26 апреля 2024     

Политика   

Владимир Ковин: «Я сам крестьянин. И этим горжусь»

— Владимир Анатольевич, несколько слов о ваших корнях, о том, что было определяющим в выборе профессии.

— Корни рабочие. Отец трудился механизатором и электросварщиком, мать — сельский почтальон. Родился я в деревне Песьяново Ишимского района, поэтому с особенностями жизни на селе знаком не понаслышке.

Азы крестьянского труда

У родителей, как это принято в деревне, было большое подсобное хозяйство. Хлопот на частном подворье, как известно, всегда хватает. Свободное время любил проводить с отцом в поле, на комбайне, в мастерских…

Навыки сельского труда активно прививались и во время учебы. В те годы в каждой сельской школе существовала производственная бригада. За учениками был закреплен большой участок, где все, начиная с четвертого класса, обязаны были трудиться: высаживали картофель и овощи, пололи грядки, словом, постигали азы сельского труда.

В конечном счете, наверное, все это и стало определяющим в выборе профессии. Хотя, признаюсь, сразу по окончании сельской школы я все-таки решил поступать не в сельскохозяйственный институт, а на физический факультет Тюменского госуниверситета, поскольку с детства увлекался точными науками: математикой, физикой, химией. Всерьез готовился к преподавательской стезе, но по семейным обстоятельствам был вынужден прервать учебу.

В Тюменский сельскохозяйственный поступил лишь несколько лет спустя. Закончил его по специальности «экономист-организатор сельскохозяйственного производства», о чем не пожалел ни разу. Это действительно мое. Я знаю и ценю труд агрария, понимаю и разделяю его отношение к жизни. На мой взгляд, селяне, не в обиду городским жителям, в большинстве своем отличаются какой-то особенной порядочностью, обязательностью, упертостью, в хорошем смысле этого слова. Если надо, работают от потемок до потемок, а не успеют, так еще и ночь прихватят.

— Чем вам заниматься интересней: разработкой планов и стратегий или их реализацией?

— Планирование — немного скучная, но очень важная работа. Программы, безусловно, необходимы, без них просто невозможно двигаться вперед. Приведу такой пример. Когда я был приглашен в правительство Тюменской области на должность заместителя губернатора, директора регионального департамента агропромышленного комплекса, первые полгода в основном занимался планами и программами. Это была сложная и очень тяжелая работа. Шел 2005 год, как раз в это время была принята федеральная программа по сельскому хозяйству — национальный проект АПК. Мы наметили два основных приоритета. Первый из них касался развития молочного животноводства, поскольку эта отрасль неминуемо потянет за собой и другие направления: мясное животноводство, растениеводство, переработку. Второй приоритет — поддержка малых форм хозяйствования. После долгих дебатов и слушаний на всех уровнях эти документы были сверстаны и утверждены, и началась практическая работа. Для меня лично первые полтора года превратились просто в какой-то кошмарный сон. Потом стали появляться первые плоды, дальше — больше. И только тогда наступило определенное удовлетворение от проделанной работы.

«Зелёный» прорыв

— Какие результаты в профессиональном плане считаете наиболее значимыми?

— Нам удалось добиться продовольственной безопасности Тюменской области — вот главный результат. Благодаря многолетней планомерной и системной работе была проведена коренная модернизация регионального сельского хозяйства. В частности, за эти годы в Тюменской области построили 18 мощных мегаферм, оснащенных по последнему слову техники. Сегодня на современных молочно-товарных фермах, где участие человека сведено до минимума, производится до половины всего объема молочного сырья тюменского юга. Естественно, резко повысилась и производительность труда.

В плане развития молочного и мясного животноводства во главу угла мы ставили вопросы подготовки высококвалифицированных кадров, модернизации производства, улучшения генетического потенциала поголовья, ветеринарное сопровождение. Известно: чем больше получаешь от животного привесов и надоев молока, тем большего ухода оно требует.

Конечно же, не менее важна работа по повышению эффективности кормовой базы, с правильной ботаникой, чтобы в ней присутствовали и были идеально сбалансированы все необходимые компоненты. Главным критерием должна быть не масса кормов, а их качество и высокое содержание питательных веществ, джоулей, как говорят животноводы. Только в этом случае можно рассчитывать не только на большое молоко и мясо, но и на качественный и здоровый продукт.

Неплохие показатели были достигнуты и в развитии свиноводства и птицеводства.

Настоящий прорыв сделан в растениеводстве. Сегодня на полях работает современная высокоэффективная техника, позволяющая своевременно и без потерь убрать урожай при любых погодных условиях.

От поля — до тарелки

Еще один важнейший сегмент регионального агропрома — переработка. Мы должны рассматривать все вкупе: поле и ферму, прилавок и тарелку. Да, сегодня мы производим столько различного сельскохозяйственного сырья, что его вполне достаточно и для собственных нужд, и для реализации за пределами региона. Но не менее важно организовать правильную его переработку. И работа в этом плане уже ведется. Например, в плане развития молочной, мясной, хлебной переработки в Тюменской области за последние годы сделано столь много, как ни в одном из других регионов Российской Федерации.

Примечательно, что эти революционные изменения произошли не только в технологиях и железяках, но и в мозгах. А это очень важно, особенно если мы и впредь намерены занимать достойную нишу в сельскохозяйственном сегменте отечественной экономики.

Вместе с тем нерешенных проблем на селе еще очень много. Люди, особенно молодежь, при первой возможности стараются уехать из деревни. Отсутствие жилья, газа и качественной питьевой воды, низкая заработная плата, совершенно неразвитый соцкультбыт и множество других факторов способствуют оттоку населения из сельской местности. Переломить эту негативную тенденцию можно лишь в том случае, если мы не только обеспечим сельского жителя работой, но и создадим комфортные условия для проживания.

Следует признать: сельский труженик сегодня ущемлен в плане социальной обустроенности. И когда мы говорим о продовольственной безопасности региона, не надо забывать, что за этим понятием стоят не какие-то винтики, а конкретные люди, обеспечивающие нас продуктами питания, и к ним надо относиться с уважением. Хотя нет-нет, да и услышишь в чей-нибудь адрес пренебрежительное: ну, ты, как колхозник. А я сам колхозник. И горжусь этим.

Ближе к народу

— Владимир Анатольевич, вы много лет были чиновником в системе исполнительной власти, руководили муниципальным образованием, были заместителем губернатора, возглавляли региональный департамент агропромышленного комплекса. Став депутатом, изменили ли свой взгляд на те или иные вопросы и проблемы? Поменялся ли угол зрения?

— Я, наверное, уже достиг того возраста, когда не меняется отношение к окружающему, тем более психология. Хотя некие изменения все же есть. Работая в должности заместителя губернатора, например, гораздо меньше общался с простыми сельскими тружениками. Да, я постоянно бывал в районах, посещал хозяйства и сельские территории. Но в основном общение проходило в рамках производственных совещаний с участием муниципальных властей и руководителей сельхозпредприятий, с анализом положения дел и разбором полетов. Став депутатом, стал общаться и с простыми людьми. К примеру, каждый вторник провожу приемы избирателей. Приходят к депутату, как правило, люди, нуждающиеся в помощи и поддержке: пенсионеры, люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации… В этом плане, можно сказать, я стал гораздо ближе к народу.

Мне также повезло в том отношении, что в бытность чиновником по долгу службы постоянно контактировал с областной Думой. Поэтому имел определенное представление и о том, чем занимается региональный парламент, и о депутатской «кухне». Понятен был и круг вопросов, которые курируют комитеты по аграрным вопросам и земельным отношениям и по бюджету, налогам и финансам, в состав которых меня включили. Так что не было нужды тратить время на адаптацию. Зато всерьез пришлось вникать в нормативную базу: рабочий стол был постоянно завален кипами документов.

Депутатская деятельность, конечно, во многом отличается от работы чиновника. Тем не менее, на мой взгляд, в Тюменской области есть полное понимание между двумя ветвями власти. Считаю, от этого регион и его жители только выигрывают.

Перспективы агропрома

— Каким должен быть российский агропром в перспективе? Какие формы хозяйствования должны преобладать: ЛПХ, фермерские хозяйства, крупное товарное производство? Не секрет, что последнее неуклонно теснит малые формы, в частности личные подворья. Но яйцо, выращенное на птицефабрике, никогда не сравнится с домашним.

— Если пойдем только по пути глобализации, то потеряем самое главное — натуральный продукт. Потому что не только яйцо, но и молоко, мясо, произведенные в, так сказать, заводских условиях, не имеет прямого отождествления с трудом человека. Простой пример: какой хлеб лучше, замешенный женскими руками или автоматом-тестомесом? Аппарат, может быть, выполняет работу и качественней, но человек вкладывает душу…

В Европе самый лучший в мире сыр производится именно на малых фермах Швейцарии и Австрии, некоторым из них по триста лет и более! Казалось бы, чего проще, построить большой завод, запустить технологическую линию с применением ускорителей созревания и другими «умными» штучками. А качество и особенно вкус продукта все же далеко не те.

На мой взгляд, должен быть некий баланс различных форм хозяйствования. Он существует во всем мире и, безусловно, необходим в отечественном агропроме. Пусть даже со временем большую часть объемов сельхозпродукции возьмут на себя современные крупные и высокотехнологичные хозяйства, но корова на частном подворье должна оставаться и впредь.

— Что, на ваш взгляд, препятствует более динамичному развитию сельского хозяйства в регионе и в России в целом?

— Недостаточное внимание со стороны властей. Что касается Тюменской области, нашим аграриям следует отдать должное, оказывается достаточно весомая поддержка из регионального бюджета. Но и она не идет ни в какое сравнение с объемами средств, которые направляются в сельское хозяйство за рубежом. В Европейском союзе, например, сельхозпроизводитель на каждый вложенный рубль (евро) получает не менее 60 копеек дотаций. У нас же в лучшем случае пять копеек.

Министерство Жизни

— Факторов, которые негативно влияют на положение дел в отечественном агропроме, на самом деле очень много. Это и бесконечный рост тарифов естественных монополий, и сумасшедшие процентные ставки по привлеченным банковским займам, тогда как за рубежом их предоставляют под один процент годовых! В европейских странах, например, сельским жителям дают ипотеку на 50 лет. Рождается первый ребенок — 30 процентов списывают, второй — еще минус тридцать. И так далее, вплоть до полного погашения. Потому что и в Дании, и в Голландии, и в Австрии понимают: людей надо заинтересовать. Особенно молодежь. И знают, что надо привлекать ее не лозунгами, а конкретными делами.

В Австрии, где мы с губернатором Владимиром Якушевым побывали с рабочим визитом, министерство сельского хозяйства называется министерством Жизни. Для австрийцев это вовсе не красивое словосочетание, они прекрасно понимают, что министерство решает самую важную задачу — обеспечения продовольственной безопасности страны.

— В регионе производится достаточно много различного сельскохозяйственного сырья и готовой продукции. Но есть проблемы с ее реализацией…

— Прежде всего необходимо наладить взаимодействие всех участников процесса, как это принято в цивилизованных странах, где союзы сельхозпроизводителей, переработчиков и представителей под эгидой власти сообща определяют политику и работают на одну общую задачу. Там каждый прекрасно понимает простую истину: если у сельхозпроизводителя не будет продукции, нечего будет перерабатывать, а затем реализовывать. Поэтому они давным-давно нашли золотую середину.

Готов косить, копать и поливать!

Формула счастья, которая принята в большинстве стран, такова: на долю сельхозпроизводителя приходится 40 процентов, а остальное делят переработка и торговля. Нам пока не удается достичь консенсуса. Два десятка лет назад мы вошли в рынок, а попросту — в базар. И только сейчас начинаем понимать, что государство всегда и везде регулирует рыночные отношения. Например, через контроль за ввозом тех или иных товаров. Сегодня, например, в России наблюдается спад производства молока. А это значит, что сокращается поголовье дойного стада. Если бы не гнали сырье из-за рубежа, наверное, этого б не случилось.

Поэтому меня здорово раздражают бодрые рапорты о том, сколько миллионов тонн зерна мы отправили за рубеж. А почему вывозим? Потому что нет внутреннего потребления. За два десятка лет мы сократили молочное поголовье втрое! Некому потреблять фураж…

По официальным данным, за 9 месяцев текущего года в Россию завезено продовольствия на общую сумму около 30 миллиардов рублей. Я понимаю, когда речь идет о кокосах. Но когда мы везем картошку из Египта и Израиля, извините, это не рынок. Конечно, в Израиле высококотехнологичное производство, но то, что тамошний картофель генномодифицирован, — однозначно. Ну не вырастить нормальную картошку без пестицидов и гербицидов в пустыне, даже если поливать ее с утра до вечера.

— А между тем мы вступили в ВТО. Как защитить отечественного производителя в еще более ужесточившихся условиях?

— Если рассуждать с позиции регионального парламентария, нам прежде всего необходимо сделать все возможное, чтобы отстоять свой внутренний рынок. Благо, что мы успели многое сделать в плане модернизации производства и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. А это основные принципы выживания в условиях ВТО. Следует также осваивать новые рынки сбыта. Сегодня наша продукция уже представлена в 28 субъектах РФ. Надо усилить работу в этом направлении.

— Владимир Анатольевич, чем любите заниматься в свободное время?

— Работать на даче. Если позволяет время, готов с утра до вечера косить, копать, сажать, поливать… Очень люблю литературу, в основном классику. Естественно, пресса, каждое утро начинаю с просмотра газет и журналов. Огромное удовольствие доставляет внук Ваня, ему уже пять лет.

 

досье «ТИ»
Ковин Владимир Анатольевич,
депутат Тюменской областной Думы, член фракции «Единая Россия», заместитель председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, член комитета по бюджету, налогам и финансам.
В 1990 году окончил Тюменский сельскохозяйственный институт по специальности «экономист-организатор сельскохозяйственного производства».
С марта 1998 года по декабрь 2005 года — глава Ишимского муниципального района. В декабре 2005 года назначен на должность заместителя губернатора Тюменской области, директора департамента агропромышленного комплекса Тюменской области. Исполнял обязанности до марта 2011 года.
Закреплен за территориальным избирательным округом № 22. Руководитель региональной общественной приёмной председателя партии «Единая Россия» Д.А.Медведева в Тюменской области.

Фото Сергея Русанова.

Нравится

Статьи по теме

№133 (5810)
03.08.2013
Екатерина Шандрыголова
Активные пенсионеры как партийный резерв
№183 (5625)
13.10.2012
Николай Боталов
О ВТО, чувстве собственности и элитных бурёнках

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"