5 апреля 2020     

Экономика   

Франчайзинг в Тюмени: с рубильником или без?

Участники дискуссии предложили рассмотреть проблему на конкретном примере — детского развивающего центра «Ступеньки». Его директор Марина Бакулина всерьез подумывает о создании франчайзингового бизнеса, но пока задается рядом вопросов. Например, можно ли защитить собственный продукт — авторские педагогические методики — от нежелательного искажения со стороны фирмы, приобретающей право на их использование. И как строить бизнес, чтобы продукт не украли, поменяв вывеску «Ступеньки» на, к примеру, «Лесенка»?
«Где тот рубильник либо розетка, которую можно выключить, если произошли какие-то сбои?» — так сформулировал задачу поиска модератор дискуссии, руководитель управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев.
Первым поделился своим опытом франчайзинга директор регионального агентства недвижимости «Этажи» Ильдар Хусаинов: «Самое главное — это бизнес-идея, вера в то, что твой продукт уникален, востребован обществом... Франчайзинг — это высшая степень развития компании, при которой она генерирует новые технологии и сама становится заложником ситуации, когда обязана быть лучшей, чтобы франчайзинг-партнеры были в ней заинтересованы».
Компания «Этажи» уже заключила пять договоров коммерческой концессии (франчайзинга), а через два-три года планирует распространить свое присутствие на 50 городов России.
Для начала Эльдар Хусаинов советует новичкам проанализировать рынок услуг, подготовить бизнес-план и создать интернет-сайт. Его команда решила все эти вопросы собственными силами и советует всем делать так же, поскольку сторонним специалистам можно заказать бизнес-план, но «передать им собственный дух невозможно».
К выбору потенциальных партнеров-франчайзи директор «Этажей» рекомендует относиться с осторожностью. Его компания поняла это не сразу, как итог — один филиал агентства уже пришлось закрыть.
Следующий совет Эльдара Хусаинова: контролируй! «Люди склонны скрывать информацию», — отмечает он, поэтому в его риелторском агентстве разработана особая система контроля за честностью, качеством работы персонала и соблюдением стандартов.
В компании созданы также специальные «открывающие команды», которые помогают новым франчайзи налаживать бизнес.
Что касается «рубильника», то в риелторской сфере, по словам Эльдара Хусаинова, он огромный: «Мы передаем такой объем интеллектуальной собственности, что без нее система работать не будет. Однажды у нас на два дня отключился сайт, в результате наши партнеры просто встали и не работали».
А вот детскому развивающему центру с «рубильником» будет сложнее: технологию обучения ребенка запатентовать или зарегистрировать нельзя. На это обратил внимание патентный поверенный РФ Алексей Мамонов. «И никто не даст гарантии, что после расторжения договора ваш бывший партнер не будет продолжать пользоваться технологиями, — подчеркнул он.
Управляющий сети клубов «СитиФитнес» в Тюмени Алексей Карандаев предложил решение проблемы: «Как сделать так, чтобы «Ступеньки» не украли? Сделать его региональным брендом, от которого невыгодно отказываться».
Говоря о собственном бизнесе, Алексей Карандаев заметил, что он лишь по форме — франчайзинг, а по сути — вполне самостоятелен. Ему как франчайзи сотрудничество с мировым брендом дает рекламную поддержку, доступ к учебным технологиям и программное обеспечение.
Еще один интересный опыт франчайзинга представила Марина Устюжанина, директор по маркетингу торговой компании «Партнер», подписавшей в начале этого года лицензионное соглашение с международной компанией «SPAR International B.V.». В ближайшие месяцы все магазины «Мосмарт», «Пчелка» и «Браво дискаунтер» перейдут под торговую марку SPAR, которая действует на мировом рынке более 80 лет.
По словам Марины Устюжаниной, лицензионное соглашение предоставляет больше свободы, чем договор коммерческой концессии: «Когда мы были франчайзи компании «Мосмарт», нам дали чемоданчик стандартов, по которым мы впоследствии неукоснительно работали. А после подписания соглашения со SPAR вместо чемоданчика мы получили брендбук, который уже не загоняет нас в жесткие стандарты. Нам дали бренд и научили им пользоваться».
Для своих партнеров компания проводит обучающие конференции, семинары «Смотри и учись!», организуя посещение лучших магазинов SPAR. Делать закупки соглашение не обязывает, однако не делать этого, по словам Марины Устюжаниной, было бы глупо. В октябре из Амстердама в Тюмень придут первые грузовики с продукцией.
Андрей Пантелеев обратил внимание на логотип компании — зеленую елочку, которая говорит о приоритете свежей продукции в ее магазинах: «К нему можно присоединить еще один прекрасный бренд, который ориентирован на фреш-продукцию, — «Покупаем тюменское!»
Марина Устюжанина согласилась с ним, отметив: во всех магазинах компании, в том числе открытых под брендом SPAR, продаются продукты местных производителей.
Чем принципиально отличается договор коммерческой концессии от лицензионного соглашения, какая форма сотрудничества больше подходит для «Ступенек» — об этом рассказала Марина Шараева, старший юрист компании «Бейкер и Макензи». С ней участники круглого стола связались по скайпу.
«Договор коммерческой концессии — более комплексный. В отличие от лицензионного соглашения, в нем подробно прописаны все права и обязанности сторон», — пояснила Шараева.
Прежде чем передавать кому-то интеллектуальную собственность, Марина Шараева посоветовала директору «Ступенек» установить внутри своей компании режим коммерческой тайны — принять соответствующее положение, определить сотрудников, имеющих доступ к секретной информации. Только после этого можно смело заключать договор коммерческой концессии, в котором обязательно прописать: франчайзи тоже обязан сохранять конфиденциальность. Это и послужит тем самым рубильником, которым можно воспользоваться в случае неполадок в системе.
Завершая дискуссию, Андрей Пантелеев отметил, что тема франчайзинга вновь будет вынесена на обсуждение. И если на этот раз был сделан акцент на интересах франчайзера, то при следующей встрече на проблему будет предложено взглянуть с позиции франчайзи.

Можно ли защитить собственный продукт — авторские педагогические методики — от нежелательного искажения со стороны фирмы, приобретающей право на их использование. И как строить бизнес, чтобы продукт не украли, поменяв вывеску «Ступеньки» на, к примеру, «Лесенка»?

Нравится

Статьи по теме

№87 (5529)
25.05.2012
Андрей Решетов
Франчайзинг, или Как покупаются бренды
№86 (5528)
24.05.2012
Андрей Решетов
Франчайзинг: зачем его едят?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"