29 марта 2024     

Общество   

На пути к золотому стандарту

Проект нового закона о российском образовании, если мне не изменяет память, в четвертой своей редакции уже рассматривается Госдумой. Этому предшествовало его обсуждение в региональных парламентах, в том числе в Тюменской областной Думе.

Образцы нормотворчества

Прежде чем рассказать о состоявшемся разговоре, позволю себе “вводную”… Несколько личных комментариев на полях 417-страничного “фолианта”.

Если честно, тот, кто давно следит за модернизацией отрасли, вряд ли найдет в документе что-то принципиально новое. Фактически он закрепляет те правила игры, что сформировались за последние годы из тех двух десятилетий, которые прошли с момента выхода старого, но пока действующего закона об образовании.

Тот закон, напомню, вступил в силу в 1992-м и оказался одним из лучших, передовых образцов нормотворчества времен перестройки. Дал мощный толчок движению вперёд, всплеску инициативы и школ, и учителей. Чем станет для образования сегодняшний закон, предугадать затрудняюсь. Единственное, о чем можно сказать определенно: администраторам, истосковавшимся по четкой инструкции, он поможет “разруливать отношения в ходе образовательного процесса, а также его финансировать”. Полезен он будет, полагают эксперты, и частным предпринимателям, которые наконец получают равные права с государственными организаторами образования.

По-прежнему доступное и бесплатное?

Новый закон, как и прежний, декларирует общедоступность и бесплатность образования на всех его ступенях — от дошкольного до среднего профессионального. Конкурс для получения общего образования, за исключением тех школ, где есть профильная подготовка, недопустим. В вузах по-прежнему молодежь учится на конкурсной основе и один раз за государственный счет.

Закон подтверждает “светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”, автономию образовательных учреждений (отныне они будут называться образовательными организациями), академические права и свободы, государственно-общественный характер управления образованием. Особые условия гарантированы лицам с ограниченными возможностями здоровья и выдающимися способностями.

Часть своих полномочий Российская Федерация передает регионам, включая надзор за качеством образования. Раньше это было прописано ведомственными инструкциями, теперь отражено в законе.

Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования предполагает, что за все излишки, сверх госстандарта, можно попросить дополнительную плату. При этом “платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника образовательной организации с лицами, в отношении которых он осуществляет педагогическую деятельность”, запрещена. То есть после уроков учитель не может подрабатывать репетиторством, ведя занятия со своими учениками.

“Имеющим существенное значение для обеспечения развития системы” образовательным организациям, которые апробируют и развивают новое в образовании, обеспечивается особый статус федеральной или региональной инновационной площадки. Власть должна оказывать таким учебным заведениям всяческое содействие.

Свободы и обязанности

Хотя, похоже, новшества в новом законе все же имеются. К примеру, норма, которая позволяет образовательной организации возложить на договорной основе на третьих лиц организацию управления, научное, методическое, ресурсное и прочее обеспечение своей деятельности. Получается, для управления учебным заведением может быть нанята специальная управляющая компания. Или речь идет все о тех же знакомых нам централизованных бухгалтериях, транспортных компаниях, методических кабинетах и комбинатах школьного питания?

Обращает на себя внимание серьезное ужесточение ответственности образовательных организаций. За невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к их компетенции, за предоставление образования ненадлежащего качества” они отвечают в соответствии с порядком, установленным российским законодательством. При этом для защиты своей правоты каждая образовательная организация может создавать комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Задача этой инстанции, своего рода маленького суда, — разрешать конфликты, не доводя их до большого судебного разбирательства.

Вообще правам и обязанностям всех субъектов образовательного процесса в законе отдано достаточно места. В частности, сделан акцент на то, что именно родители “являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”. Далее маленький человек попадает в руки профессионалов. А у них есть свободы: преподавания и исследований, а также гарантия от вмешательства в профессиональную деятельность. Не только “индивидуалы”, но и все преподаватели имеют право на творческую инициативу (правда, ограниченную образовательной программой) и на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения. Так гласит закон.

Однако если дарованная свобода привела к некачественному образованию, это даст папам и мамам и даже самим ученикам право требовать возмещения ущерба. Если суд признает правоту родителей в том, что образовательная организация или индивидуальный предприниматель не обеспечили выполнение госстандартов, то ребенок может пройти повторное обучение, а также получить соразмерную денежную компенсацию.

Новый закон наделяет правами и педагога. На сокращенную продолжительность рабочего времени. На ежемесячную денежную доплату “в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями”. На повышение квалификации (за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет). На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. И прочее, прочее.

А общество против…

Судя по всему, авторы законопроекта спешат поставить точку в затянувшихся дебатах по поводу одного из важнейших для общества документов. Однако споры о нем, если судить по очередному заседанию комитета по социальной политике тюменского регионального парламента, не утихают.

Взять хотя бы статью14-ю. Она посвящена сетевым формам реализации образовательных программ. Это, как поясняется, даёт возможность объединения нескольких образовательных организаций, в том числе иностранных, а также разных форм собственности для обеспечения необходимого госстандарта. Подобная практика сегодня еще не сложилась, выходит, в законе прописана лишь декларация о намерениях. Еще одно новшество — легализация дистанционного и электронного обучения. Проект закона разрешает внедрять образовательные программы с помощью Интернета, но как это будет делаться — ни слова. Детализация отдана на откуп чиновникам.

Именно на это обстоятельство — отсутствие механизмов реализации впервые законодательно признанного дистанционного и сетевого образования обратил внимание либерал-демократ Глеб Трубин. Он обеспокоен тем, что закон претерпел долгое обсуждение, в результате в него внесено множество поправок, тем не менее обществом не принят. В предложенном виде, с точки зрения депутата, не может он пройти и в парламенте.

В новом законе, к примеру, меньше всего места отдано дошкольному образованию. Видимо, разработчики не считают его важным? Кроме того, не даны ответы на острые вопросы, например о частных детских садах. Что касается школьного образования, а именно заработной платы учителей, то она приравнивается к средней по экономике региона. Хотя правильнее было бы “привязать” ее не к заработку в целом, а к ставке, ведь для получения этой самой зарплаты педагогу приходится работать по 28-30 и более часов в неделю, что не может не сказаться на качестве образования. Да и на самочувствии самого учителя, дополнила бы я слова депутата.

У Глеба Трубина вызывают беспокойство и другие моменты — к примеру, статья 90-я, где говорится о религиозном образовании и о введении платных услуг в школе. Управленцы заявляют: злоупотреблений быть не должно, директора образовательных учреждений об этом знают, но у родителей на сей счет есть озабоченность. Так сказал депутат, а я вспомнила, как во время родительского собрания классный руководитель моего ребенка наставляла: “Вы поменьше доверяйте тому прекрасному, о чем пишут в газетах и говорят по радио чиновники”.

Вице-спикер, руководитель фракции ЛДПР Владимир Сысоев сделал акцент на среднем профобразовании. Сегодня многие учреждения этого сегмента профессиональной подготовки находятся на балансе субъектов Федерации. Но выдержат ли региональные бюджеты, в частности Тюменской области, бремя, когда число федеральных вузов начнет сокращаться и поток детей хлынет в ссузы? (Правительство вынашивает планы по “изменению объема финансирования студентов, обучающихся по программам высшего образования”, естественно, в сторону уменьшения. За три ближайших года оно составит свыше 60 миллиардов рублей).

Единоросс Виктор Буртный разделил боль своего коллеги, но при этом заметил, что подобная ситуация в ближайшей перспективе нам не грозит. Не исключено, что вскоре высшие учебные заведения в буквальном смысле будут сражаться за своих абитуриентов, набирать всех подряд, в том числе на бюджетные места. Так аукается нам сегодня демографическая катастрофа, которую страна пережила в 1985-1999 годах.

Дух или буква?

Член фракции КПРФ Тамара Казанцева поддержала предложение коллег из комитета Госдумы по образованию о полном, а отнюдь не урезанном наборе учебных предметов, так называемом золотом стандарте в содержании образования. Высказала беспокойство ранней “профилизацией” школьников: с профилем, по сути, будущей профессией современный ученик, по мнению депутата, не обязан определяться в 9-м классе, он и на старшей ступени школьного образования должен изучать все предметы, а уже после делать выбор. Напомнила о массовом закрытии маленьких школ, вызванном переходом на нормативно-подушевое финансирование.

Вице-губернатор Сергей Сарычев парировал: “Ни в этом, ни в прошлом году на юге области не закрыто ни одной малокомплектной школы! Этот этап мы давно прошли”. Председатель комитета единоросс Владимир Столяров подчеркнул, что сами родители детей, живущие в сельской глубинке, сегодня положительно оценивают факт обучения детей в больших, современных школах, потому что там уровень, качество образования совершенно другое. К самому же закону, с точки зрения депутата, замечания имеются, как к любому новому документу, но поддержать его надо, чтобы было чем руководствоваться в работе.

— В воспитании, образовании мы всегда разбираемся лучше специалистов, — иронично заметил Сергей Сарычев. — Но совершенных законов, которые бы устроили “хотелки” всех, просто нет. Если документ принимает профессиональное сообщество, то, наверное, он не устраивает родителей. И наоборот. Тема вечная, как сама жизнь. Но требуется приходить к консенсусу.

Что и продемонстрировали парламентарии. При голосовании их мнения разделились. Ровно наполовину. Вопрос, как говорится, завис. Чтобы спасти положение, единоросс Сергей Козлов, который до этого оценил проект закона как “несовершенный, сырой, символизирующий ползучее сползание к капитализму в образовании”, отдал свой голос “за”, при этом заметив: в образовании действительно сделано многое, единственное, что не нравится в новом законе, — его дух.

16 млн рублей (в ценах 2011-го) потребуется в следующем году на реализацию норм нового закона из федеральной казны и свыше 405 миллионов — из бюджетов регионов РФ.

Фото Сергея Киселёва.

Нравится

Статьи по теме

№176 (5618)
04.10.2012
Андрей Решетов
Наталья Шевчик: «Учитель — центральная фигура системы образования!»
№114 (5556)
05.07.2012
Елена Суслова
Образование: многое можно решить. По-умному

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"