26 апреля 2024     

Политика   

Плюсы и минусы штрафной эвакуации

Чуть более года назад, в июне 2012-го, Тюменская областная Дума приняла закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств». Несмотря на то, что его действие распространяется на всех нарушителей Правил дорожного движения, представляющих опасность для окружающих, — пьяных за рулем, не имеющих права управлять автомобилем, а также паркующих свои авто в запрещенных местах, — в народе этот документ сразу же окрестили законом о парковках.

Именно ужесточение требований к водителям, игнорирующим требования ПДД по парковке, разделило жителей региона на два лагеря. Если пешеходы на ура приняли идею о принудительной эвакуации транспортного средства, размещенного, например, на «зебре», тротуаре или детской площадке, то автолюбители восприняли ее крайне негативно: мол, исполнять закон начнем лишь после того, как власть в полной мере обеспечит нас бесплатными парковочными местами.

Помимо неоднозначной эмоциональной оценки правовой акт еще на стадии подготовки вызвал немало вопросов, касающихся процедуры «принудительного изъятия автомобилей из процесса дорожного движения». Её совершенствованию было посвящено не одно заседание, в котором принимали участие депутаты, представители правительства и структур, призванных обеспечить установленный порядок перемещения задержанных транспортных средств.

На минувшей неделе рабочая группа под председательством вице-спикера Тюменской областной Думы, единоросса Геннадия Корепанова подвела некоторые итоги инициированного парламентом мониторинга правоприменения документа, вызвавшего столь большой резонанс в регионе.

Начальник информационно-аналитического управления Думы Валентин Юдашкин представил результаты исследования, проведенного с целью изучения общественного мнения об эффективности закона о парковках. В социологическом опросе приняло участие более сотни экспертов — 11 сотрудников ГИБДД, 10 специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, отвечающих за организацию дорожного движения, 2 представителя предприятий, занимающихся эвакуацией и хранением транспортных средств, 8 представителей общественных организаций автомобилистов, 4 ученых и 67 водителей, на себе испытавших законодательное новшество. Всем им предложили оценить дорожную ситуацию в Тюменской области, плюсы и минусы закона, процедуру перемещения и хранения задержанных транспортных средств, а также высказать свои соображения о том, как можно «разгрузить» тюменские дороги.

Проанализировав полученные данные, авторы опроса сделали вывод: реализация закона «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств» является одной из действенных мер улучшения ситуации в организации и безопасности дорожного движения в городах Тюменской области. Однако сама по себе она всех проблем не решит и будет эффективной лишь в случае комплексного применения с другими мерами оптимизации дорожного движения, направленными не столько на наказание, сколько на создание благоприятных условий для участников дорожного движения.

Среди факторов, негативно влияющих на реализацию закона, — недостаточное количество эвакуаторов, малое число сотрудников ГИБДД, задействованных в процессе задержания автомобилей. Кроме того, отмечаются и некоторые странности в действиях полиции: «Сотрудники ГИБДД зачастую нерационально выбирают места, в которых проводится эвакуация неправильно припаркованных транспортных средств, руководствуясь соображениями собственного удобства, а не необходимостью устранения серьезных очагов затруднения движения». Как сказано в отчете, наблюдаются отдельные случаи «избирательной» эвакуации, когда из двух рядом стоящих машин на штрафстоянку отправляют менее дорогостоящую.

Есть проблемы и у предпринимателей, занимающихся перемещением и хранением «арестованных» авто. Если бы эвакуацию осуществляли одни предприятия, а охрану — другие, то результативность их работы была бы, по мнению социологов, намного выше. Так, например, сделано в Екатеринбурге.

— Судя по ответам участников исследования, многие автомобилисты теперь хорошо осведомлены о последствиях, которыми чревата парковка в неположенном месте, — констатировал Геннадий Корепанов. — Помнится, когда закон только вступил в силу, среди жителей Тюмени были рекордсмены по нарушениям, их автомобили подвергались принудительной эвакуации чуть не каждый день. Желающих испытать судьбу поубавилось?

— Да, сейчас нет случаев откровенного игнорирования закона, как бывало раньше, когда на одного человека мы 15 раз возбуждали административное дело, — подтвердил заместитель начальника УГИБДД УМВД России по Тюменской области Александр Лиханов. — Всего же за восемь месяцев текущего года за нарушение правил парковки и стоянки возбуждено 12428 дел, эвакуировано 7258 автомобилей.

В Тюмени, по словам Александра Юрьевича, ежесуточно на штрафстоянку отправляется 30-35 транспортных средств, оставленных владельцами в неположенном месте.

В других муниципальных образованиях требования закона пока не исполняются. В Бердюжском, Викуловском, Казанском, Вагайском, Уватском, Сорокинском, Юргинском районах до сих пор нет ни эвакуаторов, ни специализированных стоянок. И желающих развивать новый вид бизнеса тоже пока не находится — рентабельность его весьма сомнительна. Хотя, как подчеркнул замначальника областного управления ГИБДД, «в каждом из этих районов есть основания для исключения транспорта из процесса движения». Прежде всего речь идет о пьяных водителях.

В качестве примера успешной борьбы с автомобилистами, находящимися под градусом, Александр Лиханов привел опыт Белгородской области, где принят закон о мерах по предупреждению управления транспортом в состоянии опьянения. Документ предполагает комплекс мер административного, морального и финансового воздействия на любителей садиться за руль после возлияния. В частности, на автомобили граждан, допустивших правонарушение в состоянии опьянения, наклеиваются специальные знаки оранжевого цвета. За эвакуацию и хранение транспортного средства эти водители платят больше, чем их трезвые собратья по несчастью.

Геннадий Корепанов предложил УГИБДД подготовить и внести в Думу соответствующие предложения.

В ходе заседания члены рабочей группы обсудили проблемы, касающиеся реализации закона о порядке перемещения задержанных транспортных средств на территории областного центра.

Как сообщил заместитель директора департамента по обеспечению безопасности жизнедеятельности администрации Тюмени Дмитрий Войнов, несмотря на строительство новых парковок, ежедневное инспектирование улиц на автомобилях, оборудованных системой фотовидеофиксации, оказание поддержки предпринимателям, занимающимся эвакуацией транспорта, — муниципалитет предоставил им в аренду 2 гидроманипулятора — с наступлением осени ситуация на дорогах стала еще сложнее. К местным нарушителям добавились приезжие, в том числе студенты, чьи железные кони оккупировали все подступы к учебным заведениям.

— Во многих странах проехать в центр любого крупного города можно только на велосипеде или общественном транспорте. У Тюмени есть какие-то приемлемые варианты, чтобы разгрузить центральные улицы? — поинтересовался Геннадий Корепанов.

— Прежде чем ограничить проезд, мы должны обеспечить автолюбителей достаточным количеством парковочных мест, — заявил заместитель директора городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Роман Шулепов. — Что же касается общественного транспорта, то в администрации подготовлен план по обновлению муниципального автопарка. К середине следующего года ожидаем большую партию новых автобусов…

Завершая обсуждение, вице-спикер напомнил: на октябрьском заседании комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Тюменской областной Думы депутаты вновь намерены вернуться к рассмотрению вопроса о том, как в регионе исполняется закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств».

30-35 автомобилей ежесуточно отправляют на штрафную стоянку в областном центре.

Фото Дмитрия Ткачука.

Нравится

Статьи по теме

№1 (5678)
10.01.2013
Ася Топоркова
Парковка: очень дорогое место
№190 (5632)
24.10.2012
Ася Топоркова
Припарковаться на халяву

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"