«Смотрите, живите достойно: потомки смотрят. Целую. Саша Гришин». Такую записку оставил тюменцам за девять месяцев до своего ухода замечательный поэт, которого то ли за кудрявый волос, то ли за напевность стиха (а скорее за то и другое) называли Есениным Тюменского края.
Культура
Тонкий лирик, яростный боец…
Сейчас эта записка — экспонат музея. Она лежит за стеклом витрины рядом с югославской пишущей машинкой «Unis de Luxe», на которой печатал свои стихи Александр Гришин, и его писательскими корочками. В членском билете за номером 06585 указана дата вступления в Союз писателей СССР — 22 октября 1991 года. К тому времени у Александра Анатольевича уже было издано три сборника, два из них — в Москве.
Мемориальная экспозиция, посвященная жизни и творчеству поэта, открылась в тюменской библиотеке № 2, носящей его имя с 2009 года. Под музей Гришина здесь отвели просторную комнату. Людмила Гривачевская, родная сестра Александра Анатольевича, передала библиотеке архив брата — несколько толстенных папок с документами, письмами, черновиками. Предметы быта и фотографии принесла в музей вдова поэта Людмила Васильевна. В формировании музейного фонда также приняли участие друзья и знакомые Гришина. А видео- и звуковые материалы предоставила компания «Регион-Тюмень».
В выставочную витрину попал и редкий документ — «Выписка из протокола собрания Тюменской писательской организации от 14 января 1986 года». На собрании решался вопрос: принимать Гришина в Союз писателей или нет. В чем только не упрекали тогда коллеги Александра Анатольевича: стал осторожен, стеснителен, не откровенен, неинтересно с ним. Николай Шамсутдинов заметил, что Гришин начинает деградировать. Юрий Надточий высказался жестче. Мол, у поэта начинается «антипоэтизм». На защиту кандидата встал Анатолий Васильев, пригвоздив недоброжелателей: «У Гришина нет ни одной приходящей строки!» В результате «за» проголосовали 18 человек, «против» только один.
Строчка из гришинского стихотворения «Меня на крыльях птица в мир принесла…» дала название экспозиции. «Он парил в своем творчестве», — сказала об Александре Анатольевиче преподаватель русского языка и литературы Тюменского нефтегазового университета Елена Куликова. Она не была знакома с Гришиным. Но однажды, взяв в руки книгу, «заболела его стихами». Поразилась: «Как в одном человеке умещается столько миров?!» — и не поленилась подсчитать, что в 123 произведениях поэта звучит слово «птица», а еще в 56-ти он говорит о небе.
Я в буре поселил слова —
и буря песней стала.
Траве отдал: «Бери, трава!» —
трава слова шептала.
А звонкие слова свои
я бросил птицам: «Нате!» —
их мне обратно соловьи
вернули на закате.
А лучшие свои слова
собрал и без печали
их вынес людям: «Это вам…» —
и люди замолчали.
На этот раз люди говорили, вспоминали. На открытие экспозиции пришли друзья Александра Гришина, его родные — жена и сын Егор, просто ценители поэзии.
— Чем отличался Саша? Он был очень тактичный, интеллигентный человек, — заметил народный артист России, актер тюменской «драмы» Владимир Орёл, который стал ведущим памятной встречи. — Если говорить театральным языком, Саша обладал положительным мужским обаянием. Знаете, есть такие актеры, которые всегда приковывают внимание зрителей. Вот так и он…
— Я руководил литературным объединением в «Тюменской правде», где собирались начинающие авторы, — взял слово коллега и друг поэта Анатолий Васильев. — Однажды пришел Саша с кипой разноцветных бумажек. Ну, подумал я, еще один графоман. Кто же еще на цветной бумаге стихи печатает? Но когда он стал читать!.. Я потом всем говорил: «Вот так надо писать стихи!» Гришин, приехав в Тюмень с Украины, приобрел на сибирской земле поэтическую силу. Стихи у него светлые, ясные и сразу запоминающиеся. Это признаки настоящего таланта.
Анатолий Иванович рассказал забавную историю из прежних, полных сил и энергии лет. Однажды они с Гришиным поехали на васильевскую дачу. Естественно, прихватили с собой бутылочку. А вот о закуске почему-то не побеспокоились. Дело было в мае. На даче еще ничего не выросло… кроме пастернака. Кто не знает — корнеплод такой с пряным вкусом и приятным ароматом, внешне похожий на петрушку. Васильеву до сих пор смешно от этого воспоминания: «Вот так сидели мы, два молодых литератора, беседовали о высоких материях, выпивали и «классиком» закусывали».
Еще один друг поэта, журналист и музыкант Леонид Ткачук исполнил песню, написанную на слова Гришина. Настраивая гитару, он сказал:
— По специальности Саша — журналист. И тюменцы должны помнить его не только как тонкого лирика, но и как яростного, жесткого бойца с несправедливостью и бескультурьем на страницах газет.
Тут уместно вспомнить, что Александр Гришин писал в выходившем в «ТИ» приложении «Проталина», редактором которого стал в 1994 году. Вот, например: «Культура в принципе не уничтожима. Несмотря на усталость, разор и одичание, народ не устает рожать ее носителей. Правда, сегодня истинные проявления культуры редки, можно сказать, единичны. Но даже их мы умудряемся не заметить и не оценить. Причину этого я вижу в том, что наше общество до сих пор не осознало решающей роли и значения культуры не только для своего духовного, душевного, но и материального благополучия. Для него по-прежнему сапоги выше Шекспира, а в результате — ни сапог, ни Шекспира».
А началась его журналистская жизнь с отдела строительства газеты «Тюменская правда», куда он принес диплом Ленинградского университета. Через год Гришин ушел в пресс-центр Главсибтрубопроводстроя. Объездил все областные стройки, познакомился с удивительными, отважными людьми. «Каких парней я там увидел!» — восхищенно говорил он своим знакомым. В его творчестве зазвучала северная тема. Он уже тогда серьезно писал стихи. Печатался не только в местной прессе, но и в столичных «толстых» журналах — «Юности», «Знамени», «Октябре», «Нашем современнике».
В 1977-м в Свердловске вышла первая книга Александра Гришина — «Стихотворения». В том же году родился его первенец Глеб. Второй поэтический сборник «Быстрая езда» был отпечатан в издательстве «Советский писатель» только через восемь лет. В те времена издать книгу, да еще в Москве было невероятно сложно. Удивительно, что выход в 1990 году его третьей книжки «Неравнодушная природа» совпал с рождением второго сына — Егора.
Сборник, выпущенный московским «Современником», едва не стал для Александра Анатольевича последним прижизненным. Долгих восемь лет (для поэта очень долгих!) Гришина не издавали. В конце концов писатель и краевед Борис Галязимов достал рубли из своего кармана и выпустил для друга Саши сборник-кроху, уютно умещающийся в ладони. «В никуда, до востребования» — такое название получила книга, которую автор увидел незадолго до смерти.
Она есть в библиотечном музее. Купить ее нигде нельзя. Да и в том, 1998 году, сборник не продавали. Он вышел мизерным тиражом (насколько хватило галязимовских денег) и попал в руки лишь друзьям и близким.
Владимир Гришкевич, чьи стихи Гришин публиковал в «Проталине», на открытии экспозиции показал иллюстрации, «подстраничные виньетки», которые он подготовил для сборника в надежде на его доиздание. Работы оказались не востребованы, и Гришкевич передал их в библиотечный музей. Здесь следует так же, как на гришинской книге, через запятую добавить «до востребования». Может, когда-нибудь сборник переиздадут?..
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.