29 мая 2017     

Общество   

Кто нас защитит от SMS-террора?

Что за очередное рекламное чудо подготовили креативщики для продвижения моего бизнеса? Я позвонила по указанному в сообщении номеру. Все оказалось банальнее, чем я думала: речь шла об смс-рассылках или, как это принято называть, смс-спаме.

Связавшись с представителем агентства, узнала: смс-спам — вполне распространенный и эффективный в наше время вид рекламы. На вопрос о его законности молодой человек рассмеялся и сообщил: пока в этом нет ничего противозаконного, никого еще за это не наказали.

За подтверждением либо опровержением этих слов я отправилась в Тюменское управление федеральной антимонопольной службы. Заместитель руководителя Управления Ирина Поткина сообщила: всего в этом году к ним поступило около тридцати заявлений от граждан о получении смс-рассылок, согласие на которые они не давали. Поделилась она и некоторыми деталями:

— Возбуждено 17 дел, по которым у нас было достаточно документов, позволяющих сделать выводы о наличии признаков нарушений рекламного законодательства. В пользу обратившихся вынесено шесть решений, материалы переданы должностным лицам для дальнейшего административного производства, — поделилась представитель антимонопольного органа. — Сложность возникает в доказывании этого факта, поскольку заявителями предоставляется неполный пакет документов, который бы однозначно позволял сделать вывод, что смс было отправлено именно эти лицом. Ведь ответственность лежит на распространителе рекламы, именно на тех, кто отправил сообщение.

Схема следующая: рекламодатель, который хочет о себе заявить, заключает договор с фирмой на смс-рассылку. В этом случае распространителем и ответственным лицом является уже эта фирма, а не заказавший подобную рекламу.

— Бывает, что предприниматели непосредственно сами отправляют при помощи определенного программного обеспечения. В этом случае, конечно, проще собрать доказательную базу. Мы сразу восстанавливаем данную цепочку, операторы связи предоставляют нам информацию, кому принадлежит тот или иной номер. Тяжело с теми, кто заключает посреднические договоры. Именно по этой причине у нас и было прекращено производство по шести делам: отсутствовали доказательства того, что именно это конкретное лицо отправляло данное сообщение, — призналась Ирина Владимировна.

Поэтому рекламные агентства не боятся и дальше заниматься смс-рассылкой. За все время, по словам антимонопольщиков, только одно рекламное агентство было наказано.

Для того чтобы возбудить дело и наказать нарушителя, заявитель должен собрать полный пакет подтверждающих документов. Как минимум в него должно входить само заявление, договор с оператором связи, подтверждающий, что именно вы владеете данным номером, на который пришла рассылка. Далее — скриншот или фотография этого сообщения, чтобы можно было видеть, от кого оно поступило, дату, время получения. И третье, что важно, — это детализация: её нужно взять у оператора связи за тот период времени, когда получено смс-сообщение. Необходимо также согласие на обработку персональных данных.

За нарушения законодательства предусмотрен административный штраф для должностных лиц: если вы индивидуальный предприниматель — от 4000 до 20000 рублей, для юридических лиц — от 100000 до 500000 рублей.

Предоставим слово одной из пострадавших — Ольге:

— На протяжении трех месяцев мне приходили смс-сообщения от некого массажного салона. Предлагали различные скидки, зазывали акциями. Однажды, не выдержав, я позвонила в салон и попросила исключить меня из списка рассылки. Но напрасно, со мной вежливо соглашались, а смс продолжали штурмовать мой телефон. Они приходили и рано утром, когда я спала, и в выходные. Вот тогда я уже не вытерпела: собрав полный пакет подтверждающих документов, отправилась в управление ФАС. Присутствовала на всех заседаниях и добилась, чтобы данный салон наказали. Пусть это просто штраф, зато другим будет неповадно.

Ольге повезло, что распространением рассылки занимался непосредственно сам рекламодатель.

— Цепочка была быстро установлена, и владелец салона выплатил штраф. На мой взгляд, результат все-таки есть, ведь после всех заседаний и слушаний предприниматель заявил, что больше не будет связываться с таким видом рекламы. Кому хочется иметь дело с антимонопольными органами?! — прокомментировала заместитель руководителя Тюменского управления ФАС.

Многие заблуждаются, думая, что рассылка спама на руку сотовому оператору. Как отметил руководитель по развитию бизнеса на массовом рынке Тюменского отделения Уральского филиала ОАО «МегаФон» Александр Степанов, прибыли от распространения спама компания не получает. Степанов поделился:

— Оператор отправляет сообщения только от тех фирм, с которыми заключены договоры на прямую, либо с так называемыми SMS-агрегаторами (компаниями законно занимающимися смс-рассылкой) имеющими уже договор с оператором. Хочу заметить: таких фирм всего несколько по всей России. В договорах, заключенных с ними, обязательно оговаривается, что для рассылки необходимо получить добро от абонентов.

Между тем «МегаФон» с 5 ноября начал полностью блокировать смс-спам, рассылаемый абонентам с неидентифицированных номеров. Кроме того, в целях борьбы с таким видом сообщений «МегаФон» предлагает клиентам пересылать полученные смс на бесплатный номер 1911. Присланная информация, по словам представителя сотового оператора, будет проанализирована и, в случае подтверждения мошенничества и спама, передана надзорным органам для разбирательства.

— В настоящее время мы имеем дело не только со спамом. Помимо нежелательной информации в подобных сообщениях клиенты часто получают вредоносное программное обеспечение, которое в дальнейшем приводит к финансовым потерям: со счета списываются в неизвестном направлении деньги абонента, — признался представитель «МегаФона»

Действительно, стоит признать, что основной спам на мобильники тюменцев приходит не от крупных российских смс-агрегаторов, а либо от местных рекламных агентств, либо от самих находчивых предпринимателей.

По статистике, в 31% случаев пользователи телефонов жалуются на спам от таксистов, в 16% — на ночные клубы, в 8% — на компании по выдаче микрокредитов. Причем спамерский вал обычно начинается после того, как клиент воспользуется либо услугой такси, услугой доставки какого-либо товара, либо платежным терминалом с определенной системой. Дело в том, что у этих терминалов самая маленькая комиссия, а иногда ее нет вообще.

Проанализировав данные статистики, автор этих строк встретился с директором одной из многочисленных в городе фирм такси.

— Я не собираюсь отказываться от такой рекламы, — заявил мужчина, — за минимальные деньги, которые я плачу рекламщикам, получаю огромный эффект. Даже если меня оштрафуют — это ерунда. У нас сейчас пугают штрафами в 500 тысяч за одну спамерскую эсэмэску, но я не верю, что до меня доберутся. По моему мнению, такая реклама помогает людям. Вот, допустим, прилетели вы в чужой город, не знаете ни телефонов, ничего, а вам — раз! — и эсэмэска пришла с рекламой такси. Разве это плохо!

Объем российского рынка спам-рассылок стремительно растет. По данным представителей «МегаФона», в настоящее время клиенты компании вынужденно получают около двух миллиардов спам-сообщений в месяц с неидентифицированных «коротких» номеров, что почти в тысячу раз больше, чем два года назад.

В то же время большинство развитых стран — США, Канада, Австралия, Израиль — имеет законодательное регулирование защиты от несанкционированного спама. В России такое регулирование также крайне необходимо. Это признают и операторы связи, и надзорные органы. Признали это и законодатели.

Однако, по мнению многих, в том числе и заместителя руководителя Тюменского управления ФАС Ирины Поткиной, необходимы изменения не только в закон «О связи», но и «О рекламе».

— Чтобы ответственность была не только на распространителях, но и на самих рекламодателях, — резюмировала Ирина Поткина.

Для того чтобы возбудить дело и наказать нарушителя, заявитель должен собрать полный пакет подтверждающих документов. Как минимум в него должно входить само заявление, договор с оператором связи, подтверждающий, что именно вы владеете данным номером, на который пришла рассылка.

Нравится

Статьи по теме

№172 (5849)
02.10.2013
Николай Боталов
Стратегия конкуренции
№91 (5299)
31.05.2011
Андрей Фатеев
Кто стрижёт капусту?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"