19 апреля 2024     

Общество   

Школа выживания

Аптека для аборигена
(из истории народной медицины народов Тюменского Севера)

В «Школе выживания» мы не раз писали о том, какое бесценное сокровище представляет собой растительный мир Тюменского Севера — Ямала и Югры. При этом не раз приходилось грустно констатировать: нынешние северяне крайне мало знают о целительной силе своей родной природы. Как-то я приводила пример: финны закупали у ямальцев ягель для медицинских нужд, а ямальцы и не думали прибегать к целебным свойствам мха, в изобилии растущего у них под ногами!

Различные отрасли народных знаний в совокупности своей составляют духовную культуру народа. Одной из важнейших составных частей ее всегда была народная медицина, представляющая несомненный интерес для этнографов, историков и, конечно же, для медиков. Изучение народной медицины помогает нам понять исторически сложившиеся культурно-бытовые особенности народа.

Отсутствие письменности в дореволюционный период у народов Севера не давало в полной мере сохранить уникальный опыт народной медицины. Дальнейшие социально-бытовые преобразования, борьба с «пережитками прошлого» тоже немало способствовали утрате эмпирических данных. А дальше? Шаманы исчезли, в тундру пришли врачи. Аборигенам стали доступны качественные медицинские услуги… Но разве шаги в новую жизнь должны были привести к потере памяти? Умения жить с природой в ладу?

Почти единственным источником по данному вопросу являются воспоминания и рассказы жителей тундры, донесших до наших дней многовековой опыт поколений. Как-то мы с медиками окружной поликлиники Салехарда опрашивали около 30 человек — жителей тундры Приуральского района, пациентов, прибывших из тундры Красноселькупского, Ямальского, Шурышкарского, Тазовского районов. Они находились на стационарном лечении в трахоматозном и противотуберкулезном диспансерах.

И хотя, повторим, благодаря доступности медобслуживания тундровому населению народная медицина прежнего практического значения у них не имела, тем не менее опрошенные располагали отдельными сведениями о бытующей народной медицине. Все они, что интересно, называли одни и те же способы, применяемые для лечения наиболее часто встречающихся болезненных состояний: ран, переломов, ушибов, растяжений, боли в ушах, заболеваний глаз, опрелостей у детей, простудных заболеваний, кровотечений, ожогов, болей в мышцах. Рассказывали они и о том, что в особо удаленных от цивилизации местах аборигены и сегодня обращаются к опыту прапрадедов.

Так, ненцы широко используют сырое легкое оленей для остановки кровотечений и заживления свежих ран. Хорошим кровоостанавливающим средством считали легкие свежезабитого олененка: разрезали его и прибинтовывали к ране. Мелкие раны засыпают толченым углем, иногда, если есть, со смесью стружки кости мамонта.

При переломах — и у людей, и у животных — всегда пили медную стружку и фиксировали поврежденную конечность наложением повязки из иловых прутьев. Медную стружку давали 3-5 дней. Со слов очевидцев, у пролеченных таким способом оленей на месте перелома образуется отложение меди в виде пояска.

=Популярным лечебным средством был (и сегодня остается) березовый гриб — чага (у ненцев — тюнавь). Применяют чагу в виде отваров и настоев. Внутрь принимают при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, используют как противоболевое средство, а также для улучшения аппетита. Отваром промывают длительно не заживающие раны и язвы, моют голову, обрабатывают одежду. Помещение, в котором находилась роженица, и предметы, которых она касалась, раньше обрабатывали настоем чаги. Пепел чаги (шимя) добавляли в специально приготовленный табак (недяр-мышун), который клали за нижнюю губу. Эта привычка ранее была широко распространена среди мужчин и женщин, частично сохранилась по настоящее время.

Наши аборигены подобно китайцам владели удивительными навыками! Тлеющей чагой (комочек в виде конуса размером со спичечную головку) прижигали различные точки тела — и таким образом лечили заболевания внутренних органов, радикулиты, невриты, недержание мочи. Техника прижигания довольно проста, и, со слов местных жителей, ею мог пользоваться каждый желающий. По мере сгорания чаги образовывался волдырь, от которого «комочек чаги отскакивал с треском». Повторять прижигание можно было только через год, строжайшим противопоказанием являлась беременность. Интересно: в момент «правильного» прижигания больной совершенно не чувствовал боли.

Для оживления мертворожденных детей аборигены использовали иглоукалывание (обычную швейную иглу!). Иглоукалывание применялось издревле и просто вошло в быт ненцев. Не зря распространено ненецкое имя Янга, Янгане — оно переводится как «колотый», «колотая».

Какие травы использовали аборигены Тюменского Севера?

Багульник болотный (яранць). Собирали его в период цветения. Употребляли наземную часть растения. Настой стеблей и цветов принимают при простудных заболеваниях. Отваром мыли голову, опрыскивали оленей для отпугивания гнуса. При длительном хранении зимней одежды ее перекладывали ветками сухого багульника. Для того чтобы заготовленные впрок сухари не плесневели, в ящик и сегодня кладут несколько веточек багульника.

Горечавка крестообразная (лабетцо). Произрастает вплоть до Заполярья. Наземная часть растения (как свежая, так и сухая) в виде настоя применяется при глистных заболеваниях. В виде компрессов и припарок используется при упорных головных болях.

Оленье ухо (харкацамдэ). Отвар из листьев этой травы принимали при заболеваниях мочеполовой системы. А еще знали и собирали княженику, листья голубики. Вообще собирание трав больше характерно для коми (зырян).

Из подручных средств ценным лекарственным средством считалась медвежья желчь. Применяется в виде повязок при ожогах и длительно не заживающих ранах. При различных воспалительных заболеваниях суставов из нее делают компрессы. Медвежьей желчью с помощью утиного пера смазывают слизистую век при конъюнктивитах. Услышали от одного ненца, что рыбьей желчью была вылечена желтуха. Ожоги смазывают утиным и медвежьим жиром. Этими же жирами натирают тело при простудах.

Для снятия болей в ушах, для промывания глаз просто закапывали 2-3 капли грудного молока. На больное ухо прикладывают кусочек какой-нибудь шерсти.

В тундре вместо пеленок всегда использовали подшейный волос оленя (лимбих) и высушенный белый мох (сфагнум), который обладает исключительным теплом и мягкостью. В люльки клали стружку белой березы, а из старого березового пня делали детскую присыпку. Эпоха памперсов делает эти сведения почти фантастическими! Вместо ваты аборигены широко использовали мелкую стружку из тальника (воран). Высушенная, она обладает великолепной гигроскопичностью, очень мягкая.

Ненцы знакомы с приемами массажа головы, позвоночника, мягких тканей. Для растирания применяют медвежий, песцовый жиры, при отморожениях и заболеваниях кожи — содержимое желудка оленя.

Сохранились записи исследователей Севера о некоторых лечебных средствах, употребляемых в мансийской медицине на реке Сосьва:

— при коликах — медвежья желчь;

— при резаных ранах — стручки медвежьего зуба и медвежье сало;

— при кашле — вино со стручковым перцем;

— при переломах — молоко с медным порошком;

— против сифилиса — корень сассапарели или листья брусники;

— болезни кожи лечат мазью из медвежьего сала и женского молока;

— березовая губа (трут) в нас-тое на водке — от всех внутренних болезней;

— заболевания глаз лечили смазыванием соком молодой осины.

— для остановки кровотечения употреблялись сажа, паутина, пепел, порох;

— для перевязок — листья дерева, береста, разные тряпки;

— при болях в пояснице, спины, лопаток и рук применялось кровопускание и обволакивание челюстью щуки.

 

Пиво: живот растёт, жизнь укорачивается

Утверждают, что на спиртное и табачные изделия молодые граждане России расходуют чуть ли не в два раза больше, чем тратится на всё образование в стране.

Многих шокирует, но уже не удивляет молодая мама, везущая коляску с малышом и попивающая пиво из бутылки. Старшее поколение ещё меняется в лице при виде такой картинки, а младшее воспринимает как должное и никакого криминала в пиве не усматривает.

Этому способствует агрессивная и навязчивая реклама пива. Новое поколение, пьющее пиво всегда и без всякого повода, через несколько лет даст страшную алкоголизацию страны. Молодежь рассуждает: «Подумаешь, пиво — не водка же». Так ли это?

Пиво дает патологические изменения в сердце, воспалительные изменения в пищеводе и желудке. Мужчина, пьющий много пива, рискует своей внешностью, так как пиво приводит к подавлению выработки основного мужского полового гормона. В результате начинают расти бедра, грудь, живот. У мальчиков и юношей формируется скелет по женскому типу: широкий таз, узкие плечи, усиливается рост грудных желёз, снижается половое влечение, и со временем юношам не избежать импотенции. Мышцы живота слабеют, живот увеличивается в размере. Раньше мужской гормон давал мужчине активность, волевые качества, стремление к победе, желание лидировать, а теперь мы получаем безвольное, апатичное существо промежуточного рода, способное лишь лежать на диване и тупо смотреть в телевизор. Сердце, вынужденное каждый день перекачивать излишнее количество крови, увеличивается в размерах. Его стенки становятся более тонкими и дряблыми, снаружи оно зарастает жиром. Развивается ишемическая болезнь, увеличивается риск инфаркта, появляется одышка.

У женщин меняется гормональный фон — вплоть до бесплодия. Пропорционально выпитому пиву у женщин растет вероятность заболеть раком молочной железы. Если пиво пьет кормящая мать, то у грудного ребенка могут появиться эпилептические судороги.

При постоянном употреблении пива страдают почки и печень, появляются провалы в памяти.

У детей и подростков алкоголизм развивается быстрее, чем у взрослых, и имеет более тяжелое течение. Одна бутылка 6%-ного пива по содержанию спирта соответствует 60 граммам водки. Этого вполне достаточно, чтобы проложить дорожку к алкоголизму пивного происхождения. Существует ошеломляющая статистика: каждый третий 16-17-летний подросток выпивает до трёх литров в день. Какое будущее ждет пивное поколение? Мальчиков — увеличенная грудь и живот, девочек — рак. В больших количествах пиво воздействует как клеточный яд и бьет по мозгу, сердцу и печени. При злоупотреблении пивом выражены миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит. При пивной алкоголизации тяжелее, чем при водочной, поражаются клетки мозга, так как в качестве стабилизатора пены в пиве используют кобальт. К пиву пристрастие формируется незаметнее и быстрее, а лечится пивной алкоголизм с ещё большим трудом, чем обычный.

Дачная лечебница

Чем укрепить здоровье в июле — макушке лета?

Сейчас обязательно собирайте листья и веточки облепихи, мелко порежьте и посушите на чай. Отвар листьев облепихи лечит ревматизм, подагру, облысение, заболевания желудочно-кишечного тракта, анемию, стоматит, глоссит, периодонтит.

Листья содержат до 400 мг/% витамина С, в ягодах его до 120 мг/% (в лимоне 40 мг/%). В коре содержится серотонин, его больше, чем в других растениях, имеет противоопухолевые свойства при всех видах рака.

Масло облепихи лечит ожоги, эрозию, язву желудка, но противопоказано при холецистите и панкреатите, ягоды — при высокой кислотности желудочного сока. При лучевых поражениях кожи масло применяют наружно. При раке пищевода следует применять по 1/2 чайной ложки два раза в день 2-3 недели.

Молодые веточки (почки) сосны. Их отвар обладает противомикробным, отхаркивающим, желчегонным, мочегонным, кровоочистительным действием. Пейте чай при подагре, ревматизме, водянке, язве желудка, бронхитах.

Скипидарные ванны улучшают кровообращение, рассасывают спайки, рубцы, лечат полиартрит, неврит, хромоту.

Масло живицы по 5 капель на кусочек сахара два раза в день лечит почечнокаменную болезнь, снимает почечную колику.

Профессор Маскелье (Франция) доказал, что опавшие сосновые иглы останавливают рост злокачественных опухолей, увеличивают сопротивляемость капилляров. Пихтовое масло лечит раны, невралгии, опухоли.

Нравится

Комментарии к статье

Noone: 05.07.2013 12:34
Раздел про пиво странный. Живот от пива не растет - это раз. Гормональный уровень не меняется, т.к. фитоэстрогенов мало - это два. Да и рекламу запретили уже - это три.

Статьи по теме

№80 (5757)
16.05.2013
Лидия Сурина
Школа выживания
№218 (5660)
06.12.2012
Лидия Сурина
Школа выживания

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"