26 апреля 2024     

Экономика   

Химия вокруг нас

Генетическая память

Дабы развенчать слухи, «СИБУР» пригласил журналистов, чиновников и представителей общественности Тюмени и Тобольска в готический Антверпен. Это не только крупнейший город бельгийской Фландрии, основанный вскоре после Рождества Христова, родина Ван Дейка и Рубенса, не имеющий в мире аналогов центр обработки алмазов, ведущий морской порт Европы, но и второй после американского Хьюстона нефтехимический кластер планеты.

По берегам Шельды в окружении деревень и буквально в десяти километрах от Антверпена сконцентрированы химические и нефтеперерабатывающие заводы германских «BASF» и «Bayer», «Lanxess» и «Evonik», американской «Dow Chemical» и французской «Total», британской «Ineos» и швейцарской «Petroplus», бельгийской «Solvay» и российского «Еврохима»… Только площадка «BASF» вмещает более полусотни переплетённых друг с другом технологических установок, в том числе по производству этилена, гликолей, этиленаминов, акрилатов, стирольных пластиков. Все они питаются энергией от четырех реакторов атомной электростанции.

Подобная концентрация вредных, казалось бы, производств обитателей здешних мест особо не смущает. На одной из градирен АЭС, например, устроил гнездо сокол-сапсан. В непосредственной близости от атомного реактора раскинулись сельхозугодья. А в Шельде ловят рыбу, коей насчитывается около 70 видов. По соседству с химическими заводами находится заповедник, а в каких-то сотнях метров от промышленных установок живут люди. Бельгийцы сумели найти компромисс между химией и жизнью. Хотя в генетической памяти народа прочно сидят трагические события Первой мировой войны. Именно на западе Фландрии под городом Ипр немцы впервые в истории применили химическое оружие — сначала газообразный хлор, а затем и дихлордиэтилсульфид, названный впоследствии ипритом. Вокруг небольшого городка полегли 250 тысяч солдат Антанты.

Игрушки из хлора

В Бельгии нас принимал «Solvay», партнёр «СИБУРа» сразу по двум проектам в Нижегородской области — производств поливинилхлорида и поверхностно-активных веществ. Вообще-то Эрнест Сольве, бельгийский инженер-технолог, изобретатель метода непрерывного производства соды, создатель первого в истории химического концерна, пришёл в царскую Россию ещё 130 лет назад. Именно он построил содовый завод в Пермской губернии. А к началу XX века под его контролем находилось всё мировое производство соды и даже стекла.

При входе на завод нас встречают увеличенная молекула хлора и синий ныряльщик, приготовившийся спрыгнуть с проходной. Это творение учащихся Антверпенской школы искусств напоминает, что хлор используют и для дезинфекции воды в бассейнах. Прежде чем отправиться на экскурсию, нам приходится с головы до ног облачиться в защитные костюмы. Всё это не случайно. Под Антверпеном у компании — самый мощный в Европе хлорный завод «SolVin Lillo», совместное детище с «BASF». Сюда по Шельде приходят из Германии баржи с каменной солью, и уже из соляного раствора в результате электролиза выделяют тот самый хлор и водород. Из последнего производят электроэнергию, соорудив прямо на территории завода генерирующую установку. Говорят, крупнейшую на планете. А образующуюся после выделения газов каустическую соду отправляют из близлежащего порта сухогрузами по всему миру, вплоть до Соединённых Штатов.

Что касается хлора, то его по трубопроводам перекачивают на близлежащие производства для дальнейшей переработки. В поливинилхлорид, синтетический каучук, пластики, из которых в свою очередь производят оконный профиль и изоляцию для проводов, одежду и обувь, линолеум и лаки, аппаратуру и пенопласты, детские игрушки и детали приборов, строительные материалы…

Наглядная агитация

Нет, хлорного производства в Тобольске не будет. Данный завод «СИБУР» выбрал в качестве наглядной экологической агитации: даже при обращении с опасными газами можно достичь консенсуса с природой и обществом. При жесточайшем соблюдении норм и правил, конечно.

Галина Матюшина, уехавшая в Бельгию в конце 1990-х и избранная на последних выборах депутатом городского совета Антверпена, не скрывает: в обществе чрезвычайно настороженно относятся к химическим производствам, при каждом удобном случае обвиняя их в загазованности воздуха и росте онкологических заболеваний. Совсем как в Тобольске.

Представителям компаний постоянно приходится оправдываться, пытаясь рассеять живучие предубеждения. Вот и сейчас Дирк Гизелс, управляющий завода «SolVin Lillo» по безопасности, здоровью и экологии, поясняет: загазованность в городе вызвана чрезмерно высоким автомобильным трафиком. Не спасает даже использование экологически чистого топлива Евро-5, перейти на которое в России мечтают после 2016 года. Ежедневно по скоростным магистралям вокруг Антверпена колесят десятки тысяч фур, и дисперсные выбросы от дизелей в безветренную погоду действительно накрывают средневековый город. Чтобы разгрузить поток, предусмотрено строительство нового тоннеля, коих тут не счесть. В перспективе же речь идёт о переводе транспорта на абсолютно безвредные электричество и водород.

Ну а пока эра водорода не наступила, химики устраивают дни открытых дверей, приглашая на свои производства всех желающих. Создают так называемые советы соседей, советуясь с ними едва ли не по любому поводу. Джос Артуа, руководитель управления по связям с общественностью компании «Indaver», занимающейся рециркуляцией и сжиганием бытовых и промышленных отходов, привёл в пример один нештатный случай. Произошёл выброс обычного пара, и над шоссе образовался туман. Об этом происшествии по электронной почте сразу же были проинформированы все 50 представителей совета соседей, пресса и глава близлежащей деревушки.

Дирк Гизелс дополняет коллегу: «Основа работы нашей компании — забота о людях, безопасности окружающей среды, укрепление связей, основанных на взаимном доверии, обеспечении прозрачности коммуникаций. Если бы мы не были уверены в безопасности, всё это не имело бы смысла».

Представитель «СИБУРа» заинтересовался опытом зарубежных коллег и планирует создать на тобольской площадке своеобразный совет соседей, который будет откровенно обсуждать возникающие вопросы. «Нам действительно нечего скрывать, — заверяет российский нефтехимик. — И дело лишь за тем, чтобы найти оптимальные формы коммуникационного взаимодействия».

Только передовые технологии

За забором из сетки-рабицы высятся колонны ещё одного комплекса — по производству полиэтилена и полипропилена компании «Ineos». Той самой, по лицензии которой «СИБУР» намерен вскоре выпускать полимеры в Тобольске. Только под Ант-верпеном в одном месте сосредоточено несколько таких комбинатов.

Сотрудничество с «Ineos» тем временем продолжается. «СИБУР» выбрал компанию лицензиаром четырёх установок по производству различных марок полиэтилена мощностью 1,5 млн тонн в год для своего нового тобольского проекта «Запсибнефтехим». Он сейчас находится в стадии инвестиционной проработки. Окончательное решение по строительству собираются принять до конца текущего года.

— Экологичность и безопасность химических производств гарантируются современными технологиями, — констатирует Дмитрий Евстафьев, заместитель генерального директора «Запсибнефтехима». — А должный уровень контроля над этими технологиями и работы с населением, которые реализованы в Антверпене, являются в наше время необходимыми условиями привлечения масштабного проектного финансирования. «СИБУР», создавая производство в Тобольске, использует только новые, экономически выгодные и экологически чистые технологии.

— Прежде чем открыть кредитную линию, иностранные банки требуют проведения независимой экологической экспертизы, — углубляется в детали Светлана Лукьянова, главный технолог «Запсибнефтехима». — Ведь банки заинтересованы в возврате денег. Если предприятие окажется небезопасным, его могут просто закрыть. Поэтому в банковских структурах работают очень хорошие технические эксперты, которые обращают особое внимание на экологию. Соответственно «СИБУР» покупает только передовые европейские технологии, полностью соответствующие всем современным международным стандартам по экологии и защищённости.

Догнать Европу

Немаловажно и то, что «СИБУР» реализует важнейшую государственную экологическую программу, принятую ещё во времена СССР. Тогда в Тобольске планировали запустить два десятка мощных заводов — от моторных топлив и стирола до автомобильных шин и изделий из полимеров. Антверпенская площадка, что называется, отдыхает. Новый нефтехимический комплекс призван был решить сразу две глобальные задачи. Во-первых, утилизировать попутный нефтяной газ, полыхавший в факелах по всей Западной Сибири и наносящий серьёзный урон ранимой северной природе. А во-вторых, догнать и перегнать Америку с Европой в деле переработки углеводородов.

Только сейчас планы несуществующей ныне партии начинают обретать реальные черты. Модернизируются старые и строятся новые газоперерабатывающие заводы. За прошлый год западносибирские предприятия «СИБУРа» переработали свыше 18 млрд кубов попутного нефтяного газа. По оценкам экспертов, при сжигании каждого миллиона кубов образуется более 300 тонн загрязняющих веществ. В их составе присутствуют окислы азота и углерода, сернистый ангидрид, активная сажа, прочие весьма опасные для всего живого продукты горения. Таким образом, в результате переработки попутного газа за один лишь год компания предотвратила выброс в атмосферу 5,4 млн тонн всякой гадости.

Углубляется и глубина переработки. В ближайшие месяцы выдаст первые гранулы полипропилена «Тобольск-Полимер». Следующий перспективный шаг — возведение «Запсибнефтехима». Этот комплекс способен превратить Россию из сырьевого придатка в ключевого игрока на мировом рынке. После 2017 года, в случае реализации многообещающего проекта, наша страна раз и навсегда откажется от унизительной роли импортёра основных нефтехимических продуктов, окружающих нас, хотим мы того или нет, на каждом шагу, и перейдёт в разряд экспортёров.

Владимир Мазур, глава администрации Тобольска: «На все вопросы об экологии и промышленной безопасности в ходе поездки мы получили исчерпывающие ответы, это была откровенная беседа. Уверен:  «СИБУР» вместе с администрацией города сумеет выстроить коммуникации с тоболяками не хуже, чем они выстроены у европейцев».

 

Без ущерба для жителей
комментарий
Владимир Якушев
губернатор Тюменской области:
- Во-первых, промышленная площадка находится в 10 километрах от Тобольска. Во-вторых, международные аудиторы предъявляют очень жёсткие требования к проектам нефтехимических производств в части соблюдения экологических стандартов. Малейшее отступление от технологии грозит санкциями со стороны кредиторов. В-третьих, подобные заводы работают в некоторых европейских городах впритык к многоэтажным кварталам без ущерба для жителей.

Нравится

Статьи по теме

№212 (5654)
27.11.2012
Андрей Решетов
«Тобольск-Полимер»: всё ближе к запуску!
№175 (5617)
03.10.2012
Андрей Фатеев
Путный газ

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"