19 июня 2019     

Общество   

Аз, бас, трибабас — мы закончим первый класс!

Сопровождается издание логотипом «Стандарты второго поколения», выпущено тиражом 60 000 экземпляров. Если представить, сколько детей ежедневно окуналось в стихию бессознательного, в безумный мир текстов учебника, становится страшно.

Учебник без содержания

Начнем с того, что ни на одной странице книги нет доброго, милого детского лица. Дети здесь не смотрят на мир радостно и удивленно, любуясь его красотой. Напротив, маленький ученик сталкивается со свирепыми физиономиями сказочных персонажей, у которых широко открыты, вернее, выпучены глаза (стр. 23, 28, 29, 52, 61 и другие), неестественно разверсты рты (стр. 52, 53), позы враждебны и воинственны (стр. 13, 41).

Чуть не на каждой странице учебника герои иллюстраций изображены в состоянии агрессии и разгрома. Одно из стихотворений Э.Успенского так и называется — «Разгром». И его основные мотивы — разбой, хаос, беспомощность взрослых, якобы испытывающих радость и веселье от детской распущенности и вседозволенности.

Э.Успенскому вторит другой детский пиит В.Лунин. Его герои — мальчики и девочки машут хвостами, воют волками, тявкают псами. И такими проявлениями «интеллекта и милой непосредственности» — тявканьем и воем — дети целый день радуют маму.

Впрочем, учебник перенасыщен не только картинками с поведенческими аномалиями героев, но и откровенной мистикой. Это безглазые сущности, какие-то хвосты, недобрые лица (стр. 16), пасти зверей (стр. 17), тревожные краски. Даже невинные ромашки в исполнении художников издания вызывают чувство отвращения и неприятия вытаращенными (извините за еще одну просторечную лексему!) глазами и асимметричными ртами. Они держат какие-то баннеры, исполненные в современной рекламно-призывной стилистике «Раскрой наши секреты! Разгадай наши тайны!»

И вот родители отдали деток в первый класс. Сами работают и надеются на то, что педагоги научат их чад «разумному, доброму, вечному». А в это время детям предлагают послушать абсурдную сказочку про белого бычка (стр. 6), а потом аналогичную по тотальной бессодержательности про сороку и рака (стр. 8). Образцы этого фольклора уместны, скорее, в детских дворовых играх, нежели в школьном учебнике.

Есть в учебнике и задание посчитаться с соседом по парте, используя вот такое незамысловатое (в нем мысли нет ни на йоту!) четверостишие (стр.10):

Тани, Вани, трикадоры, Сахар, махар, помидоры, Аз, бас, трибабас, А выходит кислый квас.

И в подобном антиинтеллектуальном формате выдержан весь учебник.

Где Пушкин, а где Собакин?

В книге, а это 80 страниц формата А4, нет ни одного произведения русских поэтов и писателей! Маленький ученик за год не встретил ни строчки А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Фета, А.Блока, А.Ахматовой, Л.Н.Толстого, чьи произведения проверены временем, эстетически выдержаны, чей язык точен и высокохудожественен, в конце концов, в их произведениях царит мысль. А в стихах А.Черного, Н.Гернет, Б.Заходера, Г.Сапгира господствуют бедлам, абсолютная бессмыслица, исковерканный до неузнаваемости русский язык и ничем не сдерживаемая агрессия. Приведем два примера.

Рапуны (Б. Заходер, стр. 54).

Под собой не чуя ног,

Скачет резвый Рапунок.

А большие Рапуны

Тихо спят и видят сны.

На вопрос Маши, героини учебника, кто такие рапуны, Кот ответил: «Нам их подарил Борис Заходер». А кто они такие, никогда не узнают ни дети, ни взрослые.

На стр. 55 — другое стихотворение того же автора «Приятная встреча», хотя ничего приятного маленький читатель не найдет ни в одной его строчке.

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука.

Никто не подал и знака —

Молчали

Бука и Бяка.

И Бука

Думал со скукой:

«Чего он так смотрит — букой?»

А Бяка думал:

«Однако

Какой он ужасный бяка…».

Оба рифмованных текста сопровождаются изображением неких страшилищ, каких-то монстров, которые злобными взглядами одаривают друг друга, а заодно и наших детей.

Что вынесет ребенок из урока, на котором познакомится с чудовищными рапунами и омерзительными бяками? Мы привели лишь несколько примеров разрушения слова, а значит, и сознания ребенка. Но в учебнике есть тексты, которые можно было бы с полным основанием расценить как лингвистический терроризм.

Родители отдают ребенка в школу для того, чтобы он получил знания, приобрел умения и навыки, а не для того, чтобы школа знакомила его с мерзостью и уродством. Хотя именно последнее и представлено в полном объеме на стр. 12 и 48. На 48-й странице Тим Собакин увековечил «рифмованное повествование» о том, «как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды». По такому случаю автор изобрел собственный лирический жанр — Немножко Необычное Нестихотворение. Все его содержание сводится к тому, что 81 раз на странице учебника просто напечатана буква Ж вкупе с междометиями — бац, топ, шмяк!

Почему дети должны знакомиться с глупостями Тима Собакина, а не со стихотворениями А.Пушкина? Невольно подумаешь, «где Пушкин, а где Собакин?»

Но удивительное дело! Собакин победил! Победил в союзе с собратьями по перу И.Пивоваровой, А.Дмитриевым, И.Токмаковой, А.Усачевым. Свой вклад в победу над красотой, богатством и святостью русского языка внесла и «заграница» в лице Д.Ривза.

Думаю, что многие родители будут солидарны со столь объективной оценкой не только этого частного творения, но и учебника в целом! Он формирует из наших детей не просто интеллектуально не развитых, не знакомых с родной литературой людей, он подвергает их психическому насилию, воспитывает (да-да, воспитывает весьма успешно!) агрессивных, разнузданных мальчиков и девочек. Дети, впитавшие яд подобной педагогики, уже сегодня, а не в далекой перспективе, не способны отличить добро от зла, красивое от безобразного, нравственного от порочного.

Наши дети в государственной школе — и на это они имеют полное право — должны знакомиться с лучшими образцами русской литературы, родного Слова, а не с постмодернистскими (а именно таковыми в основе своей являются тексты представленных в учебнике авторов) изысками, неостановимым «потоком сознания» ложно креативных авторов.

 

О нелепых словах и «правильных» учебниках

Уважаемая Надежда!

Радует тот факт, что общественные организации стали проявлять интерес к изменениям, происходящим в области начального образования. Это значит, что они наконец осознали свое приоритетное право на воспитание ребенка и участие в образовательном процессе. И значит, не всё так безнадёжно в нашей системе образования, характерной особенностью которой является вариативность.

Это означает: сегодня каждое образовательное учреждение, каждый педагогический коллектив, отдельный учитель — все имеют право выбора образовательных программ и учебников. Это право закреплено в основных документах Министерства образования РФ: «…обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений)».

А выбрать сегодня в начальном образовании есть из чего. Работают девять целостных образовательных моделей: «Система Л.В.Занкова», «Система Эльконина-Давыдова», «Система учебников «Начальная школа XXI века», «Школа 2 100», «Перспективная начальная школа» и др. Все учебники прошли процедуру экспертизы на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, допущены Министерством образования РФ к работе.

Разговор о выборе учебно-методического комплекта, как правило, проходит в школе, на родительском собрании в начале учебного года: учитель говорит о своих предпочтениях в преподавании, об особенностях учебно-методического комплекта. Родители рассматривают учебники и принимают решение. Подчеркиваем: решение обоюдное.

Теперь попробуем ответить на ваши замечания относительно учебника.

Лермонтов со скоростью 20 слов в минуту?

Много замечаний было высказано относительно подбора произведений и лексического (словарного) их состава. Действительно, в учебник литературного чтения включено много произведений авторов, о существовании которых школьники прошлых лет даже и не знали. Напомним: сегодня в школу принимают детей не с семи лет, как раньше, а с шести с половиной. Шестилетний ребёнок по своему психическому развитию принципиально отличается от семилетнего. Для восприятия серьёзных произведений (Пушкина, Тютчева, Фета, других) шестилетнего ребёнка необходимо подготовить. И знакомство с произведениями этих авторов непременно произойдёт, но позже.

Авторы учебников учитывают, что сегодня «модель» среднего школьника существенно изменилась: состоялся серьезный социокультурный сдвиг, существенно расширилось информационное поле. Кроме того, в первом классе учатся дети двух возрастов (6-7 лет). Одни умеют удержать баланс внимания, а другие нет. И так далее…

Исходя из этого, основные задачи первого года обучения таковы: формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания — в рамках ответа на конкретный вопрос учебника.

Один лишь пример: нельзя изучать Пушкина, Лермонтова, Блока, Ахматову, Олешу, Уайлда, японские хокку, когда дети еще не постигли ОБРАЗНОСТИ слова. Когда они еще попросту читают с затруднениями, со скоростью от 20 до 40 слов в минуту.

Именно учебник должен помочь ребенку в преодолении трудностей. Помогает и наличие маркировок. Сюжеты текстов могут носить игровой характер: читаем один и тот же текст, но рисуем по-разному. Дети сами удивляются своему воображению!

И еще. Заметьте, учебник по чтению не называется «Чтение», «Родное слово», а называется «Литературное чтение». Изменилось не только название предмета в начальной школе, изменились и его цели. Литературное чтение в начальной школе направлено теперь на формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение, на литературное развитие младших школьников и на развитие их литературного творчества. Как это понимать? Попробуем разобраться…

Зачем нужны нелепые слова?

Становление у младших школьников умения читать достигается двумя путями: во-первых, путем совершенствования технической стороны чтения, все большей ее автоматизации. Во-вторых, углублением умения понимать содержание читаемого произведения, постигать его подтекст, смысл.

Решающее значение здесь приобретает развитие у детей воссоздающего и творческого воображения; ассоциативности мышления; способности вести внутренний диалог с писателем; живо и ярко воспринимать каждый из созданных им образов; соотносить образный мир, возникающий в ходе чтения.

Какова главная задача курса «Литературное чтение» в 1-м классе? Как мы уже говорили, формирование мотива и обучение умениям и навыкам чтения. Что может этому способствовать? Подбор текстов, вызывающих интерес детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Использование преимущественно поэтических текстов. Короткая длина строки, повторяющиеся слова и целые строчки, парная рифма и наличие ритма — всё это помогает создать ситуацию успеха чтения для первоклассника, который начинает учиться читать. Поэтому в учебник включаются произведения авторов, близких и понятных детям по их собственному игровому опыту.

В учебник включены потешки, заклички, дразнилки, загадки, путаницы, сказки. Посредством этих произведений можно показать их жанровые особенности: впоследствии ребенку будет предложено создать самому произведение подобного жанра. Поскольку жанры игровые, то и лексика их (словарное содержание) тоже игровая. «Нелепые слова» (кулинаки-пулинаки, плим-плюм и другие), о которых вы пишете, имеют свое название в литературе. Это окказиональные слова.

Творимость — один из наиболее специфических речевых признаков окказионального слова. Окказиональное слово как чисто речевое явление не воспроизводится, а творится, заново создается всякий раз для каждого конкретного случая его употребления. Каждый конкретный акт его употребления является единственным случаем его речевой реализации. «Абсолютная свежесть» окказионального слова передает уникальность ситуации. «Не новизна, а необычность, «диковинность» — вот что является постоянным признаком окказионализма». По истечении же определенного времени новизна исчезает, а необычность остается.

Мокропутные адмиралы

Современная ситуация такова, что сегодня в школу поступает много детей-мигрантов, у которых проблемы с владением русским языком. В одном классе могут обучаться дети 6-9 национальностей. Достаточно много детей приходит в первый класс с серьезными логопедическими проблемами. Всё это нельзя не учитывать. В учебниках содержатся специальные упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения, устранение логопедических проблем. Не случайно вводится в учебник приём работы со звукописью. Ребёнку уже не надо напоминать, где изменить интонацию при чтении, повысить или понизить голос, сделать паузу.

Работа со звукописью значительно повышает звуковую культуру школьников и художественно-эстетический вкус, выразительность чтения. Ученики способны усваивать не только содержание текста, но и улавливают его смысловые нюансы. Уже дошкольник может в результате манипулирования звуками случайно составить рифмующиеся или ритмически организованные звукосочетания, а потом в произнесенном стихотворении обнаружить акт собственного творчества. Обычно так и случается с авторами, которым от двух до пяти. Это великолепно описал Корней Чуковский в своей знаменитой книге. Вспомним, к примеру, как дошкольница Валя произнесла: «Генералы — сухопутные, адмиралы — мокропутные». И лишь после того, как произнесла, уловила в этой фразе нечаянный стих и стала повторять, немного варьируя: «Генералы — сухопутные, адмиралы — водопутные».

Стихотворную форму (ритм, рифму) дошкольники воспринимают как одно из качеств речи и играют этой формой, как играют красками, объемами. Увлекаясь формой, дошкольник (а часто и младшеклассник) обычно не заботится о смысловой нагрузке своих творений, и лишь в виде редкого исключения (причем, как правило, помимо воли автора) стихотворение может оказаться содержательным. Увлеченность детей внешней стороной речи следует поощрять, ведь она служит основой для возникновения интереса к художественной форме общения.

Как нарисовать сказку

Большая часть замечаний связана с качеством, характером рисунков, иллюстраций. Иллюстрации к текстам действительно выполняют множество функций и решают разные задачи. Они не просто развлекают, помогают представить, но и учат. Учат так, как учит искусство, — образно, не в лоб.

Исследования показали: иллюстрации нравятся детям, они носят сказочный характер, здесь есть что рассматривать, есть поле для фантазии. Они не вызывают у детей чувства неприятия. Напротив, «лубочные», назидательные картинки, где все «просто, красиво и понятно», не нравятся детям, не вызывают желания обсуждать и размышлять.

Еще раз обращаем внимание: современные учебники предназначены для развивающего образования. Они действительно отличаются от учебников прошлых лет. В учебниках нового поколения задания в основном предлагаются для самостоятельного выполнения. И только после того, как ребенок понял, что выполнить самостоятельно ему не по силам, ему предлагают помощь в виде образца.

Учебники прошлых лет (авторитарно-репродуктивной школы) формировали ребенка по некоторому заданному образцу, подгоняли всех под единый уровень знаний, невзирая на актуальный (заданный изначально) уровень развития ребенка. И с сильным, и слабым по знаниям ребенком работали одинаково, давали одинаковый уровень знаний. Задача современной школы — в обучении учитывать уровень развития школьника, создавать условия для реализации его потенциальных возможностей, для формирования его как субъекта деятельности, познания и общения.

По учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа» (именно в этот комплект входит учебник «Литературное чтение» Н.А. Чураковой) Тюменская область работает с 2002-2003 учебного года. По итогам первого выпуска в феврале 2007 года в Тюмени состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция, на которой были подведены итоги. Результаты показали: все дети успешно освоили программу. Мы убедились в том, что работа по данному учебно-методическому комплекту позволяет выйти на образовательный стандарт. И что предложенная авторами технология действительно соответствует принципу ПРИРОДОСООБРАЗНОГО обучения, адекватна возможностям младших школьников. Все средства обучения учитывают их психофизиологические особенности, обеспечивая познавательную мотивацию, комфортную обстановку для каждого ученика. Позволяют создать ситуацию успеха и, что крайне важно, осуществить поддержку для особо медлительных детей.

P.S. Обещаем, что все замечания, сделанные в письме, будут переданы авторам учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».

С уважением,

зав. кафедрой дошкольного и начального образования ТОГИРРО, доцент, к.п.н. Е.А.Менчинская, заслуженный учитель РФ, доцент, к.п.н.,
зав. кафедрой дошкольного
и начального образования ТОГИРРО с 1997-2007 гг. С.Н.Фокеева.

Нравится

Статьи по теме

№191 (5633)
25.10.2012
Александра Бучинская
Школьный учебник и купля-продажа
№162 (5604)
13.09.2012
Александра Бучинская
Так где же купить дешёвый учебник?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"