22 апреля 2018     

Общество   

Несколько страниц из сочинения учителя

Наш разговор с Ниной Ивановной я начала с расшифровки словарём Владимира Даля слова «сочинять»: «изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения». А где же место ей — правде жизни?

О правде жизни

— Она — основа любого творчества, — объясняет учитель, — и эту правду нужно донести так…

— «Чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы?»

— Вы до сих пор помните строчки не популярного ныне автора «Как закалялась сталь»? У вас был хороший учитель литературы! А творчество состоит в личном осмыслении — оценке или хотя бы в изложении прочитанного, услышанного.

…Я попытаюсь просто изложить жизнь Нины Ивановны Дударевой, которую в посёлке Боровский с уважением называют (значит — оценивают!) хранительницей правильного велико-русского языка, отечественной литературы и истории родного уголка.

Мечта стать учительницей зародилась у Нины тогда, когда в её 1-й класс деревенской начальной школы Большой Тихвины, что в Ялуторовском районе, вошла Нина Ивановна Волосникова. Давно это было. Примерно 68 лет назад.

— А я помню: как изменилось наше привычное, не богатое на затеи, деревенское детство. Учительница каждый день дарила новое открытие, увлекала в интересное путешествие. Казалось, что нет такого вопроса, на который она не знала бы ответ. В простом совпадении наших имен и отчеств, я — Нина, тогда еще Русанова, видела для себя калитку в будущую профессию: очень интересную и уважаемую — учитель.

Эту мечту она вынашивала каждый день, преодолевая неблизкий путь в село Ивановка, где была прописана ближайшая школа-семилетка. Там она точно определилась со своей будущей специализацией — стать учителем литературы и русского языка. Но для этого нужно было окончить 10 классов и институт. После 7-го класса путь к мечте показался утерянным навсегда: умер отец, и, чтобы помочь маме прокормить семью, 14-летней Нине пришлось устроиться в местный колхоз. Довелось потрудиться и дояркой, и свинаркой. Короткие передыхи в этой, трудной даже для взрослых, ежедневной работе она посвящала самостоятельному изучению учебников за восьмой, девятый и десятый классы. Вот какой учебник посчастливится одолжить у старшеклассников, тот и штудирует. На экзаменах за 10-й класс, который Нина сдавала экстерном, учителя Ивановской школы (ставшей к тому времени уже средней) придирались к ней основательно. Во-первых, потому, что им было просто любопытно, насколько глубоко ученик может самостоятельно освоить ту или иную тему. А главное — потому, что в то время печать в учебном документе подлинно подтверждала: оценка «отлично» — не натянутая, не раздутая. Заслуженная.

Чтобы подтвердить и обновить свои знания, Нина Ивановна Дударева в двадцатичетырехлетнем возрасте поступает в 11-й класс Боровской вечерней школы. Да, к тому времени она была уже Ниной Ивановной — женой казахстанского первоцелинника Георгия Васильевича Дударева, мамой двух детей — Валентины и Василия и воспитательницей детского сада «Мастерок».

О первостроителях

Очень скоро студентка-заочница вначале Тобольского пединститута, а затем тюменского вуза, который именуется сегодня ТюмГУ, будет величать по имени-отчеству своих учеников-вечерников. Она воспитана уважать старших. А на уроки к ней приходили люди, возраст которых тогда казался ей уже пожилым. Приходили после трудового дня. А она по себе знала: каково это садиться за парту, наломавшись до полного изнеможения на работе.

— Это были добытчики торфа, труд которых в ту пору в большинстве своём всё еще оставался ручным: с транспортёрной ленты до поля стилки за одну смену один работник должен был перенести 18 тысяч кирпичей сырого торфа, что равнялось 14600 килограммам. Это были первостроители Бо-ро-во-го — именно так, — подчёркивает Нина Ивановна, — в то время назывался наш теперешний посёлок Боровский. В 1939-м сюда «понаехали» на своих двоих со всей России-матушки партии рабочих, завербовавшихся по призыву ЦК ВКП (б) на промышленную разработку торфомассивов. В бору, где привольно поживали лисы, волки и даже рыси, где в летнее время подлеском возвышались грибы и ягоды, а фактически на пустом месте, первопроходцы возводили свои землянки — закапывались в землю. Весеннее половодье махом разрушало сооружённое жилище. «Знаете ли вы, кто такие канавщики?» — часто задаю вопрос посетителям музея, которым я сейчас руковожу. Нередко даже внуки этих самых канавщиков затрудняются с ответом. Канавщики, по сути дела, — первостроители нашего посёлка.

Лопатами они копали-черпали болотистую почву — рыли осушительные канавы, готовили место под возведение первых бараков. К строительству их планировали приступить в начале сороковых. А тут война… Она заставила отложить мечты жить за деревянной перегородкой барака, где прописано по 7-8 семей, на потом. Любопытный факт: первые улицы в Боровом назывались по фамилиям тех, кому удалось построить свои дома: нынешняя улица Горького когда-то именовалась Паршуковской, а улица 8 Марта — Мареевской. А как же: дома были особой достопримечательностью. В доме на две семьи братьев Степана и Петра Мареевых когда-то размещался и здравпункт. А бараки…

— Даже в начале 60-х, — вспоминает Нина Ивановна, — когда наша семья прибыла в Боровое, поселиться в них считалось счастьем. Нам повезло, местом нашей прописки стал барак №6. Так что немало учеников-вечерников были моими соседями по нашей общей «коммуналке». Уважала этих людей — за их поистине самоотверженный труд, за их стремление во что бы то ни стало получить образование. И старалась превращать свои уроки в экскурсии по стране грамотности, в литературные вечера.

О поселковой цивилизации

5 ноября 1975-го в Боровском открылась школа №2. Возводилась она в связи с бурным развитием птицефабрики. И строилась на её деньги. Но силами не только профессионалов. Нина Ивановна с неподдельной радостью вспоминает субботники и вечерние отработки, на которые боровчане спешили всем миром.

— Понимаете, — объясняет она, — люди хотели, чтобы посёлок, построенный их руками, стал центром цивилизации.

Для тех, кто не знаком с Боровским, скажу: посёлок — созвездие творческих и спортивных талантов. Здесь проживают лучшие птицеводы страны, здесь прописаны лучшие школы Тюменского (именуемого столичным) района.

29 лет (из 44-х педстажа) отличник народного образования Нина Ивановна Дударева посвятила школе №2. Среди её учеников есть учителя, пришедшие в профессию по её стопам, полюбившие ЕЁ предметы. А ей, ушедшей на пенсию в 67 лет, всё почему-то снятся завальные уроки. На практике их никогда не было, а во сне…

— И сегодня, когда мне уже 75, по-прежнему приходится выкраивать свободное время, — радуется Нина Ивановна. — Я посвящаю его книгам — перечитываю классиков. И вновь для себя открываю этих авторов! С возрастом и Пушкин, и Лесков, и Гоголь читаются совсем по-другому. Ты сердцем чувствуешь их мудрый талант… Честное слово, мне плакать хочется, когда я слышу, к примеру, о том, что кто-то по компьютеру прочитал Толстого. Пробежал электронный текст глазами…

— А книжку можно прижать к себе — почувствовать, что вот эти строки обращены именно к тебе.

— И я так ребятам говорила: автор разговаривает с каждым из вас!

— Нина Ивановна, а двоечники у вас были?

— «Неуды» не разрешали ставить. Учитель должен был добиться знаний даже у тех, кто к ним совсем не стремился. Вспомнила, — смеётся, — почти анекдотическую ситуацию, когда Серёжа Р. сравнил меня с… Бабой Ягой. Три точки в журнале напротив его фамилии фактически равнялись полнокровным двойкам. Попил моей кровушки! «Хватит, — заявил как-то Сергей, — пугать меня своими точками». — «Я не Баба-Яга, чтоб пугать!» — «Да вы ещё страшнее: всё равно ведь заставите прочитать, что вам надо». Вот уж поистине — и грех, и смех…

О воспитательном моменте

А слёз не было. Даже тогда, когда объявили, что сокращение учителей-пенсионеров — политика, благодаря которой у молодых педагогов появится возможность получать зарплату побольше. Нина Ивановна ещё не знала, как она будет жить без школы и учеников, не представляла, как это — посвящать себе столько времени? Хотелось поплакать, но она же — сильная. И в очередное 1 сентября, когда учителя, вышедшие на заслуженный отдых, обычно провожают-благословляют взглядом из своего окна или с пенсионерской лавочки у дома ребятишек с букетами, она спешила в будущий музей, который создавала своими руками. Где прялку и обмундирование первых добытчиков торфа выпросит, где раздобудет документы из истории Боровского и перья тетерева, удостоенного занимать почётное место в гербе посёлка… Сегодня музей, прописавшийся в ЦКД «Родник», насчитывает около 3000 экспонатов: фотографии и подлинные документы, обмундирование военной поры и находки бойцов поисковых отрядов, книги и газетные вырезки, в которых рассказывается об именитых земляках-боровчанах… Представлены они в трёх залах — выставочном, где недавно открылась экспозиция, посвященная предстоящему 75-летию посёлка, «Русской избе», комнате боевой славы. Здесь, в музее, отмечают Дни воинской славы ветераны, здесь встречаются воины-интернационалисты и участники боевых сражений на Северном Кавказе, здесь проходят уроки мужества для учащихся старших классов и увлекательные экскурсии для ребятишек младшего возраста.

— Очень тщательно готовлюсь к таким… урокам. Да, я веду уроки, а не просто экскурсии. Мне важно, — говорит Нина Ивановна, — не только проинформировать, ввести в курс дела. Учителя старой закалки знают, как с них «три шкуры драли» за воспитательный момент. Для сегодняшних учеников, которые не прошли школу пионерской и комсомольской организаций, этот воспитательный момент очень важен. Вот и волнуюсь всякий раз: как, не назидая, донести до сознания ребят самые важные истины и ценности нашей жизни.

И по вечерам в этом музее часто допоздна не гаснет свет. Здесь встречаются любители поэзии. Нина Ивановна продолжает урок. А впрочем, и сама она нередко становится послушной ученицей. Уж очень интересные люди собираются на такие встречи!

Все мероприятия, которые проходят в музее, заранее обговариваются и планируются специальным советом из 15 человек. Вот этот совет и постановил: преподносить в дар посетителям музея белоснежных ангелочков. С пожеланиями добра. От чистого сердца.

44 года насчитывает педагогический стаж Нины Ивановны Дударевой. Она и сегодня продолжает сеять разумное, доброе, вечное.

Фото Сергея Киселёва.

Нравится

Статьи по теме

№163 (5840)
19.09.2013
Наталья Тереб
Жизнь начинается на рассвете…
№155 (5832)
06.09.2013
Наталья Тереб
Живые солдаты забытой войны

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"