25 апреля 2024     

Общество   

Школа: образ будущего

В основе — учитель

Предыдущие чтения, напомнил, открывая встречу, губернатор области Владимир Якушев, были посвящены актуальной для нашего региона нефтегазовой теме. Замысел нынешнего действа тоже носит сквозной характер. Не только потому, что каждому из нас свойственно заботиться о своих детях. Но еще и из-за того, что никакая долгосрочная стратегия практически во всех сегментах жизни страны, региона, муниципалитета не будет успешна, если не будет серьезных вложений в образование. В человеческий капитал. От его качества зависит качество всех прочих капиталов. В этом смысле система образования — самая дальновидная и самая окупаемая.

Первым объектом в ней должна быть школа. Прежде всего средняя. Впрочем, высшая, по словам главы региона, также заслуживает особого внимания. Тем более сегодня, когда четыре тюменских вуза получили не очень высокую оценку Министерства образования и науки… Впрочем, более развернуто об этом Владимир Якушев сказал, завершая чтения. Вначале же он представил ведущего встречи — доктора политических наук, профессора Высшей школы экономики Святослава Каспэ.

Святослав Игоревич начал с мысли английского философа и социального антрополога Эрнста Геллнера. О том, что у основ современного социального строя стоит не палач, а педагог. Впрочем, возможны варианты: профессор, учитель… Главное, что сказано, хотя и сильно, но верно. В современном мире система образования делает общество «культурно однородным», позволяет эффективно взаимодействовать с властью, тем самым поддерживая его существование, определяет правила политической коммуникации.

Школа, по мнению ученого, единственный образ будущего, данный нам настоящим.

Сегодня из двух важнейших социальных объектов: семья и школа — лишь второй поддается управлению. Именно образование является одной из тех немногих отраслей, в которых возможно сознательное и целесообразное воздействие на процессы человеческой эволюции.

Ткань образования

Логичным продолжением зачина стал доклад ректора Московского института открытого образования Алексея Семенова — одного из крупнейших отечественных ученых и практиков педагогики, академика РАН, действительного члена Российской академии образования, доктора физико-математических наук, лауреата премии Колмогорова, присуждаемой за выдающиеся результаты в области математики.

Но прежде чем говорить о «будущем российской школы как будущем страны», Алексей Львович подчеркнул: Тюменской области удалось сделать это будущее наиболее ясным, надежным, привлекательным для населения. Перспективы региона определяются не только его ресурсами, данными природой, но и созданными людьми технологиями. Энергетическими, транспортными, медицинскими, информационными…

Алексей Семенов, два десятка лет занимающийся информатизацией, констатировал: сама ткань процесса образования становится цифровой. Впрочем, это до сих пор многих пугает. Ученый напомнил историю, описанную еще Платоном. Однажды один из древнеегипетских богов, который первым изобрел число, счет, геометрию, астрономию, игру в шашки, а также письмена, пришел к царю. Правитель спросил, какую пользу приносит каждое из придуманных божеством искусств, и в зависимости от ответа выносил им оценку. Когда очередь дошла до письмен, царь был категоричен: «Ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость»… Не правда ли, реакция того египетского царя на возникновение письменности очень созвучна с взглядом наших современников на вхождение в массовую образовательную практику IT-технологий?

Информационные технологии, убежден ученый, — это не ужасно, а неминуемо. Сегодня речь уже идет о том, чтобы в «виртуальный» формат перевести и Единый экзамен. Если этого не произойдет, то вся информатизация российской школы окажется фикцией. Ведь если при подготовке к ЕГЭ не дать ученикам в руки компьютер, то они не будут использовать его в повседневной практике. Но главное — научить наших детей грамотно, самостоятельно извлекать информацию из всевозможных источников, использовать знания, накопленные человечеством, творчески их применять, анализировать, развивать. Это позволит школе, обществу, России сделать шаг вперед.

Грамотность по-новому

Помимо названных регалий академик Семенов является еще и членом национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Поэтому докладчик сделал акцент на работе с одаренными детьми. В этом Тюменской области есть чем гордиться. Поддержка юных дарований стала для региона приоритетом. Если несколько лет назад в областной базе данных одаренных ребят насчитывался десяток человек, то сегодня в ней уже более полутора тысяч детей практически из всех муниципальных образований.

О том, какими способами удается добиваться успеха тюменцам, рассказали директор Тюменского городского информационно-методического центра Татьяна Шебеко, директор гимназии № 16 Наталья Филиппи, председатель управляющего совета 88-й школы Елена Корчемкина, директор гимназии ТюмГУ Сергей Дегтярев. В частности, Сергей Николаевич, оттолкнувшись от высказанной Алексеем Семеновым мысли о создании условий для максимального развития способностей молодого поколения как одной из основных задач современного образования, пояснил, как это происходит в университетской гимназии. Остановился на «запатентованном» новаторстве своего учебного заведения — так называемых картах знаний, которые позволяют формировать новую грамотность учащихся.

Здесь уместно разъяснение: эти карты придуманы известным психологом Тони Бьюзеном. Они основаны на том, что поступающий в мозг каждый бит информации (слово, число, вкус, запах, линия, цвет, ритмический удар, нота, тактильное ощущение, воспоминание или мысль) может быть представлен в виде центрального сферического объекта. От него расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков», из них каждый представляет собой ассоциацию, а каждая ассоциация в свою очередь располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты». В дальнейшем они могут использоваться для обсуждения и совместного редактирования.

Интеллект-карты как способ развития виртуального мышления весьма успешно применяются при обучении студентов в Корнелльском университете (США). Но тюменцы пошли дальше американцев, в частности, фиксируют в карте не просто «статичную» информацию, а ее аналитическое, критическое восприятие. Академик Семенов особо выделил именно этот существенный ресурс тюменской гимназии, к сожалению, мало используемый в российском образовании.

Коридор развития

По сути, Алексей Семенов развивал мысль Святослава Каспэ: инвестиции в детей — это действительно инвестиции в будущее. И они — при равных возможностях получения образования — должны быть различными, в зависимости от особенностей ребенка.

Задача ставится именно так: не просто найти, выделить из общей массы самых креативных детей, но работать с каждым ребенком, развивая его индивидуальные задатки. Именно для этого запускается федеральный портал «Росталант». На нем будут представлены не только региональные программы работы с талантливой молодежью, но и сами молодые таланты смогут выставлять, демонстрировать во всевозможных галереях свои работы, конструкторские проекты, результаты экспериментов. То есть ресурс предполагает быть весьма демократичным.

Говорили и о коррекционном, и об инклюзивном образовании. По мнению ученого, надо понимать: обучение ребенка-инвалида обходится государству дороже. Но эти вложения позволяют создать условия, в которых из особого малыша вырастет самодостаточный, успешный, способный к саморазвитию человек, который не будет для того же самого государства постоянно затратным. И вложения, сделанные на начальном этапе, в процессе образования, впоследствии окупятся.

Поэтому-то и требуется большая индивидуализация образования разных детей. Причем всех, а не только особо, явно одаренных. Для этого следует разработать четкие механизмы, которые позволят этой цели достичь. Важно создать коридор развития, внутри которого каждый ребенок будет заниматься успешно. Пока же папам и мамам нередко приходится слышать от учителя: «Ваш ребенок неспособен к математике… физике… химии…»

Но у каждого ребенка есть свой уровень способностей, некая перспектива. И развитие человека следует оценивать, сообразуясь именно с этим, соизмеряя способности с теми результатами, которые прогнозируем, применительно к каждому индивидууму, а не по итогам ЕГЭ. Единый экзамен, по мнению академика, мы вообще фетишизируем. Педагоги стремятся готовить своих учеников к ЕГЭ, а не учить…

В связи с этим возникает проблема: как оценить качество? Для ее разрешения пытаются выстраивать формализованную систему, ориентированную на количество баллов и последующее материальное стимулирование. А надо бы использовать иные подходы.

Очень важно не заглушить личностный мотив, то есть желание ребенка учиться, сохранить его здоровье. Но не путем ограничений, подкрепляемых сетованиями: «Мы перегружаем дитя». Воспитывать из детей лентяев, убежден ученый, нельзя. Каждый должен иметь оптимальную для себя нагрузку. А для этого необходимо сделать практикой индивидуальный мониторинг, прежде всего — не только знаний, но и успешности каждого ученика…

Пресловутый формализм прокрадывается и в сферу взаимодействия с одаренными ребятами. Нередко учебное заведение, чтобы получить особый статус, заявляет о своей высокой миссии, а после начинает действовать не по принципам индивидуального подхода, а исходя из других, чаще всего административных соображений. Когда первую скрипку играет не одаренность детей, а деньги их родителей…

Видеосочинение на вольную тему

Алексей Семенов не обошел вниманием и дошкольное образование. Казалось бы, если сегодня оно понимается как отдельный уровень системы, то и для него должны быть приняты стандарты… Но когда говорят о стандартах, имеют в виду прежде всего результаты обучения, а также, применительно к дошколятам, их готовность к школе. Но, как заметил академик, ребенок, даже с очень ограниченными возможностями, готов к школе с… самого рождения. Он появляется на свет способным к учению. К познанию себя, постижению мира… И это детское любопытство необходимо сохранить. Поэтому в детском саду так важно создавать условия, диагностировать трудные и сильные стороны малыша, а не оценивать его уровень «на выходе» в первый класс.

Ученый процитировал Роберта Фулхэма: «Большую часть того, что мне нужно было знать о том, как жить и что делать, я узнал еще в детском саду… Делись всем, играй честно, не бей людей. Убирай за собой сам. Не бери того, что тебе не принадлежит. Проси прощения, когда обидишь человека. Мой руки перед едой… Помни о чудесах. Вспомни маленькое семечко в пластиковом стаканчике. Корни растут вниз, а стебель вверх, и никто не знает как или почему, но все мы такие же… Золотое правило и любовь, и основы гигиены. Экология, политика и осмысленная жизнь». То есть существуют жизненные ценности, которые не сводятся лишь к конкретным умениям и навыкам, а носят, говоря языком педагогов, мета-, надпредметный характер.

Если же по образовательной лестнице подниматься от детского сада к школе, то на первой ее ступени требуется сформировать тот фундамент, на котором будет строиться все последующее образование. Помимо обучения предмету учитель должен научить детей учиться, взрастив навык, который пригодится им на протяжении всей жизни. Но как этого педагог может достичь? Словами, убеждением? Прежде всего — личным примером. А для этого учителю тоже требуется постоянно учиться. Учащийся педагог — важнейшая фигура новой школы.

При этом необходимо учитывать: современные дети иначе воспринимают окружающее их пространство, у них иные способы коммуникаций… Академик посоветовал учителям не отвергать новое, а переосмысливать его. Как это происходит в некоторых школах Москвы. Там «сочинение на вольную тему» школьники пишут уже не ручкой в тетради, а с помощью видеокамеры, фиксируя интересные для себя факты, явления, объекты, затем монтируя их, выстраивая в логическую цепочку, а после демонстрируя свое творение перед классом. Отвечая на вопросы зрителей, дети развивают свои устные коммуникативные навыки.

Кто управляет Москвой?

Признанный российский математик не мог не остановиться на своем любимом предмете, горько констатировав: школьное знание математики, начиная еще с XIX века, не расширилось, а сузилось. Современные ученики не могут решить простейшую задачу, но при этом справляются со сложными уравнениями. Но что еще серьезнее — утрачивается столь востребованная сегодня логика математических рассуждений, к тому же с использованием математических моделей. Поэтому и в преподавании царицы наук так важно не сужать математический контекст, а развивать ту самую метапредметность.

В качестве примера для подражания ученый привел опыт совместного проекта мэрии Москвы и столичной системы образования. Благодаря ему школьники города имеют возможность размещать на интернет-портале в режиме онлайн свои наблюдения за состоянием окружающей среды, в частности за уровнем шума на улицах… Это начинание, по оценке Алексея Семенова, позволяет детям изучать окружающий мир не по чьим-то книжным рассказам, оно дает возможность любому становиться исследователем, вырабатывать активную жизненную позицию. С помощью родителей, педагогов школьники помогают власти выходить на решение существующих проблем в локальных сегментах городской среды, а это уже, согласитесь, некий реальный опыт прямого управления детьми современным мегаполисом. При этом решаются и чисто образовательные задачи — развивается та самая способность детей к мышлению.

Формат Губернаторских чтений позволял и другим участникам сказать о наболевшем у «свободного микрофона». Многие этой возможностью воспользовались. Например, ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат спросила, чем виноват ребенок, обучающийся у молодого педагога, которого в вузе научили предмету, но не дали знаний о нейрофизических особенностях детей. Академик РАО Владимир Загвязинский хотел понять позицию ученого, как достигнуть того, чтобы провозглашаемый лозунг о приоритете воспитания стал реальностью? Доктор наук Ольга Селиванова поинтересовалась, обладает ли современное информационное пространство потенциалом сохранения коллективистских идей, чем была сильна отечественная педагогика? Депутат Виктор Буртный высказал недоумение, как нынешний преподаватель может учить студентов современным IT-компетенциям, если он сам ими не обладает? Председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов, констатировав, что сегодня России нужны «физики», а образование готовит в основном «лириков», поинтересовался, не считает ли академик необходимым усиление роли государства в решении этой проблемы.

За державу обидно…

Владимир Якушев, подводя итог диалогу, по сути, принял от спикера эстафетную палочку. Но во-первых, не стал скрывать, что, несмотря на все успехи, проблем и в дошкольном, и в общем среднем, и в профессиональном образовании Тюменская область не избежала. А во-вторых… С точки зрения главы региона, все «новеллы», связанные с десятилетней модернизацией системы управления образованием, надо притормозить. Ведь управленцы пытаются «рулить» системой, которая больна. И требует безотлагательного лечения.

Но от какой же болезни требуется лечить наше образование? От той самой, о которой сказал Сергей Корепанов. Стране сегодня нужны математики, физики, химики, а вузы еще по инерции, приобретенной во времена общественного заказа на экономистов и юристов, но только не на инженеров, продолжают готовить специалистов гуманитарных дисциплин.

Причем, подчеркнул губернатор, в современном мире требуется не просто инженер с соответствующей записью в дипломе, а классный (!) инженер, обладающий фундаментальными знаниями. И начать их получать человек должен еще в школе. От учителей-профессионалов тоже с фундаментальной подготовкой. Однако в этом смысле система и общего, и высшего образования, по словам Владимира Якушева, разрушена. Но еще демонстрирует достижения, базирующиеся на колоссальном запасе прочности.

Глава региона категорически не согласился с мнением ученых, видящих решение проблемы в приходе в школы выпускников не с педагогическим, но и иным образованием. Это, по мнению Владимира Якушева, утопия. Следует выстраивать систему подготовки педагогов одноканально, чтобы не разбрасываться государственными ресурсами. Улучшая материально-техническую базу высших учебных заведений, формируя коллектив профессоров и преподавателей. Это напрямую относится к тем двум тюменским педвузам, которые исторически готовили для Тюменского региона учительские кадры, а на поверку попали в «неэффективные». И сегодня области предстоит заниматься их реорганизацией. Но решение этой задачи, убежден губернатор, нам под силу.

Что же касается рейтинга Министерства образования и науки, то, как бы к нему ни относились, какие бы изъяны ни выискивали в критериях оценки, встряску высшей школе, по мнению Владимира Якушева, следовало сделать давно. Может, тогда удалось бы избежать многих нынешних бед. Главное, не возникало бы у пап с мамами головной боли: куда пристроить своего ребенка с корочками о высшем образовании.

В завершение своего страстного губернаторско-родительского монолога Владимир Якушев вспомнил о недавней теленовости. О том, что на аукционе за 185 тысяч евро продано зашифрованное письмо Наполеона. Электронному письму современного человека подобное не грозит… Поэтому, конечно, информационные технологии — это здорово, это шаг вперед. Но каждый должен уметь писать ручкой. Желательно без ошибок. Пока же молодые демонстрируют такое владение грамотностью и такое знание русской литературы, что за державу обидно…

Фото Сергея Киселёва.

Нравится

Статьи по теме

№201 (5643)
09.11.2012
Екатерина Шандрыголова
Дети солнечной системы
№170 (5612)
26.09.2012
Виталий Титов
Какая школа нам нужна?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"