25 апреля 2024     

Культура   

Пути и путы дизайна

Начавшись с небольших студенческих выставок, все прошедшие годы фестиваль динамично развивался. Он, как большой корабль, отправился в свое плавание по морю дизайна, и в его паруса дул то попутный ветер, то штормовой.

Несколько лет назад на страницах «Тюменских известий» мы задавали вопрос: «Фестиваль седьмой и… последний?» К счастью, история фестиваля не закончилась, и благодаря поддержке областного департамента культуры, Музея изобразительных искусств, академии культуры он прочно вписался в календарный план Тюменской региональной организации Союза дизайнеров России.

Молодые дизайнеры — студенты и их преподаватели, а также выпускники, которых уже считают мастерами своего дела, привыкли несколько осенних дней встречаться, чтобы сверить курс и двигаться дальше.

Как всегда, фестиваль собрал на своих площадках друзей и коллег из Москвы, Екатеринбурга, Омска, Ханты-Мансийска, Кургана… Омский государственный университет сервиса на всю страну славится своими модельерами. Уральская архитектурно-художественная академия знаменита индустриальным дизайном и представляла Россию в столице дизайна-2012 в Хельсинки. В Тюменском институте архитектуры, дизайна и визуальных искусств Академии культуры, искусств и социальных технологий гордятся своими графиками, художниками по интерьеру, а также самобытной школой академического рисунка и живописи. Есть чему поучиться друг у друга, и есть интерес друг к другу. Поэтому, несмотря на трудности (у кого их нет!), раз в год они обязательно встречаются в Тюмени, чтобы участвовать в организованных хозяевами конкурсах и мероприятиях.

В этот раз — и это тоже традиция! — фестиваль начался с двух персональных выставок выпускников тюменской школы дизайна Любови Перепелкиной и Антона Аникина. Первое место работы Л.Перепелкиной — Гипротюменнефтегаз, художник-оформитель. В то сравнительно не очень далекое бескомпьютерное время она вручную рисовала плакаты, баннеры, растяжки для музея боевой славы и праздничных колонн трудящихся. Сейчас у нее своя дизайн-студия «П.Л.О.Т.» и много заказов: «работает сарафанное радио». Еще недавно Л.Перепелкина увлеченно делала фасады — вспомните торговые центры «Южный», «Премьер», кафе «Ассорти», подсветку здания городской администрации и водонапорной башни. Это все её работы. Яркая палитра красок, радующая глаз на фоне окружающей серости домов, образные решения. И мы, тюменцы, оценили, и профессионалы заметили. Сейчас она говорит, что «фасады надоели», поэтому так же увлеченно занимается интерьерами. Но и в этом жанре Л.Перепелкина верна себе: всегда использует графику, цвет, фотоколлажи и создает эмоционально теплое, дружелюбное пространство. Может быть, поэтому и свою выставку она назвала «Эмоциональная геометрия».

А.Аникин работает по-своему: «Я начинаю с функции и заканчиваю функцией!» Попробуем объяснить, как это происходит… Например, если это ресторан-бар «Мохито», то, создавая дизайн его внутренней среды, Антон и его неизменный соавтор Милена (жена!) думали о золотой молодежи. Отсюда появление суперсовременных технологий, в частности света. Про него В.Брагин, председатель Свердловского отделения Союза дизайнеров и гость фестиваля, заметил, что он «как в Лондоне». При реконструкции внутреннего пространства кафе «Артишок», куда приходят любители караоке, введена нотка стиля ар-деко. Кафе «Поль Бейкери», сохраняющее традиции семейного питания, навело дизайнеров на мысль о домашней, располагающей к общению, беседе обстановке. Так в его интерьере «прописались» легкие стеллажи для книг, сувениров, детских рисунков, которые постепенно заполняются.

На следующий день состоялось открытие главной выставки фестиваля, которая проходила в формате конкурса. Председателем ее жюри был сенатор Союза дизайнеров, профессор Уральской архитектурно-художественной академии Н.Ляпцев. Этот же формат имели интернет-выставка (председатель жюри вице-президент Союза дизайнеров, директор Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств Г.Вершинин) и дефиле (председатель жюри Н.Ляпцев). Десятки молодых и амбициозных авторов, десятки интересных, заслуживающих внимания проектов — найти, увидеть, оценить. Поэтому расширен круг номинаций, да и внутри каждой из них отмечаются лучшая студенческая работа, лучшая идея, лучшая реализованная работа. Участвовать в таких конкурсах весьма престижно, на награды организаторы не скупятся. В этом году кроме дипломов вручался специальный знак тем, кто был удостоен Гран-при, — симпатичный прозрачный кубик с выгравированной внутри него лазером памятной надписью.

То, что наше общество нуждается в инновациях, причем в областях, касающихся каждого из нас (в «коммуналке и социалке», как выразился один из современных политиков), всем хорошо известно. Это хорошо известно и дизайнерам. Работы, показанные в рамках фестиваля, тому подтверждение. Вторгаясь в сферу жизненно важных для человека объектов, дизайнер стремится к поиску красивых и нестандартных решений. Такие решения, как правило, привлекали внимание и жюри. Среди победителей названы следующие проекты: «Интерьеры лыжно-биатлонного центра «Жемчужина Сибири» (А.Емельяненко, Л.Полянская, А.Прудников), «Дизайн-проект комплекса «Приют для бездомных животных в Тюмени» (Е.Абрамовских), «Благоустройство сквера на углу улиц Республики и Холодильной» (С.Харлова), «Общественные туалеты для города в среде» (А.Боброва), «Система элементов город-ской среды на основе аккумулирования энергии ОХУ» (П.Бадюк), «Бытовая печь для приготовления блюд русской кухни» (Д.Демина), «Визуальная концепция и рекламное продвижение международных соревнований по биатлону среди юниоров (Е.Грачева), «Дизайн-проект интерактивной книги по роману Ж.Верна «Вокруг света за 80 дней» (Н.Елфимов), «Концепция учебного пособия «Рекомендации по рисунку для дизайнеров» (Е.Улькина, Т.Манухина). По мнению Г.Вершинина, получился «неслучайный срез лучшего в российском студенческом и профессиональном потоках дизайна».

14-й фестиваль запомнился как яркое событие, причем яркое в самых разных значениях этого слова. Ярким получился фирменный стиль и необычная шрифтовая гарнитура, придуманная В.Евсеевым, их хотелось рассматривать вновь и вновь. Яркость придала ему и новая номинация «Живопись и графика». То, что наши дизайнеры умеют рисовать и рисуют, мы знали и не раз восхищались их работами на художественных выставках. Теперь можно будет встречаться с их творчеством и на фестивале. Гран-при в этом жанре жюри присудило А.Суховой из нашего института дизайна — за работы «Девушка и зеленые груши» и «Конфликт круга и штрихи».

В номинации «Дизайн костюма» Гран-при получили Ю.Ручина, А.Ерлина за проект «Секвенция», учебное заведение — Омский институт сервиса. Вряд ли кто-то из присутствовавших на дефиле в малом зале драмтеатра удивился. В этом вузе много лет существует студенческий театр моды, спектакли которого отличает острое образное решение. Несколько лет подряд омичи привозят их на тюменский фестиваль, и наши зрители всегда встречают их овациями. Не стал исключением и нынешний. Спектакль-подарок «По дороге в Тюмень» завершал конкурс и как бы не ставил ни точку, ни многоточие. Наоборот, всеми своими средствами — пластикой, медиаграфикой и игрой с длинной лентой, то соединяющей, то разъединяющей героев, по-моему, рассказывал о неизведанных путях и непременных путах дизайна, о дружественных связях тюменской и омской школ.

Последние мероприятия фестиваля — мастер-классы, каждый из которых был адресным, профессиональным и просто интересным. Режиссер-мультипликатор М.Алдашин («Рождество», «Букашки», «Гора самоцветов») показал свои знаменитые мультфильмы и в перерывах толковал собственную формулу творческого успеха. Она состоит из трех «с» — страсть, стремление, самоограничение. «Без этого ничего не добиться», — сказал он в заключение.

Фотограф издательского дома «Conde Nast Россия» Д.Созинов, кстати, выпускник тюменской школы дизайна, совмещает свою работу с преподаванием в одной из лучших московских школ фотографии. Ему непросто было выкроить время для приезда в Тюмень, но его пригласили, и он отложил все дела. Д.Созинов — признанный ас студийной съемки, за его фотографиями журналисты выстраиваются в очередь. «Фотография — одна из технологий изобразительного искусства, — говорил он в интервью. — Успеха в ней не бывает без тренинга, без мозолей на пальцах. Самые сложные задачи в полиграфическом дизайне мне помогает решать мое базовое образование». А когда я спросила его про учителей, он, не задумываясь, ответил: «Поименно могу назвать: Вершинин, Улькина, Пискулин, Трофимова, Субботина. Все они вложили свой кирпичик в фундамент».

Фестиваль закончился, и что-то безвозвратно ушло, но что-то осталось. Без сомнения, это его энергетика, преобразующая и окружающую среду, и нас в ней.

Фото Екатерины Быковой.

Нравится

Статьи по теме

№215 (5657)
30.11.2012
Наталья Дементьева
Время дружить!
№196 (5638)
01.11.2012
Наталья Дементьева
Хельсинки: столица победившего дизайна

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"