Тюменский Север… Для кого-то просто тундра, полярная ночь. Для кого-то — меха, олени, деликатесная осетрина. Для нас, родившихся и выросших на берегах Иртыша и Оби, — это Родина. Малая — и любимая.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD79.7357EUR90.2004
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +2...+4 °C | |
Ханты-Мансийск | +2...+4 °C | |
Салехард | +2...+4 °C |
Общество
О ведре водки, факториях и тихой революции
Кто только не приходил на эти берега за всю историю Севера и в поисках легкой добычи, фарта врывался на эти огромные пространства и исчезал! Авантюристы, просто любители острых ощущений. Свою жизнь они ставили как разменную монету… Были и такие, кто, пренебрегая человеческой моралью, откровенно грабил, опустошал.
Конечно, несравненно больше было тех, кто приносил сюда свою теплоту, душевную, человеческую силу своего таланта и способностей. История — дама объективная, и те, и другие остались в ее страницах. Только вот в каких красках?
История освоения Севера — драмы, трагедии, взлеты и триумфы человеческого характера, упорства, настойчивости, терпения в борьбе с суровым климатом…
Освоение пространств, лежащих за Полярным кругом, немыслимо без учета интересов и без помощи коренного населения. Однако зачастую вместо всего этого — открытая идеология и философия обмана. Критерии цинично просты: «водка = товар, олень, меха». Эта идеология противоречит идеям становления нового государства. Но такое отношение к интересам коренных народностей и племен было. Воспоминания о нем прошли через десятилетия, дошли до нас.
Итак, что было, когда ситуацию отдавали на откуп дельцам? Мерило справедливости и межчеловеческих отношений — водка. Ведро водки…
«…Вывозят водку из Тобольска и рыбопромышленники… Один из них рассказывал о себе следующее. «Я привез для собственного употребления 20 ведер водки (200) литров. Все лето был сам пьян до отвалу, в крайности поил рабочих, да еще нажил на этой водке 500 рублей, заплативши за нее около 100 рублей. А дело простое: дайте сначала остякам по чашке водки хорошей — даром. Дайте первую бутылку за рубль, две вторые, наполовину с водой, — по полтора рубля за каждую. Следующие три бутылки чистой воды — по два рубля. И остяки уйдут — совершенно пьяные…»
Несложные арифметические подсчеты показывают: каждый рубль, вложенный в водку в Тобольске и Березово, дает в Обдорске от 5 до 10 рублей чистой прибыли. Далее.
«Цена водки в тундре довольно прочно установилась в следующем виде: 1 четверть ведра = олень.1 ведро водки = 4 оленя. Иногда бывает 1 штоф за оленя или 10 оленей за ведро!» Источник: «Живописная Россия», «Отечество наше», том 11. С.-Петербург, 1884 г., стр. 168».
Такое положение дел с небольшими изменениями в ценах по районам Севера сохранилось до вступления России в череду войн в начале XX века. Как показывают исследования отечественных и зарубежных историков, планов, программ не только освоения, но и исследовательского характера, гарантом которых выступало государство, по районам Севера у царского правительства не существовало.
На десятках тысяч квадратных километров, где обитали остяки и вогулы, не существовало в принципе какой-либо медицинской службы. О грамотности населения говорить не приходится. Не пройдет и десятка лет после опустошительных и кровопролитных войн, а новое правительство, политическое руководство Союза всячески будет помогать всем в деле освоения северных районов. И пойдет не по проторенному пути увеличения объемов спиртосодержащих жидкостей. Правительство пойдет по самому тяжелому пути — изменения психологии коренного населения. Сохранения племен.
Сохранить же население районов — тундры в особенности — можно было только организовав медицинское обслуживание коренного населения. Сохранить детей и приучить их к грамоте, организовав действенную систему просвещения.
Необходимо было, чтобы коренное население из нейтрального превратилось в союзника. А для этого нужна была реальная помощь охотникам, оленеводам, рыбакам. Только так можно было сменить их отношение к новой власти.
На рубеже 30-35-х годов было сделано главное — предпринята решительная попытка сломать психологию остяка, вогула. Ломали не под дулами винтовок комиссаров… Ломали, оказывая помощь человеку, в том числе в охотничьем промысле, помогая менять бытовой уклад жизни аборигенов. Бытие определяет сознание…
У каждого человека существуют периоды, которые он называет переломными. На мой взгляд, годом, изменившим судьбу края, стал 1935-й. В истории освоения Ямала он и стал одним из переломных.
«Арко-лекари в тундре Ямала. В 1931 году округ (Ямало-Ненецкий) имел всего две небольшие больницы на 30 коек, один фельдшерский пункт и одни детясли. Сейчас округ имеет 9 больниц, 9 амбулаторий, 11 фельдшерских пунктов, 4 детсада для детей национального населения. В этом году открыты новые больницы в Сале-Харде на 80 коек, Аксарке, Ярсалях, Хальмер-Седе, Тамбее… Растут врачебные кадры в округе. В 1931 году мы имели на весь округ всего 5 врачей и 9 фельдшеров, сейчас в округе 21 врач, 15 фельдшеров, 11 акушерок, 60 медсестер.
Врачи, работающие в условиях Севера, проявили большую самоотверженность, приобрели авторитет у ненцев, ханты и манси. Такие врачи, как Чайникова, Константинов, Вигдорчик, фельдшеры Белкин, Медведев, Яковенко, работали все лето в отдаленных Красных чумах. Эти люди заслужили звание «Арко-лекарей» (больших лекарей, как их называют ненцы и ханты). Это было огромным доверием со стороны местного населения, своего рода охранной грамотой…»
«Большие перелеты на Омском Севере. Новая авиатрасса Омск — Сале-Хард. Большой авиаузел в Самарово. Полеты летчика Фариха. Москва. 7 декабря. Главное управление Северного морского пути закончило подготовку новых авиалиний на омском Севере. До этого года там работала всего лишь одна регулярная товаропассажирская линия Сале-Хард — Тюмень. В первой половине января 1936 года начнет работать новая линия Омск — Тобольск — Сале-Хард. Самолеты по этой линии будут идти от Омска через Тару — Тобольск — Самарово — Березово. Кроме того, в этом же году будут проведены большие изыскательские работы по новой линии, начинающейся в Березово и проходящей через Саранпауль до Сартыньи.
В конце января, когда закончится полярная ночь, Главсевморпуть проведет два перелета, имеющие целью проложить трассу новых линий. Один перелет начнется в Сале-Харде и закончится на мысе Дровяном. Второй перелет также начнется в Сале-Харде и закончится в Гыда-Ямо. Для второго перелета Севморпуть пригласил известного полярного летчика Фариха. Линия Тюмень — Салехард, ее самолет покрывает за 8 летных часов. Особый интерес будут представлять эпизодические полеты из Салехарда на мыс Дровяной и Гыда-Ямский залив. Трасса этих линий пройдет по пустынным местам Ямальского полуострова и Гыда-Ямской тундры. В тех местах, севернее Нового Порта, самолет никогда не был.
За этими полетами будет следить вся страна». Фамилии летчиков — Антюшева, Целибеева, Фариха — на слуху у остяков.
Сегодняшние пилоты расскажут более квалифицированно, как это было — летать с аэронавигационными приборами, установленными в кабинах самолетов тех лет. Патриотизм, героизм, выполнение служебного долга в жизни летчиков — норма, обыденность.
Ломка психологии коренного населения не могла происходить без взаимных уступок, особенно в вопросах товарообмена. К 1935 году по берегам Обской губы и Гыданской губы начинают функционировать фактории. Роль, которую они сыграли в освоении Севера, невозможно переоценить. Они открываются прежде всего на путях пересечения движения охотников, рыбаков, оленеводов. Начинают (в помощь!) работать радиостанции на мысе Дровяном, Тамбее, Напалково, на Черном мысу, в Новом Порту, Ныде…
У каждой фактории своя история. Свои «основатели», ступившие первыми на эту внешне не гостеприимную землю, а позже не пожелавшие сменить этот суровый угол на городской уют. Прикипевшие душой. В 1935 году значительно повышены закупочные цены на пушнину, рыбу. Натуральный обмен сменяется товарно-денежным обменом…
Ломка коренной психологии ненца и остяка продолжается через обыденно-бытовые вещи. Оказалось, ненцы очень любят пить чай, используя чашки с блюдцами. Им очень нужна нормальная чайная посуда — чайники, заварники, обыкновенные кухонные ножи.
Ненец ловит песца на капкан, никак не пулей. Логика проста — пуля портит шкуру в самых ценных местах. А капкан — только лапки, часть шкуры, особо не влияющие на качество и цену. Однако выявляется досадное недоразумение. И в 1934-м, и в 1935 году чиновники Главсевморпути умудрились вместо капканов на песца заказать капканы на волков! Причем в двойных количествах от заказанного!
Железные печки для чумов — это настоящая революция! Но опять казус. Два года подряд завозятся печки размером в половину чума, а некоторые без труб!
Бытие определяет сознание… Не все гладко в становлении отношений аборигенов с новой властью. Власть чего-то стоит, если умеет извлекать уроки из своих и чужих ошибок… Ненцу хотя бы раз в два года необходимо ремонтировать или менять полозья нарт. Нужны легкие шесты для чумов, хореи, лодки для рыбаков, сети, неводы. Все это — товары первой необходимости. Вопросы быта, экономики — при всех казусах, ляпах, недостатках — учитываются, берутся на контроль, решаются. И вот остяк соглашается отдавать своего ребенка в школу. И сам терпеливо ждет, когда русский врач его осмотрит.
Это тоже революция — пусть маленькая революция в сознании и психологии.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.