Согласно древней легенде Уральские горы — это Каменный пояс, полный драгоценностей. А еще он скрепляет землю и не дает ей распасться на части. В горах есть что посмотреть пришлым людям: необычное сочетание природных ландшафтов, высокогорья с ледниками, пестрый ковер тундры, искрящиеся водопады…
Курс ЦБ РФ
сегодня USD91.6712EUR102.039
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +21...+23 °C | |
Ханты-Мансийск | +19...+21 °C | |
Салехард | +12...+14 °C |
Общество
Невыдуманные истории зырянской деревни
Романтика больших дорог
Наряду с геологами окрестности Саранпауля хорошо знают туристы — зимой и летом в селе можно встретить людей с огромными рюкзаками за спиной. И хотя в здешних краях можно развивать любой вид туризма — спортивный, этнографический, событийный, оздоровительный, экологический, увы, организованные туры — явление пока крайне редкое. Это другие страны живут за счет въездного туризма — у нас о доходности туриндустрии пока только мечтают. И робко строят планы. Справедливости ради стоит отметить, что в Саранпауле на уровне местной администрации нужная программа разработана еще в 2007 году, с перспективой до 2020-го.
Первоочередные задачи выглядят так: строительство гостиницы на 40 мест; горнолыжного спортивного и оздоровительного центров; реконструкция этнического стойбища «Мань Ускве»; устройство историко-архитектурного комплекса «Пристань Ляпина». Проекты «Щекурья — деревня музейного типа. Дом-музей Панкова», «Ломбовож — музей медведя», «Кимкъясуй — музей воды», «Сосьва — парк-музей манси под открытым небом» — это вторая очередь. Кому как, а мне бы точно интересно было побывать в мансийской деревне Верхненильдиной, где народа — всего одна семья, и живет она по канонам предков охотничьим и рыбным промыслом да сбором дикоросов.
Пусть в Саранпауле снег лежит с октября по май, да и лето нежаркое — не загорать же сюда рвутся настоящие туристы, а за собственными маленькими открытиями планеты Земля. Лично я, например, просматривая в компьютере фотографии ягеля, снятого с очень близкого расстояния, сама была в легком замешательстве: растения похожи на… кораллы Красного моря! Разве это не открытие? А заросли голубики, когда ногу некуда поставить, чтобы не раздавить ягоду, — вряд ли где такие места еще встретишь…
Романтика больших дорог буквально гонит в эти места любителей экстремального туризма. Уже состоялись летняя экстремально-приключенческая экспедиция «Урал Приполярный — 2007» с покорением горы Народной на внедорожниках, и такая же зимняя, на снегоходах; а зимой 2009-го — пробег на снегоходах по Уральским горам от Екатеринбурга до станции Лабытнанги. Маршрут — 800 километров! Собирать подобные экспедиции каждый год — дело хлопотное, да и удовольствие это дорогое. Но есть в Саранпауле человек, который от любого предложения, связанного с путешествиями, загорается как факел. Это Усик Маркосян.
Одиссея местного Жака Кусто
Усик приехал в Саранпауль в 1983 году по распределению. Вчерашний студент горно-металлургического факультета Ереванского политехнического института вряд ли планировал сделать сумасшедшую карьеру, но за 10 лет прошел путь от помбура до инженера по бурению. А потом — лихие 90-е… Он пытался начать собственное дело в сфере строительства, наладил производство шлакоблоков, но вмиг разорился из-за павловской реформы. Оставалось заняться торговлей. И здесь Маркосян снова пошел поперек течения: пять лет принципиально не возил в свой магазин водку.
— Надо мной все смеялись, — признался Усик. — А я по-своему думал: нельзя людей спаивать…
Наряду с коммерцией Усик, как все местные, увлекался охотой и рыбалкой, но опять же по-своему: освоил компьютер, открыл свой сайт, с помощью которого стал пропагандировать уникальную природу Приполярного Урала. Понадобились «картинки» — приобрел приличный «Никон» и научился фотографировать; решил заняться подводной съемкой — купил специальное снаряжение и камеру; дерзнул в частном порядке принимать туристов — построил гостиницу и завел автопарк вездеходной техники: «Трэкол», снегоход…
— Меня просто замкнуло на этом направлении, — вспоминает Маркосян события десятилетней давности, и сам удивляется, как быстро пролетело это время. — Я же не знал, что из этого может получиться. Потом опыт появился, затем уверенность, конкретные мысли, публикации в журналах, друзья, экспедиции в горы… Сегодня я любому министру могу сто причин найти и доказать необходимость развития туризма на Приполярном Урале, но через десять минут приведу тысячу причин, почему из этого ничего не выйдет.
Идеальный вариант не получится, потому что у нас, в России, все, что идеально, — это нечто фантастическое. В идеале нужно беречь природу и охранять биоресурсы: запретить рыбалку на хариуса и тайменя, установить категорические нормы по отстрелу животных. В идеале туристы должны приезжать сюда любоваться красотой гор, а их заманивают охотой и рыбалкой. На самом деле на сегодняшний день хариуса у нас нет, точно знаю, потому что все ямы в реках с камерой облазил, фильмы снимал… Мужики, конечно, на слово не верят. Но если я говорю, что хариуса нет, это не означает, что совсем нет. Есть, но он истребляется! Численность стада — как у людей: если два человека — есть надежда, что рождаемость пойдет, а если один — никакой надежды не остается…
Не знаю, сколько людей видели ту эксклюзивную съемку хариуса, а на меня она произвела такое же сильное впечатление, как фильмы из серии «Подводная одиссея команды Кусто». А фотосессия диких оленей?! Вообще выше всяких похвал! Усик, заметив на снежном склоне парочку, на протяжении шести часов подбирался к ней, прячась за валуны. Первые кадры сделаны общим планом на очень большом расстоянии, когда контур животных едва угадывается, а послед-ние — так близко, что не только реснички у олененка можно посчитать, но и застрявшие в них снежинки.
Усик признался, что вот уже полгода пытается писать рассказ о том, что он пережил за эти шесть часов фотоохоты. В рассказе все вперемешку: воспоминания детства, когда приходилось пацаном помогать деду пасти овец; наблюдения за повадками животных — взрослый олень очень заметно «командовал» олененком; собственные мысли, порой очень грустные…
— Меня запросто можно записывать к малочисленным народам Севера, — шутит Маркосян вместо ответа на вопрос, почему он остался здесь после развала СССР, а не уехал в Армению.
Сдается мне, что Усик в Саранпауле один такой, максималист по жизни. В мирно дремлющей атмосфере села, пожалуй, бунтари — люди неудобные, но Маркосян прожил в этих краях почти три десятка лет: здесь родились и выросли его дочери, здесь построен дом и посажены деревья, здесь вертится карусель под названием «бизнес». И поэтому он давно считает Саранпауль своей второй родиной.
«Макаром» по бездорожью
Совершенно случайно удалось встретить в Саранпауле людей, так же помешанных на экстриме, как Усик. Команда из восьми взрослых мужиков, оставив дела («У многих очень серьезный бизнес», — намекнул мне Усик.) в Екатеринбурге, поехала куда глаза глядят, лишь бы только не слышать телефонных звонков и не торчать часами в уличных пробках. Поехали на вездеходах «Макар» практически напролом, через перевалы и хребты, ориентируясь на старые зимники и газотрассы. Поломка в дороге заставила их сделать петлю в полсотни километров и заехать в Саранпауль. Первым делом, конечно, созвонились с Маркосяном.
То, что мужики с юмором, можно было предположить по надписи на бортах «Продаем грязь (опт). Самовывоз из России». Но разговор с ними получился вполне серьезный.
— Вот этот проект, я имею в виду вездеходы, объединил людей, схожих по желанию освоить дальние края России, — объяснял прописные истины один из участников экспедиции Андрей Иванов. — Уже построено два «Макара», третий строится. Техника довольно дорогая, в нее вложены собственные средства людей, которые сейчас путешествуют. Они и являются движущей силой проекта. Вездеходы построены конструктором Алексеем Макаровым и придуманы для конкретных задач: чтобы не ездить вокруг города, а рвануть куда-то подальше. Но ехать не простым пассажиром — всем приходится бегать с лебедкой, ремонтировать колеса, кормить комаров…
В обычной жизни каждый сам по себе бизнесмен, и никуда от этого не деться, деньги нужно зарабатывать. Но городской житель достаточно часто попадает под пресс технологических особенностей нахождения в каменных джунглях, а здесь — обалденная ситуация: на нашей уникальной технике можно попасть туда, где люди встречаются редко. И от этого каждый кайфует. Но это не значит, что мы сейчас начнем варварски стрелять оленей и искать бивни мамонтов. Для нас главное — побывать наедине с природой. Среди нас нет ни одного курящего, нет любителей выпить. По секрету: одиннадцать дней назад, на точке старта, брали с собой 10 бутылок водки, каждый день пили — и семь бутылок осталось…
Точно могу сказать, что все ребята из команды в прошлом достигали каких-то высот в спорте, путешествуя, объездили все континенты. Но наша страна — она такая неохватная! Этот выезд можно считать тренировочным, а маршрут назвать «северным проходом»: мы стартовали в Ивделе и хотели бы добраться до Ледовитого океана. Дорожная часть маршрута — примерно 1500 километров. Маркосян в Саранпауле — свой человек. Абсолютно надежный. К нему можно обратиться за помощью, ничего не объясняя. Он занимает в данном регионе свою нишу, вокруг него происходит какое-то движение единомышленников. Таких парней нечасто в этих краях встретишь…
P.S. Спустя какое-то время я узнала, что та пробная экспедиция на «Макарах» получилась и сейчас команда обсуждает новый сумасшедший проект: пройти по границе Ледовитого океана от Ямала до самой северо-восточной материковой точки России мыса Дежнева. И потом до Магадана. Приблизительная длина проезда будет составлять не менее 12 тысяч километров. Это вам не шуточки типа «Продаем грязь оптом».
До встречи, «Мань Ускве»!
Я не знаю, когда в предгорьях Приполярного Урала будет построен оздоровительный центр и когда заработает программа «Лечение природой»: банный дворик с выходом на озеро, ванны из травяных настоев, иппотерапия, оленетерапия, прогулки в горы. И пока неизвестно, как скоро откроется современный центр на базе уже существующей горнолыжной трассы «Долина Пальи». Но один пункт большой программы развития туризма в Березовском районе уже реализуется. И с большим успехом. Это детское этническое стойбище «Мань Ускве».
Идея «маленького городка» — так в переводе с мансийского языка звучит «Мань Ускве» — пришла в голову двум Татьянам практически одновременно. Только одна Татьяна, Гоголева, депутат окружной Думы, находилась в Венгрии, где знакомилась с работой детских лесных лагерей, а этнограф Татьяна Александровна Молданова в это время путешествовала на теплоходе от Тюмени до Салехарда с группой детей и рассказывала им о жизни народов ханты и манси. Встретившись в Ханты-Мансийске по осени, они озвучили свои задумки и удивились совпадению. Местом воплощения идеи стал Березовский район.
Нынче на этническом стойбище «Мань Ускве» закрыли семнадцатый сезон и тут же задумались над новым. За эти годы сформировался костяк, человек 50, — для бессменного руководителя проекта Любови Стакановой это просто взрослые дети и первые помощники. Бывшие жители «маленького городка» стали одной большой семьей, и в семье той отношения такие же, как после смены в «Орленке» или «Артеке» — славных пионерских лагерях из советского прошлого. Только большинству местных мальчишек и девчонок поездки туда и не снились, а вот попасть на ролевую игру «Время поющих стрел» или совершить восхождение на одну из вершин Приполярного Урала, а потом сплавиться на катамаранах — такая возможность реальна. Кстати, катамараны и другое туристское снаряжение в свое время помог приобрести депутат Тюменской областной Думы Сергей Холманский — об этом в Саранпауле крепко помнят.
Рассказывать о «Мань Ускве» Любовь Павловна может сутки напролет, и каждому понятно: человек любит все, что связано с этим домом. Надо сказать, что в этой поездке в Саранпауль мне посчастливилось встретить именно таких людей — скромных, доброжелательных, открытых. Но на диктофонной пленке остались нерасшифрованными встречи с педагогами и юными артистами единственной в Ханты-Мансийском автономном округе национальной детской школы искусств; разговор с Марией Алексеевной Бабиковой — сильной женщиной, которая, потеряв 13 лет назад зрение, нашла в себе силы заново вернуться к жизни. И в «Мань Ускве» меня пригласили — видимо, мой неподдельный интерес на лбу был написан…
Все это значит только одно: цикл «Невыдуманные истории зырянской деревни» будет продолжен, только, возможно, в другом формате. А пока я спешу поздравить всех знакомых и незнакомых жителей Саранпауля с Новым, юбилейным для поселения, годом. Желаю всем здравия и уверенности в завтрашнем дне. Пусть нитка газопровода все-таки зайдет в Саранпауль и не будет больше закопченного снега. Пусть реки снова станут полноводными, а самолеты летают по расписанию. Пусть в эти края все-таки проторят маршруты неугомонные любители путешествий и каждый без исключения станет здешней природе другом, а не врагом…
С Новым годом, Саранпауль! Большая твоя история только начинается!
Окончание.
Начало в №№192, 196, 201, 204, 214.
170 лет исполнится Саранпаулю в 2012 году.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.