27 апреля 2024     

Культура   

Памятники проваливаются в пустоту

Как следует из официального послания, эксперт, установивший, что сооружение не обладает историко-архитектурной, художественной и мемориальной ценностью, действовал в рамках закона, и процедура экспертизы была проведена без нарушений.

Однако именно эта экспертиза возмутила горожан, подписавшихся в защиту памятника советского конструктивизма (всего 1400 подписей!) под обращением в Министерство культуры РФ, Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, органы законодательной и исполнительной власти Тюменской области.

Что же представляет собой документ, обесценивший здание, которое на сайте регионального правительства совсем недавно характеризовалось как «уникальный для Тюмени образец архитектуры второй четверти XX века, формирующий градостроительную ткань центральной улицы города»?

— Этот акт ни по форме, ни по содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым к государственной экспертизе! — констатирует искусствовед Елена Афанасьева-Козлова. Между прочим, тоже эксперт, получивший государственную аттестацию в один день с Галиной Павловой, автором скандальной экспертизы.

Елена Михайловна тщательно изучила работу коллеги и сделала вывод: «Заключение лишено профессиональной и просто связанной логикой аналитики». Афанасьева-Козлова отмечает, что в акте практически отсутствует характеристика объекта, описания особенностей объёмно-пространственной, планировочной композиции здания, их типологического, архитектурно-стилистического и конструктивного своеобразия. Не уделяется внимания ни поиску нового выразительного языка архитектурной формы в 1920-х — начале 1930-х годов, ни индивидуальному почерку мастера — известного ленинградского архитектора Александра Никольского. В документе не содержится упоминания о том, что сооружений, подобных тюменской бане, всего лишь три (!) в России.

Но особенно шокировало тюменского искусствоведа то, что на первом месте в разделе «Обоснование выводов экспертизы» упоминается письмо городского департамента культуры от 17.05.2012 г., в котором говорится о нецелесообразности включения здания бани в Единый государственный реестр объектов культурного наследия!

— Обосновывающим фактором должны быть качественные характеристики здания, но никак не письмо! — говорит Елена Михайловна. — Эксперт подставила не только себя, но и администрацию города Тюмени. Все оказались в неудобном положении. А крайним… оказался памятник.

Афанасьева-Козлова согласна: проведение экспертизы шло в законодательном русле. Вот только почему никто из специалистов не обратил внимания на качество документа? А потому, что почти год работа Павловой, выполненная ещё в июне 2012-го, была недоступна для анализа.

Между тем Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» предписывает проводить историко-культурную экспертизу на основе: «научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия; достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу; независимости экспертов; гласности».

— В законе прописан и порядок, и принцип проведения экспертизы, но он не содержит этических норм, которые должен соблюдать эксперт, — замечает Елена Михайловна. — Заказные экспертизы существуют, надо это признать. Например, ООО «Экспертиза Поволжья», от лица которого выступала Галина Павлова, уже «прославилось» в европейской части России. Благодаря деятельности этой саратовской фирмы в Твери из списка выявленных объектов историко-культурного наследия были исключены 75 сооружений, в Нижнем Новгороде — около 60. Такими темпами мы очень скоро можем вообще остаться без истории. Я не против проведения экспертиз. Они нужны, чтобы облачить памятники в законные одежды. Меня возмущают ангажированные эксперты. У них широкое поле деятельности — развивающиеся города, в которых исторические здания занимают лакомые кусочки территории.

Тюменский эксперт признаётся, что не раз получала от чиновников из разных городов письма с просьбой провести экспертизу объектов историко-культурного наследия с тем, чтобы лишить их статуса. Сейчас сомнительные предложения ей больше не поступают. Однако при желании найти сговорчивых всегда можно. И в Министерстве культуры РФ об этом знают. Там надеются, что со временем придумают «фильтр» для недобросовестных экспертов, пока же разводят руками.

Коротко о бане. Её строительство было инициировано президиумом тюменского горсовета в 1928 году. Баня проектировалась на пропуск 500 тысяч человек в год. В эксплуатацию новое строение сдали 1 сентября 1931 года. Кстати, об этой дате стало известно недавно из старых подшивок газеты «Красное знамя». До сих пор считалось, что строительство бани было завершено в 1932-м.

В 2006 году сооружение вошло в список выявленных объектов историко-культурного наследия. В 2012-м «вылетело» из него на основании экспертизы Павловой и потеряло возможность быть включённым в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России. За три года до этого городское руководство подумывало о реставрации бани, планировало открыть там офисный центр или гостиничный комплекс. Но нынешней весной глава администрации Александр Моор обмолвился о возможном сносе здания (которое, между прочим, любят посещать туристы, в том числе иностранные!) и строительстве на его месте автостоянки. Вот тогда общественность Тюмени и поднялась на защиту своей истории.

В настоящее время баня находится в собственности муниципального образования Тюмень и передана ООО «Диалог» по договору аренды нежилого помещения от 20.01.2011 года сроком на 49 лет. Но поскольку объект лишили статуса, а договор можно расторгнуть в любой момент, здание остаётся под угрозой сноса. Елена Афанасьева-Козлова опасается, что едва спадёт волна общественной активности, его тут же снесут. Она предложила общественникам подать заявление в прокуратуру. Кстати, такой прецедент уже был — в Твери. Местная прокуратура оспорила результаты подобной недобросовестной экспертизы.

Тем временем власти утверждают, что баню не снесут. Губернатор области Владимир Якушев объявил, что судьбу объекта должны решить горожане.

— Это хорошая тенденция — советоваться с народом, — поддержал главу региона Игорь Козлов, председатель комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области.

Занятно, что его ведомство не только не посоветовалось с народом (да хоть бы со специалистами!) по поводу экспертизы, но и не поторопилось сделать её результаты общедоступными. А сам он не так давно говорил, что здание бани не представляет культурной ценности.

— Мы получили ответ от руководства области, — говорит профессор ТюмГУ Александр Ярков. — Общественное мнение выслушано, но, мне кажется, не услышано. Нужен диалог с властью. Его нет. На этом месте образовалась пустота, в которую, к сожалению, проваливаются памятники…

1 сентября 1931 года баня введена в строй. Её строительство было инициировано президиумом тюменского горсовета в 1928 году.

Фото Дмитрия Ткачука.

Нравится

Статьи по теме

№75 (5752)
27.04.2013
Ирина Тарабаева
Дурацкая профессия, в которую влюблён
№75 (5752)
27.04.2013
Ирина Тарабаева
Жажда жизни

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"