2012-й — Год Германии в России. В Сургутском музыкально-драматическом театре создали две премьеры по произведениям немецких авторов. Еще один спектакль по немецкой драматургии будет ставить режиссер из Берлина.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD92.1314EUR98.7079
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +17...+19 °C | |
Ханты-Мансийск | +6...+8 °C | |
Салехард | 0...-2 °C |
Культура
Война: вид из окопа
Консервативного зрителя озадачили спектаклем «Спаси меня» по пьесе молодого немецкого драматурга Ани Хиллинг (режиссёр — Линас Зайкаускас). На днях стало известно, что с этим спектаклем сургутский театр ждут в Сербии, на Международном театральном фестивале «Slavia».
Но главное — это постановка «Точки… невозвращения» по мотивам произведений Ремарка (режиссёр — Владимир Матийченко). В этом спектакле стираются национальные и временные границы. В основе сюжета — фронтовые будни немецких юнцов, брошенных в пекло Первой мировой войны… В масштабном проекте задействована вся труппа театра.
На премьере побывала Драгана Бошкович (Сербия), драматург, театральный критик международного уровня, профессор современной драматургии, куратор европейских театральных фестивалей. Своим мнением она поделилась с читателями «Тюменских известий»:
— «Точки… невозвращения» — современный, интересный авторский проект, объединяющий несколько спектаклей. Ориентирован он на знатоков театра.
В этом спектакле режиссер рассуждает о жизни, морали, о том, как история и власть манипулируют людьми… Владимир Матийченко говорит с нами настоящим театральным языком, который нужно уметь понимать. Здесь объединена громадная работа над мизансценами, диалогами, музыкой, хореографией, вокалом. В этом смысле такой спектакль — настоящий университет для актёров. Их учат быть суперуниверсальными.
— Военная проза — нередкая гостья на сцене, но зато редки удачи в её освоении театром, — заметила Евгения Тропп, театровед, редактор «Петербургского театрального журнала», доцент кафедры русского театра Санкт-Петербургской академии театрального искусства. — Обратившись к самому несценичному роману Ремарка («На Западном фронте без перемен»), в котором каждая строка — боль, кровь, отчаяние, главный режиссер сургутского театра Владимир Матийченко создал принципиальный спектакль-высказывание.
«Точки… невозвращения» — размышления о войне вне времени и пространства. Об этом говорит и внешний облик героев, одетых в лишённую примет эпохи и страны военную форму, и многие детали. Например, мечтают изголодавшиеся на скудном пайке персонажи о жареном гусе — тут же звучат реплики, Ремарку не принадлежащие: юнцы вспоминают и пельмени, и пиццу, и лагман…
В романе Ремарка показана жестокая, непарадная сторона войны, которую видно солдату из окопа. Каждая сцена — смерти друзей, прощание с иллюзиями, надеждами — это и есть точки невозвращения. Одна из последних — отпуск, попытка героя вернуться домой. Разумеется, неудачная, ведь здесь для него уже нет места. У растерявшейся, взволнованной и почему-то жалкой матери — новая любовь. Взрослого сына она не понимает, не знает, как с ним обращаться, — пытается подтянуть ему штаны, как малышу.
Любовь и жизнь, о которой мечтают солдаты, останется для них недостижимой мечтой, навсегда потерянным раем. Пришедшие на войну, на ней и останутся. Наверное, это самый страшный вывод, который делает театр.
…Завершающим аккордом Года Германии в России для сургутского театра стал визит Кая Вушека, художественного руководителя театра «Theater an der Parkaue» (Берлин). Раз в год Кай Вушек участвует в сторонних проектах и режиссирует спектакли для других театров (как правило, в Европе). Сейчас его заинтересовала возможность сотрудничества с сургутским театром. Инициатива такого проекта исходила от Немецкого культурного центра им. Гёте, на это здесь готовы выделить средства.
Вушек предлагает к постановке пьесу Юлианы Канн, одной из самых интересных и успешных писательниц поколения 30-летних в Германии, «Лис режет кроликов» (рабочий перевод). Она уже была инсценирована в гамбургском театре Thalia Theater.
— Центральная тема пьесы — потеря, как жить с осознанием потери. Главный герой — отец семейства, учитель по профессии, — поделился с нами господин Вушек.
Для немецкого гостя в театре устроили закрытый показ пластического спектакля «Свобода навсегда». Затем в теплой, располагающей атмосфере прошла встреча Кая Вушека с артистами театра и художественным руководителем Владимиром Матийченко.
— Я доволен творческим ресурсом, исполнительским мастерством артистов, — заявил Вушек, покидая театр. — Скажу больше: уже примерно представляю себе, как распределятся роли в будущем спектакле.
Известно, что поставит его Кай Вушек в Сургуте в мае 2013 года. А Владимир Матийченко, в свою очередь, сделает постановку на сцене берлинского театра.
Для коллектива это будет очередной пример успешного обмена опытом, идеями, пример создания совместных творческих проектов с иностранными коллегами. Напомним, до этого в сургутском театре уже ставили спектакли приглашённые режиссёры из Чехии, Литвы, Украины, Египта.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.