19 апреля 2024     

Экономика   

Раскулачить нефтяников ради ветеранов?

Повторение пройденного

По сути, оппозиционеры предложили вернуться к тому варианту закона о налоговых льготах, что правительство Натальи Комаровой провело через Думу Югры ещё в 2010-м. Однако под серьёзным нажимом недропользователей тот закон так и не успел вступить в силу. В бурных дебатах, затянувшихся едва ли не на весь 2011 год, победу одержали нефтяники. Окружным властям льготы, введённые при Александре Филипенко, пришлось восстановить практически полностью.

Законопроект, внесённый накануне Нового года фракцией ЛДПР, предусматривает отмену для нефтяников льгот по налогу на прибыль. Свою инициативу Евгений Марков, руководитель фракции, на заседании комитета по бюджету, финансам и налоговой политике окружной Думы обосновал низкой «бюджетной эффективностью налогоплательщиков, занимающихся добычей полезных ископаемых и производством нефтепродуктов». Льготы не повлекли увеличения прибыли, не способствовали трудоустройству югорчан, напротив, среднесписочная численность работников предприятий нефтегазового комплекса имеет тенденцию к снижению и в 2010-м, и в 2011 году.

— Если посмотреть динамику инвестиций ряда предприятий, работающих в округе, то увидим, что в 2010-м и 2011 году произошёл спад, хотя льгота по налогу на прибыль действовала! — убеждает депутатов либерал-демократ, возглавлявший в правительстве Александра Филипенко окружной департамент инвестиций, науки и технологий. — Поэтому в глобальном плане как инструмент привлечения в регион инвестиций она не сработала. Ещё один аргумент в защиту своевременности и необходимости поднимаемой темы по отмене налоговых льгот — тот факт, что при оценке финансово-хозяйственной деятельности нефтяных компаний можно констатировать отток капитала. По данным Банка России, только за период с 2008-го по июнь 2012-го чистый вывоз капитала из страны превысил 348,1 миллиарда долларов, что эквивалентно 21% ВВП страны. Отток капитала говорит о наличии у нефтяных компаний доходов, связанных с высокими ценами на нефть и невозможностью размещать эти средства в России.

Евгений Марков прибег и к авторитетному мнению Всемирного банка, который считает, что существование налоговой льготы для инвесторов менее значимо, чем возможность нанять в регионе квалифицированный персонал. Гораздо большее значение на привлечение инвестиций оказывают благоприятные инфраструктурные условия: доступность энергоресурсов, стоимость подключения к сетям, а также наличие современных транспортных коммуникаций.

Закон требует корректировки

— Я был один из немногих, кто голосовал против восстановления налоговых льгот, — напоминает независимый депутат Юрий Важенин, генеральный директор компании «Газпром переработка». — Формат льгот должен быть изменён. Возможно, следует создать окружной инвестиционный фонд, который бы финансировал конкретные инновационные технологии. С последующим возвратом в бюджет, скажем, через пять лет. И если уж льготировать, то точечно — те же инновационные технологии, освоение трудноизвлекаемых запасов, геологоразведочные работы, выход на новые территории. На это денег жалеть не надо. Это может придать действительно серьёзный импульс для развития региона и предотвращения падения добычи.

По расчетам депутата, за предыдущую пятилетку югорские нефтяники сэкономили на налогах около полусотни миллиардов рублей. Соответственно, этих денег недосчитались жители автономии. «Покажите нам эффективность подобных преференций! — призывает Юрий Важенин. — Надо ещё прикидывать, что с того времени, как мы приняли свой закон, изменилось федеральное законодательство. В результате его либерализации большинство нефтяных компаний получило дополнительную прибыль. Только «Башнефть» и «Татнефть» сумели доказать правительству, что применение схемы расчёта экспортных пошлин 60-66-90 несколько подсадило их экономику, и федеральный бюджет дал одной 10 миллиардов, а другой — 20 миллиардов рублей компенсации… Вопрос очень непростой, на одном заседании Думы его не примешь. Считаю, что с учётом изменившегося налогового законодательства в стране наш закон требует корректировки. Можно не спешить, вернуться к нему, скажем, во втором квартале. Но предварительно надо сделать всесторонний анализ, сколько то или иное предприятие получило налоговых льгот и куда направили инвестиции, посмотреть эффективность преференций».

Рубим сук, на котором сидим…

Борис Хохряков, председатель Думы Югры, с предложением коллег категорически не согласен. «Фактически мы рубим сук, на котором сидим! — заявляет спикер, не один год проработавший начальником нефтегазоразведочных экспедиций. — В условиях падающей добычи по Ханты-Мансийскому автономному округу мы стимулируем нефтяников, чтобы они на эти льготы развивали основное производство. Возьмите наших южных соседей из Тюменской области! Уватский проект вышел уже на 7 миллионов тонн годовой добычи нефти только за счёт того, что нефтяникам была предоставлена льгота по налогу на прибыль. И сегодня ни у кого даже в мыслях нет лишать нефтяников этой льготы».

— Второй вопрос — про эффективность, — продолжает Борис Хохряков. — Вы мне переведите на русский язык, что это такое? Если тот же «Сургутнефтегаз», другие компании пробурят больше скважин, понятно, произойдёт прирост запасов, увеличится добыча. А если они вложат высвобожденные деньги в дорогу к этой скважине? Или в трансформатор, чтобы скважина работала? Каким образом перевести в тонны нефти эти вложения? Я согласен с коллегами в том, что нам на самом деле нужно провести какой-то анализ, чтобы понимать, как нефтяники пользуются нашими льготами. Но в первую очередь говорить об объёмах инвестиций в основное производство. А эффективность — это от лукавого. Я как человек, проработавший в отрасли не один год, не понимаю, о чём вы говорите.

Не хочу участвовать в обмане

— Тот, кто занимается инвестициями, прекрасно знает, что инвестиции, по крайней мере в нефтяной промышленности, долгоиграющая история, — решительно переходит в наступление депутат Любовь Малышкина, начальник управления экологической безопасности и природопользования «Сургутнефтегаза». — Любой проект требует от 9 до 12 месяцев только на прохождение экспертиз и получение разрешений. Запасы нефти и прирост добычи мы получим ещё года через три. Но если мы зарубим всё, то нефтяные компании уйдут в другие регионы, где есть льготы и лучшие сырьевые ресурсы, чем здесь. У нас тут 30% всех запасов при существующем налоговом режиме нерентабельны. И если не вкладывать сейчас в эти месторождения, в основные средства и геологоразведку, в том числе нижележащих горизонтов, то падение в Югре будет уже не плавное, с полочки на полочку, а вертикальное. Таков закон разработки. И не дело власти — сначала показать нефтяникам морковку, а потом сказать, что всё — льготы закончились. Это обман! И я не хочу участвовать в этом обмане!

Алексей Андреев, генеральный директор «Хантымансийскдор-строя», поддерживает коллегу. «Сама постановка вопроса — мол, нам не хватает бюджетных средств, а потому давайте отменим льготы, — принципиально неверна, — замечает депутат. — А чего мы в случае отмены льготы лишимся завтра? Это кто-нибудь посчитал? Добыча нефти падает, себестоимость извлечения запасов растёт. Ну что мы будем за депутатский корпус, который в 2011 году голосует за льготы, а через год предлагает их отменить? Ну кто нам будет верить завтра? Прошу снять данный вопрос с повестки думского заседания».

Поручение есть, системы нет

— Мне, наверное, сложнее всех, — подключается к разговору Павел Сидоров, директор окружного департамента экономического развития. — С 2004 года я профессионально занимаюсь этим вопросом в правительстве и помню времена, когда льготы мы предоставляли по отдельным инвестиционным соглашениям с компаниями, что прямо противоречит Налоговому кодексу… Сегодня только ленивый не пинает государство российское за нестабильность законодательства. Инвестиции не идут в нашу страну, потому что мы всё время меняет правила игры. Инвестиции действительно очень тонкая вещь. Мы к своему закону о льготах по налогу на прибыль подходили три года, провели огромную работу с нефтяными компаниями, рассматривали возможность представления льгот точечно, как предлагает Юрий Иванович. Но у всех компаний разные проблемы, разные месторождения, порой разные даже виды деятельности. Мы просто не можем всего этого учесть. Да и администрировать эти льготы крайне сложно. В российском законодательстве, например, нет такого понятия, как инновации. Никто не знает и то, что такое трудноизвлекаемые запасы и как их мерить.

Павел Сидоров сослался на Президента России, который на совещании в Самаре поручил разработать новую систему налогообложения нефтяной отрасли. Само государство признаёт, что действующая система неэффективна. «Поручение есть, системы нет, — резюмирует директор. — Поэтому на уровне региона мы сделали упор именно на поддержку инвестиций. Нефтяникам виднее, куда вкладывать деньги. Мы не стали влезать в их хозяйственно-финансовую деятельность. Если на территории Югры создаются основные фонды, значит, компания работает, добывает нефть, сохраняет рабочие места, прирастает налогооблагаемая база. Что касается окружного инвестфонда, о котором говорит Юрий Иванович, к сожалению, у региона пока такой возможности нет. Хотя разговор об этом идёт и готовятся соответствующие изменения. Но там будет предусмотрено узкое направление использования средств — на инфраструктуру прежде всего. О проблемах ТЭКа и о том, как их решать, нам стоит поговорить отдельно. Но сформированную систему трогать нельзя».

— Не буду вдаваться в полемику, — взял слово Станислав Кузьменков, исполняющий обязанности директора окружного департамента недропользования, — это дело депутатского корпуса и правительства. Я представлю вам лишь несколько цифр. В 2011-м, когда мы обсуждали этот закон, нефтяники направили на геологоразведку порядка 22 миллиардов рублей. Это глубокое бурение и сейсморазведка. По итогам 2012 года ожидается уже 28 миллиардов рублей. И это хорошо. Потому что сегодня 70% находящихся в разработке запасов относятся к трудноизвлекаемым. У нас практически нет коллекторов с хорошей пористостью и проницаемостью. Нефтяные компании инвестируют именно в разработку трудноизвлекамых запасов, начинают работать с Баженовской свитой, где на балансе по Югре стоит около 11 миллиардов тонн нефти. Зачем мы трогаем нормальную систему? Нефтяники, на самом деле, будут от нас шарахаться. У нас и так огромная проблема с лицензированием, прочими вопросами…

По итогам дискуссии законопроект решено было исключить из думской повестки. А по весне в Думе округа состоится обсуждение всех тех проблем, что накопились в базовой отрасли нефтяной провинции.

Каждый второй — ветеран?

К слову, исключили из повестки после не менее продолжительных дебатов и вторую инициативу фракции ЛДПР. Она предлагала присваивать звание ветеранов труда Югры всем, кто отработал определённый стаж. Для женщин его предполагают установить на уровне 25 лет, а для мужчин — 30-ти. Именно такие условия и действовали в регионе до 2005 года, после чего правительство округа ввело дополнительные требования в виде наград и почётных званий. Из-за этих барьеров количество югорчан, получающих звание ветерана труда Югры, сократилось за сопоставимый промежуток времени примерно в 40 раз. Либерал-демократы требовали восстановить справедливость и присвоить высокое звание почти полусотне тысяч югорчан, уже вышедших за последние семь лет на пенсию.

Комитет по социальной политике под председательством Натальи Западновой, долгие годы курировавшей «социалку» в правительстве Александра Филипенко, решил создать рабочую группу. В ближайшее время депутатам вместе с членами правительства предстоит изучить и актуализировать действующее положение о присвоении звания ветерана труда. Подробности сообщим.

Евгений Марков: «В глобальном плане как инструмент привлечения в регион инвестиций льгота по налогу на прибыль не сработала».

Юрий  Важенин: «Формат льгот должен быть изменён. Возможно, следует создать окружной инвестиционный фонд, который бы финансировал конкретные инновационные технологии. С последующим возвратом в бюджет, скажем, через пять лет».

Любовь Малышкина: «В Югре 30% всех запасов при существующем налоговом режиме нерентабельны. И если не вкладывать сейчас в эти месторождения, то падение будет уже не плавное, а вертикальное».

Борис Хохряков: "Фактически мы рубим сук, на котором сидим! В условиях падающей добычи по Ханты-Мансийскому автономному округу мы стимулируем нефтяников, чтобы они на льготы по налогам развивали основное производство."

Нравится

Статьи по теме

№222 (5664)
12.12.2012
Андрей Фатеев
Не время снимать шляпу?
№210 (5652)
23.11.2012
Андрей Фатеев
Лесопромышленный комплекс: как не наломать дров

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"