционированных свалок на так называемых межселенных территориях сложно. За них отвечает муниципалитет района, у которого денег мало. Поэтому в программе по обращению с отходами предусмотрели субсидии муниципальным образованиям для их устранения.

По 448 несанкционированным свалкам за 11 месяцев текущего года вынесено 276 постановлений на 7 млн 410 тысяч рублей штрафа. Взыскано 202 штрафа на общую сумму 5 млн 105 тысяч. Это показатель — не просто выписали, но и взыскали. Кроме этого, оцениваем ущерб и природной среде. Это серьезные деньги — более 65 млн рублей. 90 материалов по фактам нарушений направили в органы прокуратуры, 27 — в суд, чтобы принудить виновных убрать эти мусорные кучи.

Зато компании, которые занимаются природоохранной деятельностью, будут платить меньший налог на имущество, нежели другие. Предприятиям, тем, что вывозят мусор, перерабатывают жидкие отходы, налог на прибыль будет уменьшен. Это мера поощрения, но внесли в Административный кодекс округа пункт, по которому в 2 раза подняли штрафы за несанкционированное размещение мусора. На физическое лицо сейчас может быть наложен штраф до 5 тысяч рублей, на должностное — 10 тысяч, на юридическое — 20-30 тысяч.

Чисто конкретно

— Есть те, кто готов платить и строить?

— По инвесторам мусороперерабатывающих заводов? Пока есть предложение купить завод, поставить его под ключ, только чтобы занимался переработкой мусора кто-то другой. Ну, во-первых, предлагают не приспособленные для нашего климата технологии. Во-вторых, мы ищем тех, кто сам проинвестирует, может быть, с нашим участием по государственно-частному партнерству, поставит завод и будет его эксплуатировать. Это намного интереснее. Мы находимся на первом этапе, в преддверии запуска крупных полигонов — под Нижневартовском, между Нефтеюганском и Пыть-Яхом. Сам полигон — это инфраструктура, это только бюджетные деньги. А переработку, эксплуатацию нужно отдавать инвесторам. Это так же, как для того, чтобы построить дом, мы должны подвести воду, электроэнергию, газ. Затем человек пришел, построил его и начал жить. В нашем случае мы должны выделить площадку для размещения полигона, провести конкурс. Кто выиграет — тот построит завод и будет его эксплуатировать.

— «Технопарк высоких технологий» Югры называют центром инновационной деятельности округа. Как он задействован в «мусорном» деле?

— С технопарком мы договорились, что все мусоросборные и мусороперерабатывающие проекты будем направлять им на экспертизу. Они сами посмотрят и привлекут научную общественность, чтобы дать заключение — реален ли проект, насколько он пригоден в наших условиях, выгоден ли? Думаю, что технопарк как ядро инноваций в округе ориентирован именно на эффективные технологии.

— После переработки остаются так называемые «хвосты» — то, что уже не поддается ничему. Что с ними?

— Только захоронение. Так во всем мире — перерабатывается не более 20% мусора.

У нас есть региональный Кадастр отходов, куда занесено все, что образуется по всем городам. Любой предприниматель может зайти на сайт, посмотреть и выбрать, что он мог бы перерабатывать.

Теперь о том, будет ли покупаться то, что производится из вторсырья. Здесь бизнес должен думать, какие материалы можно продать или сбыть, и только после этого делать сортировку мусора.

— В округе, где работает «нефтянка», актуальна проблема шламовых амбаров?

— У нас шламовые отходы выжигаются, хотя из них получают гранулят для отсыпки дорог. Надо смотреть, какой класс опасности отходов, сертифицирована или нет технология, что получается на выходе. Можно переработать, а вдруг это будет токсично? Что-то в воду попадет... Технологии переработки шлама, которые существуют, мы разместили на сайте департамента экологии. Там перечень компаний-подрядчиков, рассказывается о том, какие технологии используются. Для населения округа это важная информация.

— Отдельно стоит поговорить о строительных отходах, ведь не все они безобидны и для человека, и для природы?

— В Сургутском районе проблема — ветхое жилье. Причем не просто ветхое, но еще и фенольное. Это касается поселков Белый Яр, Барсово. В Белом Яре два дома разрушили, бросили... Это же фенол, второй класс опасности! Его нельзя даже на полигоны вывозить. А у нас бывает так — руины сгребли, сожгли. Рядом Обь, Иртыш, речки, болотца. С такими случаями будем жестко бороться. Я обращаю на это особое внимание, потому что программа по сносу ветхого жилья объемная, в том же Нижневартовске например, но в Сургутском районе вопрос наиболее сложный.

Разрабатывая жилищные программы, на реализацию которых муниципалитетам Югры выделяются средства, подрядчики должны будут обращать на это особое внимание.

Нравится

Статьи по теме

№208 (5416)
23.11.2011
Людмила Запрудина
Сортировку отходов начнут во дворах
№60 (5268)
13.04.2011
Николай Боталов
Здоровье леса — дело общее!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"