20 апреля 2024     

Общество   

Надо ли сочувствовать пациенту?

Слабые коммуникативные навыки и отсутствие психологической компетенции врача не просто мешают работе, но и приводят к конфликтам. В этой ситуации нет победителей, страдают обе стороны: врач, чувствуя свою беспомощность, и пациент, фактически оставаясь без помощи. По мнению Татьяны Раевой, заведующей кафедрой психиатрии Тюменской государственной медицинской академии, д. м. н., врача-психотерапевта высшей категории, в медицинском образовании психологические аспекты проходят фоном, такие знания студенты, как правило, получают, изучая опыт старших коллег. Настало время, которое требует от медицинского работника специального овладения психологическими знаниями.

Теме «Гармонизация отношений врач — пациент: конфликтология в современной медицине» был посвящен вебинар, который 13 марта прошел на интернет-портале «Территория здоровья» для тюменских врачей. Татьяна Раева напомнила медикам основы медицинской этики и деонтологии, рассказала о базисных навыках конструктивной коммуникации и стилях взаимоотношений врача и пациента, поделилась практическими советами и конкретными приемами, помогающими бороться с синдромом эмоционального выгорания и сохранять эмоциональное здоровье. На практических примерах показала, как правильно реагировать на агрессивно настроенных пациентов, на их неправомерные требования, ответила на вопросы коллег.

— Очень многие вещи, которые мы обсуждали, наши медики знают и понимают. Но, видимо, время от времени об основных ценностях профессии (особенно о миссии врача) необходимо напоминать. Эти знания — ориентиры в профессиональной деятельности, они придают уверенность, — считает Раева.

Небрежное отношение к пациентам и к профессии в целом врачи объясняют различными факторами: огромной нагрузкой, совсем еще недавно — низкой зарплатой, социальной незащищенностью… Как в таком случае не выходить за рамки? Татьяна Викторовна считает, что врач должен уметь восстанавливать свои эмоциональные силы, быть готовым к трудностям. Эти умения — часть профессионализма. В противном случае нужно менять работу.

— Надев халат, врач оставляет за дверью свои переживания и проблемы, у него остается только чувство удовольствия от того, что он занимается любимым делом… А когда силы на исходе, он должен восстановить их, чтобы вновь отдать свою энергию людям. Если врач так выстроит цепочку своих представлений, взамен получит немало положительных эмоций.

Еще один непраздный вопрос: как эффективнее всего относиться к пациенту — сочувствовать и переживать или, напротив, не принимать близко к сердцу его боль, чтобы с холодной головой точно поставить диагноз и назначить лечение?

— Оба варианта — крайности, — уверена Татьяна Викторовна. — В основе построений отношений между врачом и пациентом находится такое понятие, как эмпатия — способность врача к параллельному переживанию эмоций пациента и одновременно некоторая отстраненность. Это профессиональный навык: ты не чувствуешь то же самое, что и пациент, но находишься в резонансе. При этом пациент понимает, что врач не формален и не отстранен от проблемы, и в то же время эмоции и чувства не мешают ему работать.

Идеального портрета медицинского работника не существует. Важно помнить, что наша работа не имеет смысла без пациента. Больной — главный смысл, содержание и цель нашей работы. Хорошо бы всегда помнить об этой системе координат.

В подтверждение своих слов Татьяна Раева привела слова знаменитого хирурга и основоположника отечественной онкологии Николая Петрова: «Основная задача всякой медицинской деонтологии лежит в том, чтобы постоянно напоминать медицинским работникам, что медицина должна служить пользе больных людей, а не больные люди — пользе медицины. На первый взгляд, такие напоминания просто излишни. Однако опыт показывает, что подобные напоминания важны не только в медицине, но и во всех отраслях человеческой деятельности, ибо любые специалисты слишком легко и часто переоценивают роль своей специальности, забывая тех, кому она должна служить».

Фото Сергея Киселёва.

Нравится

Статьи по теме

№168 (5610)
21.09.2012
Ася Топоркова
Анатолий Воронов: «Всю жизнь делаю своё дело»
№120 (5562)
13.07.2012
Екатерина Шандрыголова
Людмила Леонтьева: «Верю в профессионализм наших врачей»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"