Эти слова были сказаны в городе Хельсинки вице-президентом Союза дизайнеров России, директором Института дизайна нашей академии культуры Г.В.Вершининым. Он недавно вернулся из Финляндии, где проходила акция под названием «Столица мирового дизайна», собравшая представителей 28 стран. Понятно, это была шутка, но, как известно, в каждой шутке есть доля истины.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD91.1096EUR100.3907
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +20...+22 °C | |
Ханты-Мансийск | +19...+21 °C | |
Салехард | +19...+21 °C |
Культура
Хельсинки: столица победившего дизайна
— Спрашивать вас об этом знаменитом бренде «финский дизайн», наверное, не стоит. Многие наслышаны о его современности, креативности, функциональности — и все с приставкой супер. Понятно, что и Хельсинки были выбраны столицей совсем не случайно. Так ведь?
— Конечно! Эту акцию один раз в два года объявляет Международный совет промышленного дизайна. Хельсинки принял эстафету вслед за Турином и Сеулом. Разумеется, по причине признания заслуг финского дизайна во всем мире. «Город с наилучшими условиями жизни» — так написал один из авторитетных профессиональных британских журналов. Эмблематика, проспекты, плакаты, табло и растяжки, посвященные этому событию, можно было встретить повсюду, не только в Хельсинки. У президентского дворца развевались флаги всех стран-участниц. Девизом форума была выбрана фраза: «Открытый дизайн как часть жизни». Поэтому программные мероприятия проходили в течение всего года и по всей Финляндии. На осень было запланировано подведение итогов в форме главной выставки и встречи дизайнеров.
Для проведения заключительных акций был выбран район в центре Хельсинки, еще недавно относившийся к так называемым депрессивным. Предполагалось его реконструировать, но, видимо, кризис помешал — и реконструировали только старую электростанцию. Получился прекрасный выставочный зал — многоуровневый, с антресолями, с хорошим освещением. Здесь и развернулась выставка мирового дизайна. Привлекала внимание своей интересной концепцией крупная экспозиция Австрии «Современный австрийский дизайн» — это высокие технологии в контексте мощной культурной составляющей, традиций народного ремесленничества. Япония, на удивление, показала только одну, да и то мемориальную, выставку, посвященную памяти знаменитого дизайнера Йошида. Россия, как и многие другие страны, была представлена скромно — дорого! Ее лицом стали планшеты наших коллег-екатеринбуржцев с разработками в стиле русского конструктивизма некоторых бытовых предметов.
Финский дизайн в экспозиции практически отсутствовал. Как было сказано, в июне в этом же месте прошли грандиозные выставки местных дизайнерских школ. Сейчас площадки отданы в распоряжение иностранным делегациям, а смотреть финский дизайн нас пригласили на улицы.
— Что же вы там увидели, сфотографировали?
— Удалось буквально «пробороздить» Хельсинки и снять шесть с половиной тысяч фотографий.
За десять лет, которые я не был в этом городе, в нем, по моим ощущениям, многое изменилось. Дизайнерский магазин «Артек» стоит на том же самом месте, но внутри он совсем другой. В нем не просто продается мебель, как было раньше. Здесь теперь место работы дизайнеров с заказчиками. Поэтому стало больше посетителей, к тому же они теперь в этом магазине могут приобрести и книги, журналы, газеты… Продавцы находятся в центре зала, а не на выходе, то есть не столько контролируют, кто что несет, сколько помогают, советуют, реагируют на ваши запросы.
В Музее дизайна, на втором этаже, появилась огромная экспозиция истории финского дизайна. Хотя для того, чтобы увидеть ее, совершенно необязательно ходить в музей. Достаточно пройти 600 метров до «Артека» или перейти улицу — и открыть дверь в громадный магазин стекла и керамики фирмы «Италла». Здесь то же самое, что и в музее, только, возможно, в еще большем ассортименте. Вам предложат как классические разработки финских дизайнеров, так и новейшие, созданные молодежью. Но все это — абсолютные образцы мирового дизайна, признанные профессионалами, благодаря высочайшему качеству, современным технологиям и художественному уровню. Можно купить уменьшенную вещь — она доступна по цене, ее легко увезти с собой, можно и такую же, как оригинал, — стоимость будет не сильно отличаться.
Хельсинки — город, который местами похож на Санкт-Петербург, местами — на мрачноватые скандинавские столицы. Но все, что там делается в плане архитектуры, городской среды, коммуникаций, — это уровень мирового дизайна. Жилые дома настолько удобные для тебя, что в них хочется поселиться, учебные заведения, настолько располагающие к получению знаний, что в них хочется учиться. В центре города расположен квартал из 25 улиц, называемый Дизайнерским. Нигде такого нет, ни в одном городе. Изысканно оформлены витрины магазинов, стоят красивые фонари, стильные указатели. Каждая клумба — высокое искусство по настроению, колористике. Видно, что это авторские объекты, кое-где даже фамилии имеются. В городе фактически решена транспортная проблема, хорошо работает общественный транспорт. Есть добротное метро (хотя москов-ское красивее!), на каждой станции лифты, эскалаторы. Вход без турникетов, свободный, поэтому любой заплутавший турист может войти, никто не остановит. Внутри есть туалеты, комнаты для матерей с детьми, инвалидов, кафе, супермаркеты, книжные магазины. Одним словом, насыщенная, удобная среда.
Хельсинкский трамвай — современный скоростной поезд. В нем есть кондиционеры, удобные сиденья, столики, низкий пол (на уровне остановок). Много автобусов, которые движутся по выделенным полосам. С расписанием, транспортными маршрутами можно познакомиться на электронных табло как внутри, так и снаружи. Улочки в Хельсинки не широкие, но это не сдерживает поток машин. Если бы у нас больше узнали про финский дизайн, то наша страна была бы другой. Ментально мы близки, даже были когда-то одной державой.
— Каким вам показался формат проведения столицы — официальным, свободным?
— Очень неформальным. В Финляндии нет понятия официоза. Все мероприятия, в которых мы участвовали, проходили в благожелательной атмосфере. Финны улыбались, приходили на помощь при малейших затруднениях, старались делать все возможное, чтобы гостям было комфортно.
Еще один момент. Общаясь с дизайнерами из разных стран, я заметил, что мы внутренне очень похожи, открыты. И проблемы, как известно, у нас примерно одинаковые — помочь человеку реализовать себя как личности, независимо от условностей и ограничений окружающей действительности. Все мы озабочены вопросами своей профессии, ближайшего и отдаленного будущего. Более того, для нас важны не выставки как таковые, а идеи, концепции, методы, опыт, наконец. При кажущейся информационной избыточности современный мир очень закрыт, разделен. Почему, например, не показываются многие новинки, о которых известно, что они уже есть? Потому что одни являются предметом патентной охраны, другие — собственностью предприятий, а не дизайнеров. В Интернете нет глубокой информации, а на таких встречах профессионалов происходит ее взаимообмен. Кроме того, дизайнеров волнует все то, что происходит в современном мире, — механизмы катаклизмов, цивилизационные процессы, мотивы и ценности людей.
— Дизайн-образование — как это понимается сегодня финнами?
— В Финляндии несколько образовательных дизайнерских школ. Если Лахтинскую (это второй город по величине в Финляндии) я хорошо знаю по выставкам и прессе, то в столичном университете Аалто, названном в честь великого финского дизайнера, которым гордится страна, я оказался впервые. Он открылся в 2010 году в северо-восточном районе Хельсинки, рядом с консерваторией, объединив под своей крышей три наиболее популярных учебных заведения — Высшую школу экономики, Высшую художественно-промышленную школу и Техническую высшую школу. Сейчас здесь обучается более 20 тысяч студентов, среди которых немало иностранцев. Персонал университета насчитывает 4500 человек, в том числе 300 профессоров. Наибольшей популярностью пользуются учебная программа на английском языке New Media, а также программы промышленного и графического дизайна. Вообще университет Аалто предлагает широкий спектр образовательных программ, рыночные и маркетинговые исследования и т.д. Комплекс зданий с пристроенным выставочным залом был предоставлен этому учебному заведению после реставрации в безвозмездное пользование государством — крупнейшим собственником имущества в стране, которое оно обычно сдает в аренду.
Нам показали огромный медиацентр, провели по нескольким производственным цехам. Съемочные павильоны и студии могут быть использованы для создания практически любого фильма, телевизионной передачи, шоу и т.д. Они работают на современном оборудовании, по современным технологиям, могут сдаваться в аренду. Производственные цеха — это настоящие мини-заводы. На моих глазах студенты работали с металлом — варили, резали, выдували стекло, занимались обработкой получившихся объектов. Рядом находились преподаватели. Это был сентябрь, и уже начались занятия. Кстати, во всех государственных учебных заведениях всех уровней обучение бесплатное, даже для иностранцев.
Первые три месяца у бакалавров уходят на то, чтобы научиться работать на высокотехнологичном оборудовании, получить допуск (лицензию). Магистратура — уровень креатива, стратегий. Главное, чему учат на этой ступени, — не как делать вещь, а как ее реализовать в широком смысле этого слова, то есть логистике, планированию, экономике, маркетингу и т.д. Кроме того, в стенах университета Аалто ведется большая исследовательская деятельность, защищено 100 докторских диссертаций. В собственном книжном магазине представлена собственная литература. Художественная продукция — альбомы, журналы — продается, а научная и учебная — бесплатная. Она выставлена на специальных стендах: подходи и выбирай то, что тебе нужно.
Мы заходили в аудитории самого разного калибра со стеклянными дверями, уютные холлы. Большое внимание уделяется неформальным отношениям педагогов и студентов. Есть помещения для чаепитий (или кофе), оборудованные стойкой со столом, мойкой, кофемашиной, чайниками, посудой. В любое время сюда можно зайти, чтобы в непринужденной, почти домашней обстановке обсудить какую-нибудь тему. Строго регламентирован вход только в компьютерные классы — там базы данных университета. Для того чтобы попасть в них, нужно получить ключ, так же как для входа в аудитории и мастерские. У профессоров имеется универсальный ключ от всех дверей.
Аудитории университета Аалто — это не только столы и стулья. Они «напичканы» всем необходимым для современного образовательного процесса. Как правило, имеются слайд-проекторы, экраны, принтеры, ксероксы, оверхейды… Вся техника включена, работает, в любой момент можно установить и подключить новую. Кабели спрятаны в потолке, сетчатом, на который легко можно повесить любой наглядный материал.
Есть студенческий «общепит». Это современный ресторан, обед в котором стоит 2,5 евро. Цену устанавливает студенческий совет.
В коридорах, холлах, на лестничных площадках висят картины, плакаты, устроены мини-выставки. Я видел высокотехнологичный больничный шкаф для медикаментов, изготовленный в университете Аалто. Его стекла становятся прозрачными по мановению руки человека, имеющего к нему доступ.
С университетом Аалто интегрирована фабрика керамики «Арабия» со своим музеем и магазином, являющаяся одним из его спонсоров, и городская библиотека, которой, наряду с собственной научной, имеют право пользоваться студенты и преподаватели. В свою очередь, читатели городской могут посещать университетскую — бесплатно и без ограничений, благо они удачно расположены и из одной в другую легко попасть.
— Что вы можете сказать о профессии дизайнера в Финляндии? Она востребована?
— Да, она востребована и давно не считается элитной. Дизайнеров можно встретить на любом предприятии, в любой фирме. Они занимаются проведением в жизнь стратегий, ориентированных на человека — меру всех вещей в мире.
Фото Геннадия Вершинина.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.