18 апреля 2024     

Общество   

Затмит ли девайс фигуру учителя?

Так просто сказал о смысле среднего образования гость из Москвы, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» Владимир Бацын. Хотя сама тема двухдневных общественных слушаний, организованных в Тюмени «Эврикой», для непосвященных весьма замысловата: «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ для регионов Уральского федерального округа».

В итоге вышел интересный, профессиональный разговор о модернизации, первостепенным условием которой стало введение финансово-экономических механизмов, прежде всего нормативно-подушевого финансирования (НПФ) и новой системы оплаты труда (НСОТ), их увязке с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), муниципальными заданиями, а главное — с результатами государственной политики в образовании.

Заработная — значит заработанная

Да, сегодня понятие «госстандарт» применимо не только к отраслям экономики, но и к сфере, сеющей «разумнее, доброе, вечное». К примеру, в Тюменский регион ФГОС начального общего образования пришел три года назад, правда, в экспериментальном режиме. В 2011-м он заработал уже штатно, причем по всей стране, значит, и у нас. В настоящее время, по информации первого заместителя директора областного департамента образования и науки Людмилы Чеботарь, помимо учеников начальной школы стандарты нового поколения осваивают и пятиклашки. Идет апробация ФГОС основной школы, для этого в области действует 20 пилотных площадок. Создаются условия: учебные заведения продолжают материально-технически и организационно-методически оснащаться, управленческие и педагогические кадры повышают свою квалификацию. С учетом все тех же новых стандартов.

О другой грани кадрового вопроса — педагогическом образовании — зашла речь в одной из четырех рабочих групп, на которые были поделены участники общественных слушаний. Комментируя итоги состоявшегося диалога, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский заметил: ключевой проблемой в подготовке педагогов являются все же не учебные программы, а итоговая аттестация. Она, с точки зрения эксперта, должна проходить не в виде традиционного экзамена «по билетам», а в форме защиты проекта, созданного студентом на основе удлиненной педагогической практики. Школа, принимая итоговую работу, может составить представление, обладает ее автор педагогическими компетентностями или нет.

Ученый также затронул весьма болезненную тему — зарплаты. Заметив, что еще в трудных 1990-х в общественном сознании возник стереотип: государство платит учителю, отдавая ему долги. И только сейчас приходит понимание: заработная — значит заработанная…

Пагубное единоначалие

Как известно, в 2005-м Тюменская область одной из первых среди регионов России отказалась от почасовой оплаты труда работников образования и перешла на новую систему, предполагающую вознаграждение по результатам работы. Однако именно слабое представление о результативности, по мнению Александра Адамского, стало главным тормозом реформирования образования. Недавно проведенный «Эврикой» мониторинг школьной НСОТ выявил еще одно печальное обстоятельство. Школы отказываются от самостоятельности, занимаются переписыванием «под кальку» тех положений в системе оплаты труда, что разработаны на региональном и муниципальном уровнях. Творчество в этом направлении в педагогических коллективах, увы, не проявилось…

Напомним: сегодня зарплата учителя складывается из двух частей — базовой и стимулирующей. Базовая составляющая, как ни крути, учитывает часы, которые ведет учитель, стимулирующая предполагает всяческие поощряющие надбавки. То есть взаимосвязь второй половинки заработка и результативности образовательного процесса прямая. И педагоги эту связь осознают, но её уровень, по мнению эксперта, оставляет желать лучшего.

В одних образовательных учреждениях стимулирующая часть распределятся строго по достижениям ребенка, в других результативность уходит в тень, возникают иные — социальные показатели. Поэтому прежде всего необходимо создавать систему оценки результата педагогического труда. Система станет тем объективнее и прозрачнее, чем больше к ней будет привлечено гражданских институтов — не только администрация школы, но и её управляющий совет, классные родительские комитеты, профсоюзы, внешний аудит… Конечно, и «коллективный разум» не застрахован от издержек (мало ли у кого какие интересы), но всё же самым пагубным при обсуждении вопросов становится единоначалие. Когда решение принимает только директор.

Второй важный шаг — переход на электронную фиксацию успехов учащихся. Их анализ зеркально отразит эффективность труда педагога. К тому же позволит снизить безмерное бремя по сбору всевозможной информации. Александр Адамский попытался успокоить учителей, которые возмущаются валом отчётов, обрушивающихся на их головы: для пущей объективности требуется больше данных.

Почём в школе «бантики»?

По сути, образование стоит на развилке: либо совершенствовать учет результатов, либо переходить на оплату полного объема проделанной учителем работы. Но тогда, определяя муниципальное задание, управленцы обязаны будут включать в него все виды деятельности, которые, с точки зрения федерального образовательного стандарта, работают на вожделенный результат.

Однако здесь кроется подвох… В понимании экономистов естественным для оплаты учительского труда (речь о базовой части заработка) является урок. А то, что выходит за его рамки, к примеру индивидуальные занятия с учениками, проектная, творческая, исследовательская работа, — это все, с точки зрения финансистов, «бантики». Но именно на них-то и делает ставку ФГОС начальной школы!

Отсутствие вознаграждения за труд, требующий от учителя большего напряжения, чем привычные действия «по образцу», ставит под угрозу реализацию образовательных стандартов. Как минимум. А как максимум, лишает смысла работать профессионально, с полной отдачей. Поэтому так важен серьезный диалог с финансовыми органами об изменении самой методологии НСОТ.

Куда «утекает» подросток?

Александр Адамский убежден: в основной школе (это 5-9 классы) ребенка следует оценивать по его индивидуальному прогрессу. Причем не только в учебе, но и в спорте, творчестве, прочих видах деятельности. И это уже не вопрос философии, как было несколько лет назад, а методики. Читай: практики.

Основной принцип «подростковой» школы — успешность каждого учащегося. Если подросток в учебном заведении этой успешности не достигает, то он «утекает в иное пространство», ищет возможность самореализации в подворотне, хулиганской компании. Там формируется криминальное сознание, закладывается формула успеха не по правилам, а против… Что уже ничем и никогда не исправишь.

Прогноз на послезавтра

Ученый обратил внимание на еще один парадокс нынешнего образования. Государство вкладывает огромные деньги в оснащение школ компьютерным оборудованием, а эффективность его использования падает. Одна из причин такой ситуации — скорость работы Интернета, которая резко замедляется при фиксированном входящем трафике. По данным областного департамента образования и науки, городским и сельским общеобразовательным школам с начала 2011 года предоставлен трафик на скорости не менее 1 мегабита в секунду. Помню, в Вагайском Заболотье эти показатели равнялись 2 Мбитам, и люди жаловались нам, что сетевое оборудование «тормозит». На недавней международной выставке, по информации Александра Адамского, была продемонстрирована техническая возможность достижения 100 мегабитов в секунду… Между названными цифрами — огромная пропасть. И упущенные шансы.

Вообще, чтобы иметь адекватное представление о результатах образования, необходим, по мнению эксперта, прогноз развития техники и информационно-коммуникативных технологий.

Еще недавно российское образование «танцевало» от количества ПК на одного школьника. Сегодня уже исходит из принципа: каждому ребенку — свой девайс. Невозможно не согласиться с Александром Адамским, который полагает, что детей по-настоящему можно увлечь только самыми современными техническими новинками. Это прекрасно понимал Антон Макаренко, который перевоспитывал трудных подростков сборкой «ФЭДов», считавшихся в тридцатые годы прошлого века одной из совершенных малоформатных советских камер.

Ученый уверяет: как только ценовой уровень гибкого цветного планшетника упадет ниже 150 долларов, проблема электронных учебников в стране будет решена. В Англии уже сегодня есть несколько детских садов и школ, распрощавшихся с писчей бумагой.

3D-принтер, голографический проектор для презентаций и прочие технические новшества, которые в скором времени придут и в нашу школу, поставят перед необходимостью внести принципиальные коррективы не только в нормы СанПиНа, квалификационные требования, но и направления расходования финансовых средств и даже методики проверок тех же результатов учительского труда. Но готовы ли мы к такому повороту событий?

Реагируя на реплику ректора ТОГИРРО Ольги Ройтблат о том, что школа и раньше занималась самопоиском векторов развития «на завтра» и даже «послезавтра», Александр Адамский сделал акцент: решение этой проблемы — все-таки компетенция самого образовательного учреждения, педагогов. Некоторые из них прорывались в будущее интуитивно. Взять, к примеру, основоположника «Великой дидактики» Яна Коменского. Созданную им педагогическую систему и возникновение книгопечатания разделяет примерно полвека. Но уже тогда, в начале XVII века, чешский гуманист осознал значение произошедшего. Хотя современники Коменского на полном серьезе ломали копья: не перечеркнет ли появление книги роль учителя?

Конечно, каких-нибудь 60-65 лет назад не было особой нужды в прогнозах. Но сейчас без прогнозирования управлять процессами просто невозможно. Технический прогресс мчится с бешеной скоростью, революционные изменения происходят не в течение веков, как раньше, а за десятилетие — срок, меньший школьного образовательного цикла. И на чём завтра будут учиться наши дети, честно говоря, не знает никто. Тем не менее уже сегодня перед образованием стоит задача — подготовить младое племя к грядущей жизни, которой мы себе даже не представляем.

100% составляет оснащённость компьютерным оборудованием образовательных учреждений Тюменской области. За счёт средств регионального бюджета школы продолжают обеспечиваться круглосуточным неограниченным доступом к Сети. Пропускная способность трафика школьного Интернета увеличена со 128 до 512 Кбит в секунду.

Нравится

Статьи по теме

№35 (5712)
28.02.2013
Елена Суслова
У Тюмени есть Учитель года!
№28 (5705)
16.02.2013
Елена Суслова
Пять уроков счастья

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"