28 марта 2024     

Культура   

Есть такая бацилла — extrimus avanturata

— Гостил там две недели у своих родственников, — пояснил собеседник. — Мне хотелось не только с родней повидаться, но и побывать в резервациях индейцев, получить возможность из первых уст узнать об их жизни, о том, как страна с такими же возможностями, как и Россия, а может быть, и более скромными, достигла такого уровня развития.

— Чем поразила Канада?

— Прежде всего отличными дорогами. За две недели мы исколесили не одну тысячу километров и по миллионному городу Калгари, и по его окрестностям, и ни разу не застряли в пробках… Мне удалось встретиться с заместителем мэра Калгари Ричардом Путмансом. Оказалось, увидеться с политиком такого уровня может любой житель Калгари. Не возникло сложностей и у меня. Достаточно было одного звонка в мэрию — и на следующий день встреча была назначена. В моем распоряжении был почти час, чтобы задать Ричарду свои вопросы.

— О чем беседовали с представителем городской администрации?

— О бюджете города. Со слов Ричарда Путманса, он делится на основные три части: первая (самая весомая) часть — это строительство и содержание дорог. Ричард поинтересовался моим мнением о состоянии их дорог. Оказалось, именно это вызывает больше всего нареканий у местного населения. Я посоветовал мэру отправлять недовольных к нам, в Россию… Вторая часть бюджета города — это содержание национальных парков, окружающих город Калгари. Перед встречей с Путмансом побывал в этих парках. Не переставал удивляться: дорогам, проложенным в парке, обустроенным площадкам для отдыха. Там можно поставить машину, развести огонь… Таких стоянок создано множество. Огромная территория превращена в замечательное место для отдыха горожан. И все это построено на деньги налогоплательщиков. Для сведения: отдых на такой стоянке обойдется в 20 долларов в сутки. Сборы идут в казну. И третья статья расходов — это здравоохранение и образование.

— Что еще примечательного в Канаде?

— Мне было удивительно узнать, что весь аппарат мэрии умещается в одном здании. Да, это огромное историческое здание с современным пристроем, но все же… Нет в мэрии гаража со служебными машинами. Все служащие приезжают на работу на своих автомобилях и велосипедах, включая мэра. Там нет отделов соцразвития, нет отдела культуры, спорта и по работе с молодежью… Но при этом успешно развивается спорт, культура. Нищих — мизерное количество, люди — вежливые и обходительные...

— Удалось, как задумывали, встретиться с индейцами?

— Да, мне посчастливилось побывать в индейских резервациях племени «Черная нога», посетить местный музей.

— Как там живет коренное население? Чем занимается?

— Жизнь индейцев в Канаде — это особая тема, которая стоит того, чтобы об этом поговорить отдельно. Социальный статут индейцев отличается от других канадцев. Нет, он не ниже, но имеются некоторые специфические отличия. Я имею в виду тех индейцев, которые живут в резервациях. Те, кто адаптировался к другой жизни, получили образование, работу, трудятся в городах, ничем не отличаются от остальных. Но живущие в резервациях имеют возможность там же охотиться, рыбачить. Живут они в современных домах, построенных среди прерии или у леса. Во дворе обязательно стоят одна-две машины. Индейцы получают определенную ренту за добытые на их территории нефть или газ. Они имеют право строить на своих территориях казино, игровые дома, что запрещено на остальной территории Канады. Поэтому в самой среде индейцев существует и коррупция, и нечестное ведение бизнеса. Так что проблем и там хватает…

— Планируете рассказать своим читателям о путешествии в Канаду?

— Да, я готовлю статью под заглавием «На 180 градусов», в которой более подробно расскажу о своих встречах и с русскими артистами, содержащими свой театр, и с индейцами, и с чиновником достаточно высокого уровня, с рядовыми канадцами…

— Валерий Леонидович, вы врач по образованию. Еще практикуете?

— Да, и горжусь этим. Много лет работал главным врачом, но никогда не прерывал практического врачевания. Работал по совместительству врачом общей практики, приходилось заниматься и терапией, и амбулаторной хирургией, и акушерством-гинекологией, и психотерапией… Я ведь работал в небольших населенных пунктах: сначала в Дружинино Свердловской области, потом в поселке Высоком, расположенном недалеко от Нижневартовска. Люди воспринимали меня как своего семейного врача. Часто приходили просто за житейским советом. Иногда смущало, что обращались за советами люди гораздо старше меня. Оно и понятно: институт я закончил в двадцать два года. А в неполные двадцать четыре уже возглавил дружининскую больницу…

— Чем сейчас занимаетесь?

— Сейчас я работаю психотерапевтом в центре «КОД» Нижневартовска. Занимаюсь, наверное, самой одной из самых актуальных проблем современности — лечением больных, страдающих хроническим алкоголизмом, по методу А.Р. Довженко.

— Вы выпускник Винницкого института (Украина). Давно живете на Севере… Почему сюда приехали?

— Действительно, я учился в одном из самых престижных медицинских вузов СССР — государственном медицинском институте им. Н.И. Пирогова. Наш выпуск был назван ленинским, всесоюзным, так как в институт мы поступили в год столетия со дня рождения вождя революции. Распределялся наш курс по всему Советскому Союзу. Мне относительно повезло с назначением на Урал: кто-то попал в Читу или на Камчатку. Но после обязательной отработки в Дружинино решил поехать в Западную Сибирь. Даже поставил условие: если мне откажут в работе на Севере, вернусь на «ридну нэньку» Украину. Терять рабочую лошадку в моем лице начальство, видимо, не хотело — и мое требование удовлетворили. Так в 1980 году я и появился в Высоком, в рабочем поселке, где жизнь кипела и бурлила во всем своем многоцветии.

— Первые впечатления?

— Мне все здесь пришлось по душе: и суровая природа, рыбалка, охота, и бешеный ритм жизни, и люди, наделенные особыми характерами. Но самым большим откровением для меня стали коренные жители Севера. Случилось так, что я подружился с хантами, живущими на реке Ватьеган. Стал изучать особенности жизненного уклада коренных народов Севера. Для чего и отправлялся в экспедиции в компании своих друзей-ученых, единомышленников.

— Как появилась идея отправиться в путешествие?

— В 2005 году в приватном разговоре с профессором Феликсом Рянским, моим другом, мы начали мечтать об экспедиции в верховья реки Вах. Бассейн реки Вах — это одна из самых загадочных территорий в Ханты-Мансийском автономном округе. Нас тогда интересовали вопросы учреждения заповедников, пока туда не добрались нефтяники. Немаловажную роль сыграла и моя статья о демографических и социальных проблемах коренных жителей Ваха, которую высоко оценил профессор. Нам хотелось докопаться до сути. Не имея средств на экспедицию, мы все же стали готовиться к путешествию: разрабатывали маршрут, сколачивали команду, расписывали цели и задачи. В то счастливое время мы только и жили своими мечтаниями и ожиданием чего-то значимого. Вырисовывалось довольно серьезное мероприятие…

— Кто помог с организацией экспедиции?

— Друзья, знакомые и незнакомые предприниматели, бизнесмены: мой друг Николай Смехов — начальник МО-95 выделил для экспедиции катер, фермер Сергей Быльев пожертвовал нам поросенка, администрация Нижневартовского района обеспечила нас бензином и соляркой…

— И когда же отправились в путь-дорогу?

— Экспедиция состоялась в 2006 году. Считаю, она удалась: были исследованы огромные территории Нижневартовского района — самые восточные территории ХМАО. Подобные экспедиции давно не проводились на территории округа, да и в России такие поездки, в которых участвуют несколько ученых разных профилей, случаются не так часто. Мы задействовали автомобильный транспорт, катер, моторные лодки, вертолет… Нам повезло — мы сделали одно открытие: нашли самую восточную в округе древнюю стоянку человека, ранее не известную. Кроме того, мы выполнили очень важную миссию, поставив стелы в географических точках — в центре бывшего СССР, а также в центре Российской империи, рассчитанном Д.И. Менделеевым. К слову, экспедиция была посвящена столетию его труда «К познанию России», в котором были представлены расчеты географического центра страны.

— На одной экспедиции вы не остановились…

— Уже на следующий год мы с другом Валерием Нестеровым продолжили исследования на реке Кулын-Игол, северном притоке Ваха. Потом в 2008-2009 годах была сложнейшая и опаснейшая экспедиция на снегоходах с самым продолжительным маршрутом от западных границ России — Санкт-Петербурга до центра СССР. Общая протяженность экспедиции составила более шести тысяч километров. В первый год преодолели 4500 км и в следующую зиму еще более 1500 км. Конечно же, просто прохождение маршрута не являлось самоцелью. Для меня важно было за короткий срок пройти путь расселения финно-угорских народов в северных широтах нашей страны, чтобы найти ту этническую группу, что дала особые отличительные черты ваховским хантам. Не было сомнения в том, что какая-то группа финно-угров поселилась на Вахе три столетия тому назад. На это, к слову, указывал и финский исследователь Сирелиус.

— Нашли?

— Да. По ходу маршрута экспедиции «Великий северный путь» производил забор крови для генетических исследований и «отыскания истины» у вепсов, коми-зырян, коми-ижемских, а затем и у ваховских хантов. Данные произведенных анализов дали возможность разгадать загадку возникновения такой субэтнической группы, как ваховские ханты. В экспедиции участвовал заместитель директора по научной работе Томского центра медицинской генетики СО РАМН, доктор биологических наук, профессор Вадим Степанов. Именно этот центр медицинской генетики выполнил полный цикл генетических исследований всех проб крови безвозмездно, за счет собственных средств и средств грантов. Сумма потребовалась солидная, ведь мы забрали около ста проб.

— Как находите таких же чудаков, готовых отправиться в путешествие?

— Об одном «чудаке» уже упомянул, это профессор Вадим Степанов. Когда я ему рассказал о предстоящей экспедиции (уже знал из его работ, что он занимается генетическими исследованиями северных народов), он ни одной минуты не колеблясь решил сам в ней поучаствовать. «Очень важным для исследователя, занимающегося генетикой происхождения народов и популяций, является возможность самому побывать в тех местах, где живут коренные народы Сибири…» — услышал от него. Еще один мой друг Валерий Нестеров — мастер спорта по радиолюбительскому спорту, уже немало поколесивший по свету. Мы вместе с ним вынашивали идею этой экспедиции. Появились и люди состоятельные, которые помогли финансово, — Александр Петерман. Он сам участвовал в первой части экспедиции. Он настолько заразился «северами», что теперь ежегодно организовывает протяженные туристические экспедиции в условиях северных тундр. Двое хантов, мои друзья Павел Покачев и Иван Тылчин, тоже вызвались пройти путь их предков. Желающих было много. Не всем повезло стать участником экспедиции. Ведь у нас было всего шесть снегоходов.

— Почему вам не сидится на месте? Что снова и снова гонит в дорогу?

— Бацилла extrimus avanturata (это мое определение) чрезвычайно заразна и не вызывает никакого иммунитета. Значит, человек, заразившийся ею, не имеет шансов на выздоровление. Конечно, бывают периоды латентного течения болезни, но обострения неизбежны. А я этой бациллой заразился очень давно, еще в детстве… В студенческие годы «выучился» на инструктора по туризму и водил группы в водные походы на плотах по горным рекам. Все летние сессии жил в лесу, там и готовился к экзаменам. Пять километров шел пешком через лес в день экзамена. Переодевался в цивильную одежду в общежитии, а после экзамена снова возвращался в свою палатку, где меня ждали мои друзья.

— Как родные относятся к вашему увлечению?

— О своей «болезни» я, как честный человек, сообщил своей будущей жене, так что она уже была морально подготовлена. Моя Наталья меня понимает и относится к моим внезапным исчезновениям очень спокойно. В экспедиции ухожу один-два раза в год, а в остальное время остаюсь очень домашним человеком.

— Давно изучаете традиции народа ханты. Чем привлекает их культура?

— Более тридцати лет я знаком с аганскими, ваховскими хантами. Сначала это была просто дружба с Кузьмой Покачевым и его семьей, потом проявился интерес исследовательского характера. У меня возникли вопросы: как и почему? С годами появилось много друзей среди хантов, чем я безмерно горжусь. Культура хантов, манси возникала из их быта, формировалась в определенных природных условиях, поэтому она очень рациональна и природосообразна. Люди, живущие в тайге, ведущие традиционный образ жизни, вписываются, встраиваются в природу, а не изменяют «окружающую среду» под свои нужды, как делают люди, относящиеся к техногенной цивилизации. Я никогда не забуду, как Ефим Тылчин прежде, чем срубить дерево, погладил его по шершавой коре, попросил прощения, сказав, что древесина нужна ему не ради какой-то прихоти, но для дела. Меня это тронуло до слез. Мне хочется поделиться своими знаниями, чтобы кому-то это помогло в жизни, в работе.

— Довелось пожить на стойбище, в чуме? Поохотиться?

— Да, мне раньше частенько доводилось бывать на стойбище моего друга Кузьмы Покачева. Сейчас ханты не строят чумы, они живут в деревянных избах, срубленных особым образом. Избы аганских хантов несколько отличаются от построенных на Вахе. Я не хотел бы останавливаться на этих отличиях: они интересны только для специалистов… Когда живешь рядом с коренными жителями на стойбище, сразу понимаешь, что можно, а чего нельзя делать. Хозяева обычно проводят небольшой ликбез, потом сам начинаешь действовать так, как все жители этой общности. Многие правила на охоте и рыбалке стоило бы знать не только хантам, но и всем, кто берет в руки удочку, ружье и отправляется в лес. К примеру, ханты не запасают впрок рыбу, дичь в больших количествах. Как-то на глухариной охоте взяли мы с Кузьмой по глухарю. Налетали еще птицы, но Кузьма не стрелял, я тоже, глядя на него. Потом я поинтересовался: «Почему не стрелял подлетевших глухарей, их же было много?» — «А зачем стрелять? У меня же был глухарь, на сегодня и завтра хватит. Нужно будет, еще подстрелю… Если жадничать, глухарей в бору не останется».

— В 2010-м вы стали лауреатом Всероссийской литературной премии имени Мамина-Сибиряка. Какая из ваших книг была ею отмечена?

— Книга «Вах таинственный» и цикл научных статей, посвященных краеведению. Я был тронут таким решением жюри. Особенно приятно, когда вручают премию в твоем округе. Торжество состоялось в Ханты-Мансийске. Книга «Вах таинственный» вышла в 2008 году и посвящена экспедиции 2006 года «Три центра». Я выступил в роли руководителя экспедиции, мой друг профессор Феликс Рянский был научным руководителем. Экспедиция была успешной, по ее результатам защищены две кандидатские диссертации, одна уже написана, но пока не защищена. В этой книге едва ли не впервые в мировой научно-популярной литературе приведены дневники северного аборигена (ваховского ханта) за достаточно продолжительный период — целый год. В книге поднимаются проблемы ваховских хантов, даются аргументированные пути их решения.

— Как выбираете маршрут?

— Обычно маршрут экспедиции разрабатывается долго и тщательно. Это экспедиция длится обычно две, три недели или месяц, подготовка же длится год, а то и два. Для начала определяется маршрут, как говорят, вчерне: ну, допустим, из Санкт-Петербурга в Нижневартовск. Потом уже разрабатываются детали: через какие населенные пункты будем двигаться, где заправляться, ночевать, пополнять продуктовые запасы и так далее. Но главное — определить, в каких населенных пунктах будет проводиться основная исследовательская работа. Приходится звонить во все села, городки, которые предстоит посетить по ходу маршрута. Так что, когда мы идем по маршруту, нас уже ждут, знают о нашем продвижении, тем более что наш неизменный радист Валерий Нестеров радирует о ходе экспедиции. Обычно о нас знает весь мир: и в Италии, и Канаде, и Японии, и в Индии следят за тем, как идут у нас дела, сопереживают.

— Следующий проект? Поделитесь задумками…

— Сейчас для меня важно найти средства для новой книги «Через всю Сибирь» о путешествии на лодке от Байкала в Нижневартовск, которая практически завершена в рукописном варианте. Еще одна книга стоит в очереди на издание — это сборник рассказов. Какие-то экспедиции или путешествия на ближайший год не планирую — много скопилось рутинной работы, которую хочешь не хочешь, но нужно делать. Да и пока нет яркой и грандиозной идеи. Как только она появится, все брошу, соберу рюкзак — и двинусь навстречу новым приключениям… Я очень легок на подъем.

P.S. Пока материал готовился к печати, пришло известие: Валерий Михайловский стал лауреатом премии губернатора ХМАО в области литературы. Его книга «Великий северный путь» была отмечена в номинации «Краеведение, публицистика, критика, литературоведение и научно-популярная литература».

Нравится

Статьи по теме

№225 (5433)
16.12.2011
Любовь Киселёва
Тайная любовь князя Одоевского
№222 (5430)
13.12.2011
Любовь Киселёва
Если музыка ушла в народ

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"