29 марта 2024     

Культура   

Хельсинки: столица победившего дизайна

— Спрашивать вас об этом знаменитом бренде «финский дизайн», наверное, не стоит. Многие наслышаны о его современности, креативности, функциональности — и все с приставкой супер. Понятно, что и Хельсинки были выбраны столицей совсем не случайно. Так ведь?

— Конечно! Эту акцию один раз в два года объявляет Международный совет промышленного дизайна. Хельсинки принял эстафету вслед за Турином и Сеулом. Разумеется, по причине признания заслуг финского дизайна во всем мире. «Город с наилучшими условиями жизни» — так написал один из авторитетных профессиональных британских журналов. Эмблематика, проспекты, плакаты, табло и растяжки, посвященные этому событию, можно было встретить повсюду, не только в Хельсинки. У президентского дворца развевались флаги всех стран-участниц. Девизом форума была выбрана фраза: «Открытый дизайн как часть жизни». Поэтому программные мероприятия проходили в течение всего года и по всей Финляндии. На осень было запланировано подведение итогов в форме главной выставки и встречи дизайнеров.

Для проведения заключительных акций был выбран район в центре Хельсинки, еще недавно относившийся к так называемым депрессивным. Предполагалось его реконструировать, но, видимо, кризис помешал — и реконструировали только старую электростанцию. Получился прекрасный выставочный зал — многоуровневый, с антресолями, с хорошим освещением. Здесь и развернулась выставка мирового дизайна. Привлекала внимание своей интересной концепцией крупная экспозиция Австрии «Современный австрийский дизайн» — это высокие технологии в контексте мощной культурной составляющей, традиций народного ремесленничества. Япония, на удивление, показала только одну, да и то мемориальную, выставку, посвященную памяти знаменитого дизайнера Йошида. Россия, как и многие другие страны, была представлена скромно — дорого! Ее лицом стали планшеты наших коллег-екатеринбуржцев с разработками в стиле русского конструктивизма некоторых бытовых предметов.

Финский дизайн в экспозиции практически отсутствовал. Как было сказано, в июне в этом же месте прошли грандиозные выставки местных дизайнерских школ. Сейчас площадки отданы в распоряжение иностранным делегациям, а смотреть финский дизайн нас пригласили на улицы.

— Что же вы там увидели, сфотографировали?

— Удалось буквально «пробороздить» Хельсинки и снять шесть с половиной тысяч фотографий.

За десять лет, которые я не был в этом городе, в нем, по моим ощущениям, многое изменилось. Дизайнерский магазин «Артек» стоит на том же самом месте, но внутри он совсем другой. В нем не просто продается мебель, как было раньше. Здесь теперь место работы дизайнеров с заказчиками. Поэтому стало больше посетителей, к тому же они теперь в этом магазине могут приобрести и книги, журналы, газеты… Продавцы находятся в центре зала, а не на выходе, то есть не столько контролируют, кто что несет, сколько помогают, советуют, реагируют на ваши запросы.

В Музее дизайна, на втором этаже, появилась огромная экспозиция истории финского дизайна. Хотя для того, чтобы увидеть ее, совершенно необязательно ходить в музей. Достаточно пройти 600 метров до «Артека» или перейти улицу — и открыть дверь в громадный магазин стекла и керамики фирмы «Италла». Здесь то же самое, что и в музее, только, возможно, в еще большем ассортименте. Вам предложат как классические разработки финских дизайнеров, так и новейшие, созданные молодежью. Но все это — абсолютные образцы мирового дизайна, признанные профессионалами, благодаря высочайшему качеству, современным технологиям и художественному уровню. Можно купить уменьшенную вещь — она доступна по цене, ее легко увезти с собой, можно и такую же, как оригинал, — стоимость будет не сильно отличаться.

Хельсинки — город, который местами похож на Санкт-Петербург, местами — на мрачноватые скандинавские столицы. Но все, что там делается в плане архитектуры, городской среды, коммуникаций, — это уровень мирового дизайна. Жилые дома настолько удобные для тебя, что в них хочется поселиться, учебные заведения, настолько располагающие к получению знаний, что в них хочется учиться. В центре города расположен квартал из 25 улиц, называемый Дизайнерским. Нигде такого нет, ни в одном городе. Изысканно оформлены витрины магазинов, стоят красивые фонари, стильные указатели. Каждая клумба — высокое искусство по настроению, колористике. Видно, что это авторские объекты, кое-где даже фамилии имеются. В городе фактически решена транспортная проблема, хорошо работает общественный транспорт. Есть добротное метро (хотя москов-ское красивее!), на каждой станции лифты, эскалаторы. Вход без турникетов, свободный, поэтому любой заплутавший турист может войти, никто не остановит. Внутри есть туалеты, комнаты для матерей с детьми, инвалидов, кафе, супермаркеты, книжные магазины. Одним словом, насыщенная, удобная среда.

Хельсинкский трамвай — современный скоростной поезд. В нем есть кондиционеры, удобные сиденья, столики, низкий пол (на уровне остановок). Много автобусов, которые движутся по выделенным полосам. С расписанием, транспортными маршрутами можно познакомиться на электронных табло как внутри, так и снаружи. Улочки в Хельсинки не широкие, но это не сдерживает поток машин. Если бы у нас больше узнали про финский дизайн, то наша страна была бы другой. Ментально мы близки, даже были когда-то одной державой.

— Каким вам показался формат проведения столицы — официальным, свободным?

— Очень неформальным. В Финляндии нет понятия официоза. Все мероприятия, в которых мы участвовали, проходили в благожелательной атмосфере. Финны улыбались, приходили на помощь при малейших затруднениях, старались делать все возможное, чтобы гостям было комфортно.

Еще один момент. Общаясь с дизайнерами из разных стран, я заметил, что мы внутренне очень похожи, открыты. И проблемы, как известно, у нас примерно одинаковые — помочь человеку реализовать себя как личности, независимо от условностей и ограничений окружающей действительности. Все мы озабочены вопросами своей профессии, ближайшего и отдаленного будущего. Более того, для нас важны не выставки как таковые, а идеи, концепции, методы, опыт, наконец. При кажущейся информационной избыточности современный мир очень закрыт, разделен. Почему, например, не показываются многие новинки, о которых известно, что они уже есть? Потому что одни являются предметом патентной охраны, другие — собственностью предприятий, а не дизайнеров. В Интернете нет глубокой информации, а на таких встречах профессионалов происходит ее взаимообмен. Кроме того, дизайнеров волнует все то, что происходит в современном мире, — механизмы катаклизмов, цивилизационные процессы, мотивы и ценности людей.

— Дизайн-образование — как это понимается сегодня финнами?

— В Финляндии несколько образовательных дизайнерских школ. Если Лахтинскую (это второй город по величине в Финляндии) я хорошо знаю по выставкам и прессе, то в столичном университете Аалто, названном в честь великого финского дизайнера, которым гордится страна, я оказался впервые. Он открылся в 2010 году в северо-восточном районе Хельсинки, рядом с консерваторией, объединив под своей крышей три наиболее популярных учебных заведения — Высшую школу экономики, Высшую художественно-промышленную школу и Техническую высшую школу. Сейчас здесь обучается более 20 тысяч студентов, среди которых немало иностранцев. Персонал университета насчитывает 4500 человек, в том числе 300 профессоров. Наибольшей популярностью пользуются учебная программа на английском языке New Media, а также программы промышленного и графического дизайна. Вообще университет Аалто предлагает широкий спектр образовательных программ, рыночные и маркетинговые исследования и т.д. Комплекс зданий с пристроенным выставочным залом был предоставлен этому учебному заведению после реставрации в безвозмездное пользование государством — крупнейшим собственником имущества в стране, которое оно обычно сдает в аренду.

Нам показали огромный медиацентр, провели по нескольким производственным цехам. Съемочные павильоны и студии могут быть использованы для создания практически любого фильма, телевизионной передачи, шоу и т.д. Они работают на современном оборудовании, по современным технологиям, могут сдаваться в аренду. Производственные цеха — это настоящие мини-заводы. На моих глазах студенты работали с металлом — варили, резали, выдували стекло, занимались обработкой получившихся объектов. Рядом находились преподаватели. Это был сентябрь, и уже начались занятия. Кстати, во всех государственных учебных заведениях всех уровней обучение бесплатное, даже для иностранцев.

Первые три месяца у бакалавров уходят на то, чтобы научиться работать на высокотехнологичном оборудовании, получить допуск (лицензию). Магистратура — уровень креатива, стратегий. Главное, чему учат на этой ступени, — не как делать вещь, а как ее реализовать в широком смысле этого слова, то есть логистике, планированию, экономике, маркетингу и т.д. Кроме того, в стенах университета Аалто ведется большая исследовательская деятельность, защищено 100 докторских диссертаций. В собственном книжном магазине представлена собственная литература. Художественная продукция — альбомы, журналы — продается, а научная и учебная — бесплатная. Она выставлена на специальных стендах: подходи и выбирай то, что тебе нужно.

Мы заходили в аудитории самого разного калибра со стеклянными дверями, уютные холлы. Большое внимание уделяется неформальным отношениям педагогов и студентов. Есть помещения для чаепитий (или кофе), оборудованные стойкой со столом, мойкой, кофемашиной, чайниками, посудой. В любое время сюда можно зайти, чтобы в непринужденной, почти домашней обстановке обсудить какую-нибудь тему. Строго регламентирован вход только в компьютерные классы — там базы данных университета. Для того чтобы попасть в них, нужно получить ключ, так же как для входа в аудитории и мастерские. У профессоров имеется универсальный ключ от всех дверей.

Аудитории университета Аалто — это не только столы и стулья. Они «напичканы» всем необходимым для современного образовательного процесса. Как правило, имеются слайд-проекторы, экраны, принтеры, ксероксы, оверхейды… Вся техника включена, работает, в любой момент можно установить и подключить новую. Кабели спрятаны в потолке, сетчатом, на который легко можно повесить любой наглядный материал.

Есть студенческий «общепит». Это современный ресторан, обед в котором стоит 2,5 евро. Цену устанавливает студенческий совет.

В коридорах, холлах, на лестничных площадках висят картины, плакаты, устроены мини-выставки. Я видел высокотехнологичный больничный шкаф для медикаментов, изготовленный в университете Аалто. Его стекла становятся прозрачными по мановению руки человека, имеющего к нему доступ.

С университетом Аалто интегрирована фабрика керамики «Арабия» со своим музеем и магазином, являющаяся одним из его спонсоров, и городская библиотека, которой, наряду с собственной научной, имеют право пользоваться студенты и преподаватели. В свою очередь, читатели городской могут посещать университетскую — бесплатно и без ограничений, благо они удачно расположены и из одной в другую легко попасть.

— Что вы можете сказать о профессии дизайнера в Финляндии? Она востребована?

— Да, она востребована и давно не считается элитной. Дизайнеров можно встретить на любом предприятии, в любой фирме. Они занимаются проведением в жизнь стратегий, ориентированных на человека — меру всех вещей в мире.

Фото Геннадия Вершинина.

Нравится

Статьи по теме

№18 (5226)
04.02.2011
Наталья Дементьева
Так где же найти улицу Пристанскую?!
№164 (5141)
21.09.2010
Наталья Дементьева
Сергей Шумский и повесть его жизни

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"