Уже почти год на Ямале действует так называемый закон о кочевой школе, давший жителям тундры право выбора — отправлять детей в интернат или, не отрывая от семьи, давать им начальное образование прямо в чуме.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD92.5919EUR100.2704
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | -2...-4 °C | |
Ханты-Мансийск | -3...-5 °C | |
Салехард | -9...-11 °C |
Общество
Образование с доставкой в чум
Для оленеводов это решение властей — событие историческое. На сентябрьском заседании ямальского парламента от их имени к депутатам обратилась известная ненецкая писательница и педагог Анна Неркаги:
— Вся тундра говорит об этом законе, потому что мы очень долго ждали его. Передаю вам поклон от ненецкого народа.
Анна Неркаги о кочевой школе знает не понаслышке. Создатель новой образовательной модели в соответствии с национальным календарем на базе Лаборовской начальной школы доказала: консервативная советская система не соответствует образу жизни коренных малочисленных народов.
— Главная идея разработчиков законопроекта — организовать образовательный процесс таким образом, чтобы в раннем возрасте не вырывать ребят из привычной среды, — заявил первый заместитель директора департамента образования ЯНАО Сергей Бойченко. — Я как отец понимаю: даже самый лучший интернат не заменит семилетнему ребенку дом. Ведь разлука с близкими — серьезная психологическая травма для семьи.
Обучение в кочевой школе строится с учетом традиционного уклада жизни тундровиков: период занятий сменяется периодом каслания. В таких естественных условиях дети без труда адаптируются к образовательному процессу. Помимо основных школьных дисциплин они изучают предметы, связанные с национальной и региональной культурой Ямала.
Образовательную программу для них разработала группа авторов под руководством Анны Неркаги. Программу “Тундровичок”, подготовленную Региональным институтом развития образования ЯНАО совместно с издательством “Академкнига”, уже переводят на ненецкий язык.
А в Ямальском многопрофильном колледже тем временем готовят специалистов для работы в тундре. Первыми кочевыми педагогами в этом году стали третьекурсники. Большую часть учебного времени они проводят в условиях кочевья в школе, а теоретические знания получают на очных и выездных сессиях.
— Все студенты — коренные ямальцы, — подчеркивает Сергей Бойченко. — И это имеет принципиальное значение, поскольку только они знают тундру как свои пять пальцев. Но тундра тундре рознь, поэтому мы стараемся направить молодых учителей в родные для них места. К тому же педагогам из числа коренных малочисленных народов в буквальном смысле проще найти общий язык со школьниками. Не все дети владеют русским, поэтому часто на начальной ступени уроки ведут на их родном языке, постепенно переводя на государственный.
— Закон стремится привлечь молодых людей преподавать в тундре, для этого предусмотрен дополнительный коэффициент за разъездной характер работы. А это почти 15 тысяч рублей к зарплате ежемесячно, — отметила вице-спикер Законодательного Собрания Ямала Елена Зленко.
Сегодня в округе проходит испытание несколько вариантов организации кочевого образования. Один из них предусматривает закрепление педагога за бригадой оленеводов, вместе с которой он каслает, другой — за территорией, где учитель передвигается от стойбища к стойбищу.
Пока “учительский набор” вполне традиционный, но уже в следующем году его оснастят по последнему слову техники. В специально разработанном кейсе поместятся компьютер и весь необходимый образовательный софт. Чемодан этот готов к любым испытаниям Севера — в огне не горит и в воде не тонет!
Сейчас кочевые учителя уже обеспечены снегоходами, теплой одеждой и средствами связи. Возможно, в будущем, когда система ГЛОНАСС заработает в полном объеме, к основному оборудованию добавится специальный браслет, с помощью которого можно будет отслеживать перемещение педагога. Это необходимо для безопасности самого учителя и обеспечения полного контроля за его деятельностью.
— Кочевой учитель должен обладать целым спектром компетенций, причем не только педагогических, — убежден Сергей Бойченко. — Например, искусно владеть малой снегоходной техникой и современными методами навигации. А в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь.
Еще один вариант организации образовательного процесса в тундре — на факториях, где оленеводы останавливаются на время. В этот период занятия в полустационарной школе проводятся в специально оборудованных помещениях. В следующем году их оснастят образовательными модулями, состоящими из морозоустойчивых блок-контейнеров. В планах — обеспечить такие школы интерактивными досками и планшетниками.
Какая из форм организации кочевого образования приживется на Ямале? Время покажет. Но уже с начала реализации программы специально созданный координационный совет при губернаторе, куда входят представители различных департаментов, ведет мониторинг ее эффективности и изучает мнение коренных жителей.
Дискуссия по поводу кочевой школы продолжается. В ней участвуют ямальские тундровики, чиновники, представители национальной интеллигенции. Некоторые высказывают сомнения, полагая, что знания, полученные в проверенной временем классической школе, более фундаментальны.
— Думаю, со временем благодаря высокоскоростному Интернету и облачным технологиям качество образования в чуме повысится, — считает Сергей Аскольдович. — В помощь кочевому учителю и его ученикам будет организована единая окружная образовательная база, куда войдут все методические разработки, задания и материалы.
Участники дискуссии высказывают другое опасение: из-за появления новой образовательной формы придется закрыть интернаты. Однако авторы идеи успокаивают: кочевая школа создана для обучения детей лишь на первой ступени. После четвертого класса они все равно отправятся в интернаты: представить обучение для старшеклассников в условиях тундры, например урок химии в чуме, весьма сложно. К тому же пока в кочевых школах, организованных в Приуральском, Пуровском и Тазовском районах, начальное образование получает лишь около 70 детей. Учитывая, что в интернатах учится более 3000 ребят из числа коренных малочисленных народов Севера, доля кочевых младшеклассников пока невелика.
— Мы не ставим цели охватить как можно больше школьников. Мы хотим сделать образование более доступным для самых отдаленных районов Ямала. Основной формой образования для маленьких тундровиков, скорее всего, останется интернат, — заключил Сергей Бойченко.
20 миллионов рублей в 2013 году направят на развитие кочевого образования Ямала.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.