26 апреля 2024     

Экономика   

Мегаомлет для мегапроекта

На минувшей неделе руководители корпорации развития (так теперь называется «Урал промышленный — Урал Полярный») отчитались перед тюменцами о реализации проекта в 2011 году. Подобный отчёт в Тюменской областной Думе стал регулярным, ведь корпорация все эти годы живёт и здравствует исключительно благодаря обильным вливаниям в уставной капитал из бюджета Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Четвёртый год подряд перед народными избранниками отчитывается новый руководитель, что явно не свидетельствует о стабильности курса.

Долгое молчание Тюменского Урала

О несметных богатствах Приполярного Урала заговорили задолго до революции. Самородное золото в Ляпинском крае (ныне Берёзовский район) нашли ещё в XIX веке, и сюда сразу устремились золотоискатели. Здесь же обнаружили рудопроявления различных металлов, в том числе очень редких. Однако освоение поистине заповедных предгорий, отрезанных от цивилизации реками и болотами, связывают с обычным, казалось бы, кварцем. Высокосортные кристаллы на мировых рынках ценились намного дороже золота. Начиная с 1930-х более чем на полвека Додо, Пуйва и прочие берёзовские месторождения кварца стали крупнейшими поставщиками стратегического сырья для страны.

В марте 1947-го для разведки и ввода в эксплуатацию Харбейского вольфрам-молибденового месторождения на Ямале создали Полярно-Уральскую геологоразведочную экспедицию. Немногим позднее чуть южнее — на Приполярном Урале — высадилась Тюменская комплексная ГРЭ, одна из полевых партий которой впоследствии послужила основой для полноценной Сосьвинской экспедиции.

Основываясь на открытиях первопроходцев, легендарный начальник Главтюменьгеологии Рауль-Юрий Эрвье в своей книге «Сибирские горизонты» образца 1968 года так рисовал будущее горного края: «Скоро, после долгого молчания, заговорит Тюменский Урал. Крупнейшие разрезы вскроют пласты качественных энергетических углей, и уголь, добываемый трестом «Мансиуголь», по железной дороге через Ивдель тяжёлыми эшелонами пойдет во все концы Советского Союза. Недолго осталось ждать, когда первая драга золотодобытчиков заработает на таёжно-горных притоках Северной Сосьвы. Мы часто слышим и читаем в газетах о чёрном, голубом, мягком золоте — о нефти, газе и пушнине, которой, кстати, тоже богата Тюменская земля. Спора нет — нефть, газ, пушнина стоят золота, но теперь можно говорить и о настоящем тюменском золоте. Крупные рудники по добыче полиметаллических руд с обогатительными фабриками возникнут на Северном и Заполярном Урале. Добываемые здесь медь, свинец, сурьма, бокситы, редкие металлы пойдут на восполнение выработанных в других районах СССР месторождений».

Всем этим грандиозным планам так и не суждено было осуществиться. Союзное государство бросило все силы на становление мощнейшего нефтегазового комплекса. На реализацию двух сопоставимых по вложениям проектов у Страны Советов не хватало ни людских, ни материальных ресурсов. Тем более что сырье для российской металлургии можно было взять с меньшими затратами в братских республиках.

Отцы-основатели мегапроекта

Разговоры об освоении Приполярного и Полярного Урала то затухали, то разгорались с новой силой. Те предприятия, что при советской власти мыли на горных речках золото, добывали кварц и некоторые руды, особой погоды не делали. Для промышленного освое-ния территории требовалась элементарная инфраструктура. Если на Ямале во времена Сталина пробросили через хребет «чугунку», то там при поддержке губернатора Юрия Неёлова и развернули добычу хромитов. Правда, руководитель Полярно-Уральского горно-геологического предприятия Николай Каленкович с группой единомышленников положил без малого десять лет своей жизни, прежде чем в 2002-м у «Конгор-хрома», учреждённого геологами с администрацией Ямала, появился стратегический инвестор в лице Челябинского электрометаллургического комбината. С тех пор крупнейший в СНГ производитель ферросплавов, принадлежащий двум южно-уральским предпринимателям, вложил в разработку месторождений марганца и хрома на Полярном Урале миллиарды рублей.

Югра в силу тех самых инфраструктурных причин не могла похвастаться такими же результатами. Хотя губернатор Александр Филипенко в 1998-м на свой страх и риск учредил компанию «Полярный кварц». Примерно в эти же годы при моральной и финансовой поддержке правительства автономии создали разведочно-эксплуатационное предприятие по добыче рудного золота «Берёзовское». Вместе с «Алросой» анонсировали алмазный проект.

К кому только не обращались за помощью два северных губернатора, доказывая чрезвычайную важность освоения Полярного и Приполярного Урала! На протяжении полутора десятков лет они обивали пороги столичных чиновников... Именно Александра Филипенко и Юрия Неёлова ныне покойный полпред Президента РФ Пётр Латышев называл отцами-основателями уральского мегапроекта.

Торможение в небесах

Дело, казалось, сдвинулось с мёртвой точки в мае 2005-го. Тогда на совещании в Челябинске президент Владимир Путин недвусмысленно дал понять: освоение нового горнорудного региона — важнейший приоритет государства. В августе 2006-го Югра, Ямал и Тюменская область на деньги своих налогоплательщиков учредили корпорацию «Урал промышленный — Урал Полярный», призванную управлять проектом. К разработке концепции подключилась Российская академия наук. «Единая Россия» включила «УПУП» в перечень партийных проектов. В Инвестиционный фонд РФ направила заявку с обоснованиями и расчётами на трёх тысячах листах.

В июне 2007-го правительственная комиссия приняла принципиальное решение о выделении первых 6,5 млрд рублей на проектные работы. Впоследствии государство обещало добавить сотню миллиардов непосредственно на строительство дороги вдоль восточного склона Ураль-ских гор. Но денег так и не дождались. Осенью того же года на экономическом форуме в Сочи Владимир Путин остался недоволен крайне медленным воплощением в жизнь глобального проекта. «Почему мы ничего не строим? Надо строить!» — обратился тогда глава государства к окружающим его министрам. Одного взгляда было достаточно, чтобы почувствовать себя неловко.

Пришлось экстренно собирать специальное совещание в Тюмени. «Правительство до сих пор не приняло решение, — повысил голос Борис Грызлов, тогдашний руководитель Высшего совета «Единой России» и председатель Госдумы, — чтобы средства инвестиционного фонда поступили в проект». По мнению спикера, торможение происходит на «среднем уровне работников правительства», и стимулируется оно компаниями, которые поставляют нам рудный концентрат из-за рубежа. Освоение Приполярного Урала, доступ к дешёвому сырью способны лишить их значительных барышей. По самым скромным подсчётам главы партии власти, известные залежи железа, меди, хромитов, марганца, фосфоритов могут обеспечить развитие отечественной промышленности на десятки лет вперёд. «Да что там на десятки! — в запале уточнил Борис Грызлов. — На сотни лет! Это совершенно новый качественный этап в развитии экономики. Данный проект, по сути, меняет всю расстановку сил на мировой арене, открывая доступ не только к стратегическим запасам сырья, но и к Северному морскому пути».

Академик Александр Гранберг, председатель совета по изучению производительных сил Минэкономразвития и Российской академии наук, сравнил предстоящее освоение Приполярного Урала с атомным и космическим проектами. В ближайшие 10 лет мультипликативный эффект от освоения он оценил в 1,5 трлн рублей прироста валового продукта страны, а прямые и косвенные налоги — в 300 млрд рублей. При этом срок возврата бюджетных средств не превысит шести лет.

Опирался мегапроект на три «взаимоувязанных компонента»: разработку минерально-сырьевой базы, развитие электроэнергетики и формирование транспортной инфраструктуры. Наряду с массированной геологоразведкой предполагалось возведение шести станций мощностью 5000 мегаватт и порядка 2 тыс. км линий электропередачи, строительство железнодорожной и автомобильной магистралей протяженностью 2600 км. Выгода, по мнению академика, очевидна для всей страны. Дороги позволят вовлечь в хозяйственный оборот свыше 300 млн кубов леса, 1,5 млрд тонн нефти, 36 млрд тонн угля, 59 млрд тонн железной руды, миллиарды тонн руд цветных металлов. Причем югорский железорудный концентрат в случае создания транспортного коридора вдоль уральских отрогов оказался бы вчетверо дешевле мировых аналогов.

Средства под лозунги не выделяют

Никто из бизнесменов, конечно, не рискнул открыто выступить против мегапроекта, поддержанного на самом высоком уровне. Магнитогорские металлурги, например, дипломатично заметили, что обязательно рассмотрят возможность вложения средств в этот проект, как только результаты геологоразведочных работ подтвердят целесообразность и эффективность инвестиций в разработку месторождений. Александр Фёдоров, глава совета директоров Челябинского трубопрокатного завода, оказался более откровенен. «Средства под лозунги не выделяют, — заявил бизнесмен. — Мы готовы строить ГОКи, готовы вкладывать в социальную инфраструктуру, но нужны гарантии, что всё окупится». Таких гарантий как не было, так и нет.

Зато проект расползался вширь. Железной дорогой заодно решили соединить Салехард и Надым, материализовав идею отца всех народов, который не успел проложить трансполярную магистраль. В списке объектов корпорации странным образом появлялись парогазовая установка в Ноябрьске и ГРЭС в Нягани. Хотя первую возводила «Интертехэлектро — Новая генерация», а вторую — финская «Fortum».

Практически все затраты на содержание корпорации и проектно-изыскательские работы легли на большую Тюменскую область. Деньги акционеров, а точнее тюменских, югорских и ямальских налогоплательщиков, утекали словно вода в песок. А Федерация тем временем все отдалялась от уральского проекта, ссылаясь на глобальный финансовый кризис и другие приоритеты. Львиная доля федеральных инвестиций направлялась на восстановление Чечни, подготовку к Олимпиаде в Сочи и к саммиту АТЭС на Дальнем Востоке.

Борис Грызлов проводил конференции, обращался за поддержкой к лидеру партии Владимиру Путину и получал от него таковую. Проблемы корпорации разбирали на совещании Совета безопасности России. Но обещанных федеральных вливаний не наблюдалось.

Художественный свист?

Минул очередной год. И вот руководителям фирмы, которая месяц назад отказалась от «Урала промышленного — Урала Полярного» в своём названии, став просто корпорацией развития, вновь приходится держать ответ в областной Думе. В нынешнем докладе мало что напоминает о былом мегапроекте. Проектно-сметная документация, на которую потрачены миллиарды, легла на полку. Корпорация делает ставку на Северный широтный ход (участок от Надыма до Салехарда), на развитие социальной и прочей инфраструктуры в зоне строящейся «Транснефтью» трубы от Самотлора до Заполярья, на переданный правительством Югры «Полярный кварц». В докладе не осталось и следа от мощных угольных ГРЭС в предгорьях Урала, зато появились котельные в Свердловской и Челябинской областях. Всплыл новый проект по глубокой переработке яиц на юге Тюменской области.

— Мне кажется, вы начинаете заниматься не своим делом, — высказывает мнение депутат Владимир Завьялов, ныне советник генерального директора «Сургутнефтегаза», а в недавнем прошлом руководитель «Запсибгазпрома». — 7 лет назад была поставлена задача по созданию транспортного коридора, геологоразведке и добыче полезных ископаемых для промышленного Урала. Что мы видим сейчас? Жилые дома на 5 тысяч квадратных метров, парочку подстанций да пожарное депо для «Транснефти». Это объемы рядового строительного управления районного масштаба. То, что вы планируете построить фабрику по переработке яиц, конечно, хорошо, но это опять же не предмет вашей основной деятельности. Тюменская область и сама в состоянии возвести эту фабрику, равно как и многие другие. У меня возникает вопрос о целесообразности дальнейшего существования вашего предприятия, о котором мы уже вторую пятилетку свистим на весь мир.

Андрей Осадчук, предприниматель из Нягани и заместитель председателя комитета по экономической политике и природопользованию Тюменской областной Думы, интересуется: не распыляется ли корпорация, занимаясь разнонаправленными проектами от строительства небольших котельных до переработки яиц?

— Конечно, мне приятно было бы говорить с большой трибуны, что мы занимаемся глобальными задачами, — замечает генеральный директор корпорации развития Александр Белецкий. — Но жизнь каждого из нас сопрягается с простыми вещами, с ценой на хлеб, с ценой на яйца, с их доступностью, с жизнью простых людей. Я не считаю, что имеется какая-то разнонаправленность. Когда мы брались за малую генерацию и другие объекты, то хотели, чтобы результаты нашей работы можно было увидеть в каждом регионе. Мы долго дискутировали, чем может заняться корпорация на юге Тюменской области. Так появилась идея глубокой переработки яиц. Речь не идет о том, что мы берём бюджетные деньги и строим фабрику. Речь, коллеги, идет о привлечении инвестиций. Думаю, учредители будут довольны результатами.

Эффект бюджетного рубля

Депутат Николай Барышников озабочен эффективностью использования бюджетных средств, направленных на пополнение уставного капитала корпорации, а также судьбой сосьвинской селедки, в уникальные нерестилища которой потекут стоки с обогатительной фабрики «Полярного кварца».

— Деньги в уставный капитал на 80% были направлены целевым образом, — заверяет депутата Александр Белецкий. — За прошлый год, например, увеличение уставного капитала составило порядка 7 миллиардов рублей. Из них 1,5 миллиарда поступило под «Полярный кварц», деньги фактически транзитом ушли в Ханты-Мансийский банк и Сбербанк на погашение задолженности по кредитам. Около 5 миллиардов рублей поступило на инфраструктурные объекты в рамках соглашения с «Транснефтью». Объекты сданы. По «Полярному кварцу», а при обогащении концентрата используют активные кислоты, вопрос очистки кислых стоков не был решён. Мы сознательно не проводили в 2011-м строительные работы, пока не создали с институтом прикладной химии систему очистки и не убедились, что стоки действительно чистятся. В июле-августе этого года планируем получить первую партию продукции. Полностью «Полярный кварц» заработает в 2014 году.

Депутат Алексей Кононов, первый заместитель генерального директора компании «Газпром добыча Ноябрьск», хотел бы знать, каким образом уставный капитал корпорации будет пополняться в текущем году.

— Увеличение уставного капитала будет идти по двум направлениям, — рапортует Александр Белецкий. — Если вы помните, в советские времена имущество железных дорог на Ямале поделили. Часть имущества перешла РЖД, а станции остались неким непрофильным активом у правительства региона. Этот имущественный комплекс оценён в 2,3 миллиарда рублей и будет передан корпорации. В свою очередь мы внесём его в уставный капитал Ямальской железнодорожной компании, чтобы собрать воедино весь путевой комплекс. Эта компания будет заниматься прокладкой и эксплуатацией участка Надым — Салехард. Также нам выделят 2,8 миллиарда рублей денежных средств на строительство мостового перехода через Надым. Кроме того, стоит вопрос по строительству объектов «Транснефти». Сумма будет уточнена после того, как мы подпишем соответствующее соглашение. Речь идёт не о деньгах регионов, а о дополнительных налоговых поступлениях компании, которые перераспределят на эти стройки.

Юрий Конев, председатель думского комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, президент Тюменского нефтегазового университета, взволнован подготовкой кадров.

Михаил Кивацкий, руководитель областного совета профсоюзов, уточняет: есть ли в проекте раздел о трудовых ресурсах? Ведь сколько раз бывало — объект сдавали, а запустить его без людей не могли.

— Скажу честно, такого раздела у нас нет, — признаётся докладчик. — Но вопрос подготовки кадров всё-таки больше государственный, а не корпоративный. Между тем кадровые проблемы являются достаточно серьёзными. Скажем, электростанцию на 12 мегаватт в Харпе более 5 лет не могли пустить по простой причине. Найти в Харпе человека, который сумел бы поддержать работоспособное состояние австрийского оборудования, не представлялось возможным. Мы более трех месяцев получали разрешение на приезд иностранных специалистов. Проучили своих спецов в Германии, сначала это была сменная работа, затем весь 2011 год шла обкатка персонала. Мы понимаем, что при вводе того или иного объекта сразу приходится говорить о подготовке кадров, их нужно готовить со школьной скамьи, с института.

Юрий Конев ответом не удовлетворен и рекомендует корпорации разработать комплексную программу подготовки кадров, связаться с вузами. Что касается государства, то оно сегодня финансирует Тюменский нефтегазовый университет всего на треть. Две трети государственный вуз зарабатывает за счет подготовки кадров для компаний.

Геологоразведка — это лотерея

Владимир Чертищев, руководитель думской фракции КПРФ, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, не на шутку встревожен приостановкой геологоразведки на Приполярном Урале.

Бюджеты почти всех министерств в 2008-м были серьезно секвестированы, в том числе по геологии, — оправдывается руководитель корпорации. — Мы изучали результаты геологоразведочных работ, которые были представлены Министерством природных ресурсов, они сделаны некачественно и не в полном объеме. Надеемся, что при утверждении бюджета на 2013 год наши замечания с точки зрения финансирования федеральной программы по развитию блоков твердых полезных ископаемых на Урале учтут. По-другому, к сожалению, влиять мы не можем.

Допрос с пристрастием о будущем Приполярного Урала продолжили в кулуарах журналисты. «Геологоразведка для меня как для человека, который имеет финансово-экономическое образование, — это лотерея, — признался Александр Белецкий. — Финансированием геологоразведки всегда занималось государство, потому что суммы там значительные. Вот представьте себе, возьму я у регионов деньги, а это 5-10 миллиардов рублей, и по результатам работ окажется, что там ничего нет. И вопросы ко мне будут гораздо жёстче, чем были сегодня на Думе. Скажут про эффективность этих вложений. Нынешние ресурсы — лишь прогнозы. Идти на больший риск в сегодняшних условиях, я считаю, корпорация не может. Лимит доверия имеет предел по времени. Корпорация существует с 2006-го, но объекты, которые можно продемонстрировать, появились только в прошлом году. Наша первостепенная задача — показать как можно больше объектов нынче и в следующем году. Однако говорить, что мы забросили геологоразведку, будет неправдой. Мы будем лоббировать в Министерстве природных ресурсов, чтобы в бюджете-2013 появились соответствующие средства.

— Так нашли ли хоть что-нибудь на Приполярном Урале? — допытываются акулы пера.

— Что-нибудь нашли, — отвечает Александр Белецкий. — Но если мы хотим делать промышленный Урал, речь должна идти о промышленных запасах сырья, которого хватит минимум на 20 лет, чтобы можно было ставить горно-обогатительный завод. Таких запасов пока нет или их немного.

Отчет корпорации принят к сведению. Через год депутаты непременно вернутся к обсуждению злополучной темы.

 

Сергей Корепанов
председатель Тюменской областной Думы:

«Да, об освоении Приполярного Урала говорить пока действительно рано, запасы-то пока не подтверждены. Тем не менее корпорация активно занимается развитием инфраструктуры Северного широтного хода, нефтепровода Самотлор — Заполярье... Меня радует, что проект начинает понемногу работать. За прошлый год корпорация заработала для акционеров почти 200 миллионов рублей, в этом году обещает получить прибыль уже в 1 миллиард. Это обнадёживает. Ведь раньше корпорация «вбухивала» деньги, и никакой отдачи не было».

Владимир Ульянов
заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Тюменской областной Думы:

«Это очень сложный проект, и очень важно, что в прошлом году новое руководство корпорации пошло по пути эффективного использования денег учредителей. Нынешние направления деятельности кому-то покажутся мелкими, но мелкие проекты создают доходы. Прежний подход — мол, мы занимаемся глобальным проектом и деньги не зарабатываем, а только тратим — был неэффективным. Что касается освоения Приполярного Урала... Двигаться в этом неисследованном направлении за счет вложений регионов слишком рискованно. Не случайно Магнитогорский металлургический комбинат не стал соинвестором проекта. Они деньги свои считают».

Николай Барышников
депутат Тюменской областной Думы:

«Перед корпорацией была поставлена задача — дать сырьё промышленному Уралу, а для этого доразведать месторождения, построить дорогу. Сегодня в портфеле корпорации масса небольших проектов, а Урала даже в названии не осталось. Хорошо это или плохо? У меня возникает сомнение: для чего нам такая надстройка? Тем ли мы занимаемся? Эффективно ли расходуются наши деньги из уставного капитала?»

Нравится

Комментарии к статье

Павел Разуваев: 29.03.2012 18:37
Жму шляпу!

Статьи по теме

№16 (5458)
01.02.2012
Андрей Фатеев
Канатная дорога вместо моста?
№208 (5416)
23.11.2011
Андрей Фатеев
Построим без государства?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"