18 апреля 2024     

Общество   

Дорожная история Александра Каспарова

На южных широтах

Когда подошло время учиться, произошел конфликт. Отец уводил Сашу в армянскую школу, считая, что человек прежде всего должен в совершенстве знать родной язык. Мать забирала оттуда мальчика и вела в русскую школу — по ее мнению, гражданин Советского Союза обязан в первую очередь знать главный язык межнационального общения, то есть русский. А взрослые с намеком напоминали родителям: ведь живете-то вы в Азербайджане…

В итоге победила дружба. Дома Александр Каспаров говорил по-армянски, в школе постигал русский, а во дворе со сверстниками общался на азербайджанском. Так и овладел тремя языками.

Способный молодой человек, окончив в Баку индустриальный институт и получив диплом с отличием, отказался от лестного предложения поступить в аспирантуру и остаться на кафедре мостов и тоннелей. Он хотел «живой» работы. И получил ее — вместе с направлением на сложный участок автодороги Невинномысск — Ставрополь, где его приняли десятником по строительству мостов и водопропускных труб.

Все было: радость труда и равнодушие начальства, козни завистников и дружба с хорошими людьми. Старание, находчивость, честность сделали свое дело: через семь месяцев в дорожно-строительном районе № 1 он стал старшим прорабом, в подчинении у которого насчитывалось 200 человек.

Молодой специалист все глубже вникал в секреты своей профессии, верховодил комсомольцами, воевал за улучшение бытовых условий трассовиков. Когда по готовому 52-километровому участку хлынул поток машин, приказом министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР Александра перевели в станицу Орджоникидзевская на прокладку магистрали Беслан — Грозный.

Каспаров вспоминает:

«Это сейчас станица Орджоникидзевская, одна из крупнейших в Ингушетии, преступными стараниями террористов всех мастей приобрела печальную известность: средь бела дня здесь захватывают заложников, приводят в действие взрывные устройства, нагло нападают на сотрудников правоохранительных органов и безжалостно убивают русских жителей. Недаром в средствах массовой информации ее порой называют «кровавой станицей». А тогда, в середине пятидесятых, это было спокойное, тихое и живописное местечко, раскинувшееся на берегу реки Сунжи. И молодежь, которой заметно прибыло с началом строительства автомагистрали, с удовольствием гуляла поздними вечерами — и группами, и парами…»

Именно там, в доброй зеленой станице, секретарь комсомольской организации стройки Александр Каспаров встретил свою Лилию — девушку, которая, став ему женой, многие десятилетия делила с мужем трудности и кочевой неуют: ведь строители автомобильных дорог всю жизнь переезжают с места на место.

А сколько их было, этих переездов! Летом 1960 года Каспаров оказался в Афганистане. Узнав, что Минтрансстрой комплектует группу специалистов для работы в соседней стране, Каспаров прошел отбор и вместе с коллегами миновал пограничный пост. Зачем он принял такое решение? Как считает сам Александр Исакович, чтобы проверить себя на прочность, выдержать по-настоящему сложный экзамен на профессионализм.

Афганский период много дал молодому инженеру. По пустынной каменистой земле, прокаленной летним зноем и столь же неподатливой в суровые холода, каких Александр никак не ожидал в южной стране, трассовики вели автомагистраль от советской приграничной Кушки через Герат до Кандагара. Старая грунтовка тянулась на 770 км, а новая современная дорога стала на 90 км короче.

Каспаров быстро освоил язык фарси, это помогало ему, одному из ведущих руководителей стройки, легко общаться с местными рабочими и оперативно решать возникавшие производственные проблемы. На трассе не раз бывал премьер-министр государства Мухаммед Дауд-хан, неизменно давая высокую оценку деятельности строителей.

Посланцы Советского Союза прокладывали линию от Кушки до Кандагара, а другое плечо — от Кандагара до Кабула — строили американцы. Посетив тот и другой участок, король Афганистана Мухаммед Захир-шах заявил: русские поработали лучше! Эта похвала обернулась тем, что Александра Каспарова представили к высшей награде страны — Золотой Звезде I степени.

Любопытная деталь: случайно Каспаров узнал, что по статусу приложением к Золотой Звезде вроде бы полагаются еще 5 тысяч баранов и — четыре жены… Зная фарси, он как-то услышал разговор двух афганцев: они рассуждали, каким образом Александр погонит стадо к себе на родину, в такую даль. Про себя он с улыбкой отметил, что собеседников почему-то совершенно не волновал вопрос, а что он будет делать с четырьмя женами?! Впрочем, разговоры так и остались разговорами. Тем более что на чужбине вместе с Александром Исаковичем была любимая жена и уже двое детей.

Южные широты еще долго не отпускали Каспарова. Вернувшись на родину, он работал в Таджикистане (трассы Душанбе — Курган-Тюбе и Душанбе — Орджоникидзебад), в Туркмении (трассы Кум-Даг — Окарем — Каспийское море и Кушка — Мары, ставшая продолжением уже проложенной им афганской дороги). Говорят, нельзя войти в одну реку дважды. А он вошел. Очень настоятельно попросили вновь поработать в Афганистане, и Каспаров еще четыре года строил там дороги.

После возвращения в СССР Александр Исакович несколько лет трудился в должности заместителя управляющего трестом «Дондорстрой». Пора было прекращать наконец бесконечные странствия. Однако «бросить якорь» в Ростове-на-Дону так и не удалось. Позвали в Москву, в Главзапсибдорстрой, заместителем начальника. Дал жене Лилии обещание, что это последний переезд, и принял приглашение.

Сибирская вахта

А в Западной Сибири вершилась в это время нефтегазовая революция. Топливно-энергетический комплекс требовал небывалого количества автодорог и аэродромов. В 1981 году в интересах ускоренного освоения нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области было создано с дислокацией в Нижневартовске производственно-строительно-монтажное объединение «Запсибдорстрой». За пятилетку ему надо было втрое увеличить объемы ввода взлетно-посадочных полос и автомагистралей. Каспарову в главке поручили найти кандидатуру начальника объединения.

В назначенное время его вызвал первый заместитель министра Н.И. Литвин. «Есть достойный человек?» — «Есть. Может быть, не самый достойный, но вполне подходящий». — «Как его фамилия?» — «Каспаров». — «Я говорю серьезно!» — «Я тоже…». Н.И. Литвин не согласился с таким поворотом и повел Каспарова к министру транспортного строительства И. Соснову. Тот вначале тоже был против, но в итоге дал добро.

И началась долгая сибирская вахта… Прибыв в Нижневартовск, Александр Исакович прежде всего занялся комплектованием надежной высокопрофессиональной команды. На первых порах на ключевые посты в объединении требовалось человек 70. Часть людей выделил Минтрансстрой, остальных Каспаров находил и среди своих бывших соратников, и на месте — ведь начинал он не с чистого листа: в области неплохо работали тресты «Тюменьдорстрой» и «Нижневартовскдорстрой». Чтобы наращивать мощности, пришлось оперативно создавать новые подразделения по всей Западной Сибири: «Сургутдорстрой», «Стрежевойдорстрой», «Уренгойдорстрой», «Надымдорстрой», «Ноябрьскдорстрой»…

Все знания, весь опыт, все навыки, полученные на предыдущих стройках, Каспаров использовал полностью. Но этого было мало! Дорожники трудились в невероятно сложных условиях: бесчисленные зыбкие болота, тысячи озер, рек и речушек, не говоря уже о «фирменных прелестях» Севера — морозах и мошкаре. А еще — отсутствие местного сырья и подходящих грунтов, нехватка баз, жилья, коммуникаций.

Но дело пошло. По старой привычке Александр Исакович постоянно находился на разбросанных по региону объектах, мало спал, забывал о выходных и отпусках. На пустынные территории тайги и тундры ложились четкие линии автомагистралей, у многих населенных пунктов появлялись взлетно-посадочные полосы. Геологи, газовики и нефтяники получали неоценимую помощь при освоении подземных кладовых.

К 1983 году объемы работ выросли в 6-7 раз, «Запсибдорстрой» стал ежегодно вводить до 700 км дорог — это длина трассы Кушка — Кандагар, которую Каспаров с коллегами тянул пять лет! Позднее показатели достигли даже 1000 км дорог в год.

Руководство страны требовало от сибиряков все больше нефти и газа, дополнительные задачи ложились и на плечи специалистов «Запсибдорстроя». Их деятельность находилась под постоянным контролем партии и правительства. В 1989 году в регион прибыл зав. отделом ЦК КПСС Борис Ельцин и провел большое совещание. Докладывать должны были начальники «Тюменьстройпути» и «Запсибдорстроя». Александр Каспаров — кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, в своем выступлении затронул самые больные вопросы производства, и Ельцину это не понравилось. Он попробовал осадить докладчика, но тот возражал — твердо и аргументированно. После совещания Борис Николаевич пожал спорщику руку, а стоявшему рядом министру транспортного строительства Брежневу заметил: «Вот, Владимир Аркадьевич, это у тебя настоящий руководитель».

Через некоторое время в Сургуте состоялось еще более представительное совещание, на которое прибыли Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков и более двадцати министров. И вновь с докладом выступал А.И. Каспаров, и вновь возникла у него деловая пикировка — на сей раз с генсеком. Тот признал доводы дорожника убедительными и в заключение спросил первого секретаря обкома КПСС Г.П. Богомякова: «Кстати, а имеет ли товарищ Каспаров высшую награду Родины?» «Уже оформляем документы», — не растерялся партийный лидер. — «Поторапливайтесь…»

Но бюрократическая машина работала медленно. Оформление длилось более полутора лет и завершилось к маю 1991 года. А 9 мая Каспарову исполнялось 60 лет. И какой-то умник из комиссии вспомнил, что есть решение — не присуждать наград в связи с юбилеями. К счастью, трезвые люди растолковали ему, что в данном случае юбилей абсолютно ни при чем. Указ вышел, и в июне в Кремле А.И. Каспарову в числе других заслуженных работников вручили орден Ленина и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. Больше подобных списков уже не составлялось. Так что в Тюменской области Александр Исакович стал последним Героем…

Впрочем, путь до звездного часа был неблизким и нелегким. На производстве постоянно применялись нетрадиционные методы, каких не знала мировая практика. Это сборные покрытия из железобетонных плит, водопропускные трубы из гофрированного металла, двухстадийное строительство, обеспечивавшее проезд к месторождениям одновременно с сооружением земляного полотна, укладка торфа в основание насыпи, широкое внедрение гидромеханизированных операций, геотекстолитовых материалов и многое другое. Использовались самые современные виброкатки для уплотнения грунта, георешетки для укрепления откосов, особые составы асфальтобетонных смесей, модифицированный битум… Объединение, где трудилось свыше 18,5 тысячи человек, располагало крупным технопарком: 300 экскаваторов, 350 бульдозеров, 140 грейдеров, более 2000 большегрузных автомобилей. Они позволяли за год «перелопатить» 35 миллионов кубометров земли.

Но решающим фактором всегда оставались люди. Каспаров верил своим сподвижникам как себе. И они это доверие оправдывали. Александр Исакович всегда с недоверием относился к утверждению, что незаменимых людей нет. Одного из своих заместителей, В.С. Майданова, представлявшего интересы объединения в Тюмени, он считал поистине незаменимым. Тот не только достойно осуществлял связь с областным руководством, но и ярко проявил себя в целом ряде сложных и нужных дел.

Чтобы надежно обеспечивать все звенья разветвленной структуры «Запсибдорстроя» материальными ресурсами, под его руководством у деревни Паренкина на Туре была образована и надежно действовала перевалочная база, где всевозможные материалы загружались на речные суда, которые следовали к далеким северным объектам. База поражала чистотой и порядком. Для рабочих там имелись столовая, баня, сауна, парники, зимний сад. Кроме того, В.С. Майданову было поручено создать подсобное сельхозпредприятие — проще говоря, совхоз «Дорожник», которому предстояло обеспечивать трассовиков свежими продуктами питания. Виталий Семенович справился с этой задачей блестяще. Поселок Красный Яр в 40 км от Тюмени походил на сказочный городок и получил всесоюзную известность. Но потом…

Потом пришли другие времена. Распался могучий Советский Союз, натрое раскололась единая Тюменская область, начал дробиться прочный прежде «Запсибдорстрой»: отдельные структуры акционировались, уходили в «автономное плавание». А.И. Каспаров, проложивший около 10000 км дорог, в конце 1998 года покинул ставший таким близким северный край. Подумал: сделано уже немало, да и возраст к семидесяти. Пора на отдых.

Однако спокойной пенсионной жизни так и не случилось. Встретилось много соратников по былым трассам, они работали в разных организациях (ведь дороги будут нужны всегда), звали к себе. Богатейший опыт Александра Исаковича не мог оставаться невостребованным. Вначале ветеран трудился в фирме «Интердорстрой», потом перешел в строительную компанию «Автобан», которую возглавил бывший начальник «Хантымансийскдорстроя» А.В. Андреев.

Свет югорской звезды

Осенью 2004 года, когда в Ханты-Мансийском округе была добыта восьмимиллиардная тонна нефти, состоялось торжественное открытие мемориала «Звезды Югры». На фасаде музея геологии, нефти и газа решено было ежегодно устанавливать памятные звезды славы в честь выдающихся тружеников региона. Тогда, на открытии, появились первые пять звезд, посвященные начальнику Главтюменнефтегаза Виктору Муравленко, партийному лидеру области Борису Щербине, легендарным геологам Льву Ровнину, Фарману Салманову и Юрию Эрвье. В 2007 году прибавилось еще две звезды — Степану Повху, пробурившему первую эксплуатационную скважину на Самотлоре, и Александру Каспарову, построившему на территории Западной Сибири сотни километров автомобильных трасс, множество взлетно-посадочных полос и мостовых сооружений.

Продолжая трудиться — уже в европейской части России, — Александр Исакович был благодарен северянам за то, что о нем и его делах не забыли. Свет звезды в далеком Ханты-Мансийске грел душу старого строителя, не давал расслабляться, помогал сохранять энергию и доброту.

Вот что говорит о нем Виталий Майданов:

— Все мы, трудившиеся с Каспаровым плечом к плечу, ощущали, насколько общение с ним обогащает нас профессионально. А еще он был и остается радушным и хлебосольным человеком, приятным собеседником в дружеской компании. Поэтому мы никогда не отказывались от приглашений, тем паче что его супруга Лилия Павловна удивительно гостеприимная и искусная в кулинарии хозяйка. И обычно стол не обходился без коронного блюда — знаменитых сибирских пельменей «по-каспаровски».

Сейчас Александру Исаковичу за 80. Находясь друг от друга за тысячи километров, мы часто общаемся по телефону, иногда встречаемся в Тюмени, куда Александр Исакович по-прежнему приезжает в командировки. А как же иначе? Я легко могу представить его деловым, веселым, задумчивым и даже негодующим, но совершенно не представляю сидящим без дела…

Вряд ли эти слова требуют каких-то разъяснений или дополнений.

Виталий Майданов: «Все мы, трудившиеся с Каспаровым плечом к плечу, ощущали, насколько общение с ним обогащает нас профессионально».

Нравится

Статьи по теме

№1 (5678)
10.01.2013
Александра Бучинская
Трудовой порыв длиною в жизнь
№232 (5674)
26.12.2012
Татьяна Потёмкина
Звезда для Шурочки

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"