24 апреля 2024     

Общество   

Виртуальный урок. И реальные знания...

— Владимир Викторович, дистанционные технологии обучения в нефтегазовом университете применяются не первый год, но только сейчас, оказывается, получили право на жизнь?

— Инновации в образовательной деятельности, как правило, всегда опережают время. Дистанционные технологии не стали исключением. Мы к их внедрению в учебный процесс готовились почти десять лет, и лишь в 2009 году открыли центр дистанционного образования, вложив в его «раскрутку» почти полтора миллиона рублей. Поставленной цели добились: и электронные учебно-методические комплексы создали, и контингент дистанционных студентов в два раза увеличили. При всем том как были они заочниками, так и остаются до сих пор. В законе нет понятия «дистанционный студент», расшифрованы лишь термины: электронное образование, дистанционные технологии и т.д. Что касается права на жизнь, то дистанционная подготовка никогда не запрещалась. Ограничения, правда, были — преподавать дистанционно, не нарушая закон, можно было не более 70 процентов дисциплин учебного плана.

— Обучаясь дистанционно, жители отдаленных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья живут в режиме он-лайн. Компьютерная программа Skype позволяет посещать вебинары, общаться с преподавателями, именуемыми в виртуальном пространстве тьюторами, лабораторные работы тоже выложены в сеть в электронном виде. Не исключено, что лет через десять и дипломные проекты можно будет защищать дистанционно. Но в виртуальной реальности, видимо, есть не только плюсы?

— Инклюзивная форма обучения с использованием дистанционных технологий признана во всем мире. Люди с ограниченными физическими возможностями первыми ощутили все прелести доступного обучения, в последние годы эффективно используют его и другие группы россиян: вахтовики, молодые мамы, лица, находящиеся в местах лишения свободы, и так далее. Безусловно, привлекают дистанционные технологии и жителей отдаленных уголков России, русскоговорящих студентов из других стран мира. Привычная заочная форма обучения для них не только хлопотна, но и практически недоступна. Не станешь же, в конце концов, летать на каждую сессию из Германии или Казахстана. Так что плюсы для потребителей данной образовательной услуги очевидны, тем более что теперь она официально узаконена. Но вузы от внесенных в закон поправок, действительно, пока плюсов не ощутили. Дело в том, что на каждого студента, в том числе и заочника, положено определенное количество учебных площадей. «Технари», к примеру, должны быть обеспечены 15 квадратными метрами, экономисты — 10. Но для чего они дистанционно обучающемуся студенту? В вузе он не бывает, учебные аудитории ему не нужны, а группе тьюторов, вооруженных компьютерными технологиями, и одного кабинета достаточно. Но в общем-то контингенте студентов они указаны, и инспекторам Минобрнауки, приезжающим с проверкой, абсолютно все равно, бывают в вузе потребители наших услуг или нет. Положено определенное количество площадей, значит, они должны быть. Не сходятся показатели — нарушение закона, и все тут. Так что пока не будет подзаконных актов к внесенным поправкам, четко расставляющих все точки над i в данном аспекте — у всех вузов страны головная боль останется. Для ТюмГНГУ дальнейшая корректировка закона особо важна, поскольку в соответствии с программой стратегического развития университета мы планируем к 2016 году существенно расширить спектр направлений бакалавриата, по которым можно будет получить электронные образовательные услуги.

— Достижения НИИ электронных образовательных ресурсов ТюмГНГУ сегодня хорошо известны не только в нашем регионе. Совместно с учеными вуза электронщики разработали десятки компьютерных имитационных тренажеров и виртуальных лабораторных работ. Некоторые из них настолько креативны, что отмечены наградами Всероссийского выставочного центра. Восхищался виртуальной буровой и президент страны Дмитрий Медведев во время посещения им нефтегазового университета. Есть сейчас в разработке не менее креативные идеи?

— В настоящее время в образовательный процесс у нас включено почти 200 виртуальных лабораторных работ и компьютерных тренажеров, а если учесть инновационные разработки, используемые в филиалах, то можно говорить о полутора тысячах. Для такого масштабного вуза, как ТюмГНГУ, это не предел, но тут все не так просто. Перевести математическую модель того или иного технологического процесса на компьютерный язык нельзя по заранее запланированному графику. Необходимы не только знания в нескольких областях, но и вдохновение, азарт, если хотите. Понимая сложность этого процесса, мы не торопим разработчиков. Большие надежды возлагаем на молодых ученых, поскольку в магистратуру, в аспирантуру сейчас пришли выпускники, вкусившие все прелести компьютерных технологий. Проблема смены поколений существовала во все времена, инновационный образовательный процесс — не исключение.

— Но несколько проблематично для опытных преподавателей и использование уже готовых электронных учебно-методических комплексов. Консерватизм ведь тоже приказом не искореняется...

— Чтобы прочувствовать все нюансы компьютерного проникновения в преподаваемый курс, надо элементарно проникнуться достижениями 3D технологий или он-лайн режимом деловой игры. Некоторым преподавателям кажется гораздо проще донести суть до студентов с помощью подручного материала, поэтому некоторое сопротивление есть при освоении электронных учебно-методических комплексов. Ситуация в чем-то схожа с освоением компьютеров в постперестроечное время. Помните, в начале девяностых пишущая машинка любым чиновником воспринималась обыденно, а клавиатура вызывала священный ужас? Нажму, дескать, не туда — и сломаю компьютер запросто. Ментальность изменить в одночасье еще никому не удавалось, так что будем воздействовать примером, будем активнее подключать аспирантов.

— Создавая инновационные технологии, вуз наверняка не готов был к тому, что посыплются массовые заказы предприятий и организаций на разработку виртуальных тренажеров для самых разных областей знаний?

— Вкус приходит во время еды, и нельзя предполагать заранее, насколько вкусны будут устрицы. Создавая виртуальные тренажеры, мы, конечно, в первую очередь хотели помочь студентам как можно быстрее освоить производственный процесс. На ту же буровую попасть внепланово не получится, не получится и аварийную ситуацию создать для изучения последствий катастрофы. А с помощью программы легко и просто и «взорвать» целый куст, и любые параметры заложить для получения экспериментальных данных. То же самое можно сделать с любой установкой, будь то гидромашина, компрессор или станок с программным управлением. Студенты, кстати, подобные эксперименты на ура воспринимают. Мучают компьютеры часами, нарабатывают опыт. Пятилетние испытания, например, они проводят за один день. Надо ли говорить, что, получив полезные навыки, ребята максимально готовы к работе и наверняка будут действовать грамотно при любой аварии на действительном производстве. Но производственники-то тоже не хотят стоять на месте. Их вовсе не радует тот факт, что студенты при таком подходе через год-другой им легко могут фору дать. Предпочитая идти в ногу со временем, сейчас подобными тренажерами мечтают вооружиться даже небольшие предприятия, а структурные подразделения таких компаний, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл», заказывают целые комплексы. В ОАО «Лукойл», например, буквально на днях состоялось совещание с участием представителей нефтегазовых вузов страны. Мы с автором многих электронных разработок Максимом Гаммером рассказали о наших возможностях, что вызвало неподдельный интерес. Инновационные технологии подготовки и переподготовки персонала, оказывается, очень необходимы «Лукойлу», и не исключено, что в самое ближайшее время рассмотрим коммерческие предложения, выгодные для обеих сторон. Виртуальная реальность сегодня действительно востребована во многих сферах жизни, и вуз как инновационное образовательное учреждение готов отвечать на вызов времени с максимальной пользой для общества.

Нравится

Статьи по теме

№33 (5475)
29.02.2012
Татьяна Поваренкина
Леонид Резник: заповедь профессионала
№31 (5473)
25.02.2012
Татьяна Поваренкина
Профессии с прицелом на успех

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"