29 апреля 2024     

Общество   

Инь и янь села Цингалы

Городище, святилище, крепость, село

В мае 2004-го читатели газеты «Наш район Ханты-Мансийский» узнали потрясающую новость: остяцкий городок на Ближнем Чугасе и Цингалинское святилище на холме появились еще в X — XII веках. Автор заметки библиотекарь Наталья Пуртова в заголовке «Цингалам — 900 лет» осторожно поставила вопросительный знак. Но аргументы ученых на этот счет весьма весомы. Вот цитаты из различных печатных трудов: «Цингалы — комплекс археологического памятника на левом берегу Иртыша. На окраине села на останце террасы Иртыша расположено городище, защищенное рвом и валом, датируется первой половиной II тысячелетия нашей эры (обследовано в 1978 году). В ходе археологических работ обнаружились находки эпохи Средневековья. Ученые изучили не какое-то особое поселение, а слой, непосредственно связанный с Цингалинской крепостью, существовавшей в неспокойное время XVIII — XIX веков. Место, выбранное для поселения, оказалось идеальным: окрестности видны на многие километры, крутые обрывы останца и Иртыш делали его неприступным для завоевателей». «Цингалинская гора имеет на себе следы татарского городка со рвами и служит еще до сих пор для оставшихся около Тобольска представителей татарского племени священным местом для поклонения». «Город Тяпарской женщины находился на возвышенном мысу одинокого холма, около нынешних цингалинских юрт, и городище это и поныне существует».

В 1993 году ханты-мансийский отряд археологической экспедиции Института проблем освоения Севера СО РАН проводил охранные исследования на культовом месте у деревни Цингалы. Раскоп площадью 600 квадратных метров был заложен в северо-восточной части памятника. На святилище обнаружено 262 изделия, в том числе железные и костяные наконечники стрел, гвоздь и 16 железных ножей, струганый бивень мамонта, стеклянная вставка, серебряное украшение, бусы круглой и овальной формы, а также 19 фрагментов керамики, куски шлака, глиняной обмазки, большое количество костей домашних животных (крупный и мелкий рогатый скот, лошадь), включая целые черепа собак.

...На протяжении многих столетий по-разному звучало название описываемой местности: Цингалинское городище, святилище, крепость, юрты, княжество, волость, деревня, село. Так, ссылаясь на научно-литературные источники, и выстроилась версия, что поселение под названием Цингалы имеет очень древние корни.

Краевед по собственному желанию

Наталья Викторовна Пуртова (ныне Бабушкина) живет в Цингалах с 1974 года. Приехала по распределению учительствовать, но при первой же возможности перешла в библиотеку, потому что очень любила книги.

Новая работа и заставила ее заняться краеведением.

— Меня в первую очередь заинтересовали бывшие ссыльные. В народе их звали черемховскими кулаками, — вспоминает Наталья Викторовна события тридцатилетней давности. — Саму-то деревню в 60-е годы расформировали, народ стал разъезжаться кто куда, и нужно было успеть записать их рассказы. Для истории. А кулаки вовсе не врагами оказались, обычные люди: доброжелательно меня встречали, документы и фотографии давали сканировать. Я потом все обратно возвращала, ведь семейные реликвии — такая ответственность. Если случалось, в архивах работала, старые газеты читала. Так вот и набрались альбомы: о спецпереселенцах, ветеранах войны, тружениках тыла, ссыльных немцах...

По заметкам в районной газете «Ленинская правда» отдельную книгу можно писать! Вот, скажем, кто в наших краях помогал советскую власть устанавливать? Николай Александрович Лосев, сосланный на Север царским правительством в 1905 году за участие в вооруженном восстании. А в 1920-м у нас была организована комсомольская ячейка, и секретарем тогда избрали ханты Урвана Ивановича Шатина. А как люди работали? Да вы читайте, читайте. К 45-й годовщине Октябрьской революции местные маслоделы взяли на себя обязательство произвести не плановых 350, а 415 центнеров масла. В 1962 году у нас впервые возделывали кукурузу. Звероводы были лучшими в районе: на штатную самку серебристо-серых лисиц вместо 3,5 получили по 4,6 щенка; особо отличилась Анастасия Федоровна Захарова — она от лисицы в среднем получала по 5 с половиной щенков...

Наталья Викторовна собирает любую информацию из истории села. Вот, старики ей рассказывали, как в селе в годы войны разрушали церковь. В школе детей грамоте учить было тесно, решили дополнительно парты в храме поставить. А раз так — и крест с купола снять. Староста церкви Устинья Гавриловна Шатина мужиков близко не пустила: сама на крышу поднялась, крест сняла, взвалила его на спину и пошла по деревне. Свидетелей тому было много, так что этот факт можно считать правдивым и уже историческим, хотя он нигде и не опубликован.

Кстати, работа самой библиотеки тоже интересный факт. Изба-читальня появилась в Цингалах в 1931 году, первых читателей было 27 человек. За год работы было выдано 55 книг в казармах да в самой избе-читальне 100, в основном это была... техническая литература. Потом об избе-читальне забыли и вспомнили только через 21 год, с приездом Александры Никифоровны Овсянниковой. Она начала с того, что прошла по всем избам и насобирала книг у населения. Второе поступление в фонд было через библиотечный коллектор. Сохранилась заявка: избранные сочинения Мичурина, репертуарный сборник Гоголя, «Бородинское сражение», «Александр Нев-ский: борьба русского населения за независимость в XIII веке», «Михайло Ломоносов»...

Овсянникова проработала библиотекарем 28 лет, вслед за ней — Наталья Викторовна, еще 27. Сейчас Бабушкина на пенсии, но начатое в молодости дело не бросает. Даже компьютер специально купила, чтобы тексты набирать. От руки-то писать очень много...

У родного Чугаса

В 1950 году начал собирать местный фольклор и материалы по истории села бывший директор школы Иван Николаевич Каскин. Вот биография была у человека! Сын иртышского крестьянина ханты в 17 лет окончил педагогический техникум, затем, с отличием, Институт народов Севера в Ленинграде, воевал до апреля 1945-го, был тяжело ранен... Вернувшись на родину, Каскин снова пошел в школу (педагогический стаж — 38 лет), занялся краеведением, написал документальную повесть «У родного Чугаса», вырастил и воспитал девятерых детей...

С творческими людьми Цингалам повезло. Вот и режиссер Виталий Мельников (его очень известные работы — «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Ксения, любимая жена Федора», «Старший сын», «Выйти замуж за капитана», «Царская охота») вписал свою строчку в историю, когда в 2007-м снял художественный фильм «Агитбригада «Бей врага!»

Краткое содержание фильма: группа артистов ездит по поселкам спецпереселенцев и деревням староверов, дает концерты, показывает кино, стараясь изо всех сил поддержать дух населения. Что самое главное? Сценарий Мельников писал по воспоминаниям собственного детства, и реальные события происходили в здешних краях, на берегах Иртыша.

Премьера фильма состоялась в Ханты-Мансийске, Сургуте и Тюмени. В Цингалы Виталий Вячеславович не заехал, но диски землякам отправил, а они ему, в знак благодарности, присвоили звание «Почетный житель Цынгалов».

Маленький рассказ о большой любви

Звание «Почетный житель Цынгалов», именно так, по старинному написанию через «ы», придумали в 2003 году. Первой красную ленту и соответствующий диплом получила бывший учитель начальных классов Тамара Александровна Змановская. Общественное признание закономерно: все ребятишки бывшей деревни Слушка, а потом и Цингалов — ученики ее да Ивана Каскина.

— А классы тогда большие были. Я первоклашек в Цингалах набрала 37 человек. Еще бы троих добавить — и на два класса можно поделить, да больше взять негде. Но как-то справлялись, всех выучили...

Змановская начала учительствовать в далеком 1957-м, на пенсию вышла в 1988-м. Про себя говорит, что жизнь прожила самую обыкновенную, а вот людей, что с ней рядом были, считает незаурядными личностями. И в первую очередь своего мужа — Петра Никифоровича.

Они оба родом из небольшой деревни Скрипуновой, которую прежде Змановской и звали, в соответствии с самой распространенной фамилией. Петр еще в детстве решил, что женится на Тамаре, но до поры помалкивал. А когда в армию уходил, спросил: будет ли она на его письма отвечать? Тамара согласилась. Писал Петр часто и много. Через три года он сам вернулся и чуть ли не с порога заявил, что завтра гости на свадьбу соберутся. Оказалось, он имел в виду их свадьбу.

Сорок один год вместе прожили супруги Змановские: четверых детей вырастили да восьмерых внуков. И прабабушкой уже восемь раз Тамара Александровна стала, а вот спроси у нее, что такое любовь, растеряется и не ответит...

Поступок на века

Петра Никифоровича схоронили 11 лет назад. Лег человек почитать газету — и умер, сердце остановилось. Всю жизнь он работал простым шофером, но мастером был на все руки: дом сам построил и украсил его резными наличниками, колодец глубокий выкопал, аэросани смастерил, шлюпку... И даже самолет по схемам из технического журнала собрал, да только брезент подходящий, чтобы крылья обтянуть, купить не успел. Зато в свое время Петр Никифорович успел спасти уникальную коллекцию старинных икон.

Предыстория такова. Когда-то в деревне Скрипуновой жил очень верующий народ. А какая церковь красивая стояла! Когда новая власть решила в храме клуб устроить — приезжие люди в считанные часы учинили там самый настоящий погром. Но по ночам, тайком, местные жители подбирали раскиданное добро и прятали подальше. Как позже окажется, больше всех рисковала Лепестинья Петровна Змановская, тетя Петра Никифоровича: она не только иконы и лампадки собирала, но и молельную комнату в подполе своего дома устроила. Только в начале шестидесятых верующие деревни в прямом смысле вышли из подполья, Богу стали молиться уже в самом доме. Прибранных икон было столько, что стен в горнице не хватало, даже оконные проемы пришлось заставить самодельным иконостасом...

А потом Скрипунову постигла та же участь, что и тысячи других деревень: колхоз развалился, люди разъехались, подворья затянуло крапивой. Петр Никифорович до последнего помогал тетушке, а когда она умерла — решил вывезти иконы. С вертолетом договорился! Большую часть коллекции Змановский отдал в окружной музей, дома только три оставил, и то только потому, что они семье принадлежали. Сейчас те иконы украшают молельную комнату в Цингалах, и туда Тамара Александровна вместе с другими верующими регулярно ходит грехи отмаливать. Думаете, за поставленные когда-то двойки или замечания в дневниках стыдно? Вовсе нет. Совестно за то, что детям на уроках проповедовали не веру в Бога, а веру в партию...

Баба Паша — странница

Какому Богу и как часто молилась Прасковья Степановна Бондарева — только она одна знает, да никому не рассказывает. Хотя по большому счету ей есть что вспомнить. И что важно — память не подводит, хотя баба Паша живет на белом свете почти 100 лет. Точнее, 97.

А когда ей было 16, отца назвали кулаком и сослали вместе с семьей в Сибирь. Тронулись в неведомые края, ехали, ехали и... решили сбежать. А куда бедному крестьянину податься, как не домой? Но вышло так, что зря вернулись: отца снова арестовали, семью разделили и ее, Прасковью, опять подальше отправили. На Урал. Только пьяный охранник проспал нужную станцию, очнулся лишь в Тюмени. Но и это еще не конец приключений: строгий комендант на вокзале велел протрезвевшему охраннику за свой счет девчонок до места доставить, а у того — пустые карманы. Взял комендант на себя ответственность, распределил на работу кого куда. Паше повезло: определили на общественном огороде грядки поливать. Потом отправили в Самарово на строительство дороги. Там она встретила будущего мужа.

Именно в эти годы Самаровский район стал местом ссылки раскулаченных: поселки спецпереселенцев появлялись в здешних местах как грибы после хорошего дождя. В десяти километрах от Цингалов был построен поселок Черемухово (в народе чаще звучал как Черемхово) и создана сельхозартель «Новый путь». Но дисциплину в поселке держали, как в лагере за колючей проволокой: могли ночью приехать, забрать за рассказанный анекдот, расстрелять без суда и следствия, а могли и второй раз раскулачить за лишнюю в хозяйстве лошадь.

После войны местному населению было послабление — семьи фронтовиков могли переехать в другое место. И народ стал разъезжаться. Поселок просуществовал на карте Ханты-Мансийского района до 1960 года, последней из Черемхова перевезла свой дом Прасковья Степановна. Не поверите, два года жила одна во всем поселке, никого не боялась...

— Путешествую давно уже, с 16 лет. Ох, и помотала меня эта жизнь. Но никогда не спорила, мужска работа или женска, шла и делала. Ноги только сейчас болят, совсем не держат, — рассуждает вслух Прасковья Степановна. — А на родину, в Воронежскую область, я со всеми манатками потом ездила, на могилках родных побывала да и обратно вернулась. Больше никуда ехать не хочу...

Сейчас любимое место Бондаревой — в кресле на крыльце родного дома (его, кстати, недавно отремонтировали за казенный счет). С крылечка в три ступеньки Прасковье Степановне хорошо видно, как народ по улице ходит. И на душе ее становится спокойно.

Окончание следует.

Фото Галины Задориной.

Нравится

Комментарии к статье

Елена: 04.12.2012 08:16
хорошая статья о Прасковье Степановне!

Статьи по теме

№97 (5539)
08.06.2012
Галина Задорина
Если не увидеть Ишимские бугры...
№87 (5529)
25.05.2012
Галина Задорина
Канось-Пухор, город князя

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"