26 апреля 2024     

Экономика   

Инвесторы поневоле?

Югра бьёт рекорды

Обеспечение ребятни местами в детских садах продолжает оставаться сложнейшей проблемой для нефтяной Югры. Строители, похоже, просто не поспевают за демографической ситуацией. В 2012-м, например, в северной автономии появились на свет 27666 детей, что на 2331 ребёнка превышает рекорд 2011 года.

В декабре комитет по бюджету, финансам и налоговой политике окружной Думы поручил правительству Натальи Комаровой подготовить информацию на злободневную тему, в том числе по пересмотру целевой программы «Новая школа Югры» и привлечению частных инвесторов. Такую информацию подготовили. Оказалось, что в детские сады югорчане не могут пристроить свыше 60 тысяч своих детей старше трёх лет. Немногим лучше ситуация и со школами. В ряде муниципалитетов возникает угроза трёхсменного обучения.

В ручном режиме

Исходя из утверждённых нормативов обеспеченности (80 мест на 100 детей в общеобразовательных учреждениях при условии, что вторая смена составляет 20%, а также 70 мест на 100 детей в дошкольных образовательных учреждениях), до 2015 года в Югре наметили возвести 172 объекта, включая 142 детских сада. С 2010 года, когда целевая программа вступила в действие, ввести удалось только 25 детских садов.

— В 2013 году мы ожидаем получить в рамках государственно-частного партнёрства 14 детских садов на 3020 мест, — продолжила доклад Любовь Ковешникова, директор окружного департамента образования и молодёжной политики. — По 40 объектам сейчас уточняем цифры, инвесторы пока окончательно не определены, но тем не менее работа ведётся. В Сургуте, например, проведена работа с рядом потенциальных инвесторов, которые изъявили желание строить либо школы, либо дошкольные образовательные учреждения. Учитывая приоритетность дошкольного образования, при заместителе губернатора Алексее Путине в еженедельном режиме возобновляются совещания, на которых мы как в ручном, так и в системном режиме управления пытаемся влиять на ситуацию по ускорению строительства и ввода в эксплуатацию детских садов.

Инвестор поневоле

Депутат Алексей Андреев, генеральный директор дорожно-строительной компании «Автобан», обратил внимание на предоставленную докладчиком таблицу состояния строительства образовательных объектов на территории Югры в рамках государственно-частного партнёрства. По многим объектам, включая и те, сдача которых запланирована на 2013 год, значится нулевая степень готовности. «Там очень разные причины, — поясняет Любовь Ковешникова, — все они сугубо индивидуальные, относящиеся в том числе к взаимодействию между инвестором и заказчиком. Препятствия нормативного характера для инвесторов нами сняты».

— Меня прежде всего интересуют Мегион, Пыть-Ях, Салым, прочие поселения, от которых я избран в Думу Югры, — развивает тему Алексей Андреев. — На свой вопрос, как мы будем строить здесь детские сады, получил ответ — из бюджета нигде ничего не предусматривается. Только по государственно-частному партнёрству. Так я стал инвестором поневоле. Строю детские сады, школы, жильё. Это мой избирательный округ, и мне нужно там хоть что-то делать. Найти другого инвестора туда невозможно. Нужно с боем пробивать территории под застройку, сносить ветхое жильё… Если вы посмотрите табличку, то увидите, что на моих объектах самая высокая готовность по всему округу. Хотелось бы знать, как будет осуществляться их выкуп.

— Давайте вот с чего начнём, — предлагает Павел Сидоров, директор окружного департамента экономического развития. — В 2012 году для выкупа объектов мы предусмотрели 450 миллионов рублей по программе «Новая школа Югры» и 1,8 миллиарда рублей по областной программе «Сотрудничество». Планировали выкупить 7 детских садов. Не готово ни одного! С точки зрения здравого смысла, это крайне неэффективное использование бюджетных ресурсов. В этом году заложили в программу «Сотрудничество» 1,2 миллиарда рублей. Правда, пока не можем понять, когда эти объекты введут в эксплуатацию. Детский сад в Пойковском сдаётся уже полгода. Но я вас заверяю вполне ответственно: необходимый объем ресурсов на выкуп будет обеспечен.

Депутат комментарием явно не доволен. Ведь 1,2 миллиарда рублей от силы хватит на 2,5 детских сада. «На те, что строятся, денег хватит, — заверяет чиновник. — Поймите нас тоже, мы не можем отвлекать финансы, замораживая их в какой-то программе»…

Стать директором детского сада

— Но вы и меня поймите, — возмущается Алексей Андреев. — Я не хочу быть директором дет-ского сада. Хотя к этому нас порой и призывает Наталья Комарова.

— А почему бы и нет? — задаёт риторический вопрос Любовь Ковешникова. — У директора детского сада хорошая зарплата.

— Данное решение приветствуется, — подтверждает под продолжающийся смех в зале Павел Сидоров. — Это неплохой бизнес. Но если инвестор принимает другое решение, будет выкуп.

— У вас всё шутки! — замечает Алексей Андреев. — На самом деле инвестор не понимает: будут или не будут деньги на выкуп. Вы говорите, что в бюджете заложили 1,2 миллиарда, а надо 24 миллиарда!

— Тут логика тоже есть, — подключается к разговору Дмитрий Мизгулин, председатель бюджетного комитета Думы, президент Ханты-Мансийского банка. — На те объекты, что на выходе, деньги заложили. Будут новые — под них изыщут дополнительное финансирование. А если мы треть нашего бюджета заморозим на детские сады и будем ждать у моря погоды, избиратели нас точно не поймут.

— И всё-таки, — настаивает Алексей Андреев, — я хотел бы знать механизм выкупа. Когда нам вернут деньги? В течение трёх-пяти или ста лет? Недавно нам рассказывали о выкупе через ВТБ с рассрочкой на 15 лет.

— Пока принято решение выкупать сразу, — раскрывает схему выкупа Павел Сидоров. — Но если возникнет недостаток ресурсов, будем выкупать с рассрочкой на три года.

Вопрос приоритетов

Алексей Андреев уверенно переводит разговор на не менее болезненную тему. «Если в 2010-м на дорожное строительство по программе «Сотрудничество» выделялось 19 миллиардов рублей, а в 2012-м — 15 миллиардов, то на этот год осталось всего 6 миллиардов рублей, — с горечью заявляет профессиональный дорожник. — Мы просто разрушаем дорожную отрасль!»

— Это вопрос приоритетов! — моментально реагирует Павел Сидоров. — Давайте тогда откажемся строить детские сады и жильё. Нынче в программу «Сотрудничество» Югра включила 20 детских садов при стоимости свыше миллиона рублей за каждое место. Потом у нас появилось там 12 жилых 26-квартирных домов.

— Весь вопрос в том, что если мы строим дороги, то создаём основу экономики Югры, которая будет создавать налоговую базу, которая будет позволять строить детские сады и жильё, — парирует руководитель крупнейшей дорожно-строительной компании. — Конечно, если летать на самолётах и вертолётах, то абсолютно всё равно, какие в округе дороги!

Полный перекос

Коллегу поддерживает депутат Сергей Кандаков, председатель совета директоров «Сургутгазстроя». «На самом деле мы мечемся из стороны в сторону, — рассуждает народный избранник. — Бросаем дороги и начинаем строить детские сады, квадратные метры. Посмотрите по Сургуту — новые микрорайоны стоят без инженерных сетей, без дорог. Так ведь тоже не должно быть! Нужно комплексное развитие территорий».

— По поводу комплексного развития… — берёт слово Андрей Зобнинцев, директор окружного департамента строительства, энергетики и ЖКХ. — Если в рамках областной программы «Сотрудничество» финансирование дорожной отрасли уменьшается, то в рамках федеральной целевой программы «Жилище» предусмотрено финансирование строительства дорог в новых микрорайонах. Нужно подготовить соответствующую заявку в Министерство регионального развития. Только и всего. А задачу по вводу жилья и строительству детских садов с нас никто не снимал.

— Не даст нам Федерация никаких денег! — возражает Алексей Андреев, курирующий в «Единой России» партийный проект «Дороги Югры». — Ездил я от округа на серьёзные совещания, которые и Грызлов в своё время проводил. Мне откровенно говорили: «Алексей, ты что, с ума сошёл? У вас бюджет 160 миллиардов! Какие вам ещё дотации на дороги?» Это бесполезно. И раз уж мы затронули данную тему… У меня в Югре пять строительных управлений, три я вынужден выводить в Центральную Россию. Специализированное карьерное управление находится в состоянии банкротства. «Ремдорстрой» практически подыхает. Дорожная отрасль в Югре просто гибнет.

— Я и говорю — полный перекос! — не сдаётся Сергей Кандаков. — Дороги забросили! Чтобы въехать в Сургут в час пик, надо в пробке два часа простоять. Где это видано было раньше? Если пропустим ещё 2-3 года, то в Сургут придётся 4 часа въезжать. А ведь Сургут является сердцем экономики страны, здесь сосредоточены основные наши нефтяные подразделения. А мы бросили развитие дорог…

Протокольное поручение

Дмитрий Мизгулин на правах председателя напоминает коллегам, что те слишком отклонились от заявленной темы. Ведь разговор идёт о программе «Новая школа Югры». «Но коль уж затронули дорожную тему, то давайте запишем в протоколе заседания комитета соответствующее поручение правительству округа — рассмотреть вопрос по финансированию отрасли», — настаивает Алексей Андреев.

— Да мы не возражаем, — соглашается Дмитрий Мизгулин. — У нас есть целевая программа развития транспортной системы Югры, финансируемая в том числе за счёт областной программы «Сотрудничество». Вот давайте и попросим правительство округа рассказать об её исполнении. В рамках заседания нашего комитета или на правительственном часе. Можно обсудить данную тему и на заседании фракции «Единой России». Вы же в партии отвечаете за дороги. Неужели правительство округа провалит партийную программу?

Алексей Андреев: «На свой вопрос, как мы будем строить детские сады, школы
в Мегионе, Пыть-Яхе, я получил ответ — из бюджета нигде ничего не предусматривается. Так я стал инвестором поневоле».

Павел Сидоров: «В 2012 году мы планировали выкупить 7 детских садов. Не готово ни одного!»

Дмитрий Мизгулин: "На те детские сады, что на выходе, правительство деньги заложило. Будут новые объекты — под них изыщут дополнительное финансирование. А если мы треть нашего бюджета заморозим, ожидая у моря погоды, избиратели нас точно не поймут."

Нравится

Статьи по теме

№47 (5724)
20.03.2013
Алла Горелова
В Думе Югры
№42 (5719)
13.03.2013
Алла Горелова
В Думе Югры

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"