5 апреля 2020     

Культура   

Война: вид из окопа

Консервативного зрителя озадачили спектаклем «Спаси меня» по пьесе молодого немецкого драматурга Ани Хиллинг (режиссёр — Линас Зайкаускас). На днях стало известно, что с этим спектаклем сургутский театр ждут в Сербии, на Международном театральном фестивале «Slavia».

Но главное — это постановка «Точки… невозвращения» по мотивам произведений Ремарка (режиссёр — Владимир Матийченко). В этом спектакле стираются национальные и временные границы. В основе сюжета — фронтовые будни немецких юнцов, брошенных в пекло Первой мировой войны… В масштабном проекте задействована вся труппа театра.

На премьере побывала Драгана Бошкович (Сербия), драматург, театральный критик международного уровня, профессор современной драматургии, куратор европейских театральных фестивалей. Своим мнением она поделилась с читателями «Тюменских известий»:

— «Точки… невозвращения» — современный, интересный авторский проект, объединяющий несколько спектаклей. Ориентирован он на знатоков театра.

В этом спектакле режиссер рассуждает о жизни, морали, о том, как история и власть манипулируют людьми… Владимир Матийченко говорит с нами настоящим театральным языком, который нужно уметь понимать. Здесь объединена громадная работа над мизансценами, диалогами, музыкой, хореографией, вокалом. В этом смысле такой спектакль — настоящий университет для актёров. Их учат быть суперуниверсальными.

— Военная проза — нередкая гостья на сцене, но зато редки удачи в её освоении театром, — заметила Евгения Тропп, театровед, редактор «Петербургского театрального журнала», доцент кафедры русского театра Санкт-Петербургской академии театрального искусства. — Обратившись к самому несценичному роману Ремарка («На Западном фронте без перемен»), в котором каждая строка — боль, кровь, отчаяние, главный режиссер сургутского театра Владимир Матийченко создал принципиальный спектакль-высказывание.

«Точки… невозвращения» — размышления о войне вне времени и пространства. Об этом говорит и внешний облик героев, одетых в лишённую примет эпохи и страны военную форму, и многие детали. Например, мечтают изголодавшиеся на скудном пайке персонажи о жареном гусе — тут же звучат реплики, Ремарку не принадлежащие: юнцы вспоминают и пельмени, и пиццу, и лагман…

В романе Ремарка показана жестокая, непарадная сторона войны, которую видно солдату из окопа. Каждая сцена — смерти друзей, прощание с иллюзиями, надеждами — это и есть точки невозвращения. Одна из последних — отпуск, попытка героя вернуться домой. Разумеется, неудачная, ведь здесь для него уже нет места. У растерявшейся, взволнованной и почему-то жалкой матери — новая любовь. Взрослого сына она не понимает, не знает, как с ним обращаться, — пытается подтянуть ему штаны, как малышу.

Любовь и жизнь, о которой мечтают солдаты, останется для них недостижимой мечтой, навсегда потерянным раем. Пришедшие на войну, на ней и останутся. Наверное, это самый страшный вывод, который делает театр.

…Завершающим аккордом Года Германии в России для сургутского театра стал визит Кая Вушека, художественного руководителя театра «Theater an der Parkaue» (Берлин). Раз в год Кай Вушек участвует в сторонних проектах и режиссирует спектакли для других театров (как правило, в Европе). Сейчас его заинтересовала возможность сотрудничества с сургутским театром. Инициатива такого проекта исходила от Немецкого культурного центра им. Гёте, на это здесь готовы выделить средства.

Вушек предлагает к постановке пьесу Юлианы Канн, одной из самых интересных и успешных писательниц поколения 30-летних в Германии, «Лис режет кроликов» (рабочий перевод). Она уже была инсценирована в гамбургском театре Thalia Theater.

— Центральная тема пьесы — потеря, как жить с осознанием потери. Главный герой — отец семейства, учитель по профессии, — поделился с нами господин Вушек.

Для немецкого гостя в театре устроили закрытый показ пластического спектакля «Свобода навсегда». Затем в теплой, располагающей атмосфере прошла встреча Кая Вушека с артистами театра и художественным руководителем Владимиром Матийченко.

— Я доволен творческим ресурсом, исполнительским мастерством артистов, — заявил Вушек, покидая театр. — Скажу больше: уже примерно представляю себе, как распределятся роли в будущем спектакле.

Известно, что поставит его Кай Вушек в Сургуте в мае 2013 года. А Владимир Матийченко, в свою очередь, сделает постановку на сцене берлинского театра.

Для коллектива это будет очередной пример успешного обмена опытом, идеями, пример создания совместных творческих проектов с иностранными коллегами. Напомним, до этого в сургутском театре уже ставили спектакли приглашённые режиссёры из Чехии, Литвы, Украины, Египта.

Нравится

Статьи по теме

№217 (5659)
05.12.2012
Галина Липатова
Кто спасёт Сайму?
№214 (5656)
29.11.2012
Ирина Тарабаева
Понять Калигулу

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"