24 апреля 2024     

Культура   

Анна Николаева: «Я работаю пластом культуры»

— Анна Михайловна, в юности вы мечтали о сцене…
— Да. Я занималась в театральной студии Дворца пионеров. И, говорят, как характерная актриса была очень ничего. После школы, убежденная в своей гениальности, я решила, что сразу рвану в Ленинград, в институт театра, музыки и кинематографии. Приехала. И поняла, что соискателей-то таких, как я, будь здоров. Но я ж — артистка великая! Понятно, что возьмут с руками и ногами. Сейчас вспоминаю, какая была: тощенькая, носастенькая, похожая на какую-то птичку. При этом уверенная, что по силе таланта — Сара Бернар, не меньше. Но меня не приняли, и я вернулась в Тюмень.
— Для кого-то это могло стать крушением надежд. Но не для вас, обладательницы врожденного ироничного взгляда на жизнь…
— Не забывайте, что я вышла из стен 21-й школы — у меня был хороший английский. Поэтому я тут же поступила на иняз в Тюменский пединститут. После его окончания проработала два года в школе. Уехала на Ямал — в Аксарку. Меня назначили классным руководителем 5-го класса, в котором не было ни одного русского ребенка. Только кочевые дети: ханты, зыряне, ненцы. И мне еще надо было доказать, что английский язык им нужен. Первое время я уходила на высокий берег Оби — сидела и рыдала. А потом все у меня стало получаться.
— Каким же ветром вас с берега Оби обратно в Тюмень забросило? Да еще из учителей сразу в управленцы по культуре?
— Оказалось, северный климат не для меня. Вернулась я летом и сначала отдыхала, не жалея сил. А потом собралась в школу, но… не нашла места. К счастью, начальником управления культуры Тюменского облисполкома был папин друг — Александр Бакланов. Он принял меня аж на 80 рублей в методический кабинет. Занималась я клубной работой. Объездила всю Тюменскую область.
— После вы стали главным специалистом по профессиональному искусству. Интересно, где у нас учат на таких специалистов?
— Нигде. В управлении культуры я проработала двадцать с лишним лет. Была инспектором по искусству. В мои обязанности входило принимать спектакли и давать разрешение на постановки в театре драмы. Как правило, по идеологическим соображениям мы ничего не отклоняли, только если сыро, не готово. Тем не менее меня в театре называли «опричнина товарища Мальцева» (Александр Мальцев в те годы — руководитель областного управления по культуре. — И.Т.).
— Но ведь вы окончили ГИТИС…
— Да, меня командировал туда Владимир Волчек, заместитель Мальцева. Я отговаривалась: мол, возраст уже не тот. А он сказал: «Интеллектом задавим!» Поступила я на «театроведение» легко. И училась хорошо. Такое удовольствие от учебы получала! Я тогда еще была способна многому удивляться.
— Анна Михайловна, расскажите, что заставило вас вернуться к преподавательской деятельности?
— Ко мне однажды очень бодро зашла Марина Жабровец, завкафедрой режиссуры и актерского мастерства, и сказала: «Вы нам нужны!» Я начала мямлить, что у меня не получится. Она отмахнулась: «Все получится! Вы не сторонний человек театру. Тем более в ГИТИСе учитесь. Ого-го!» После этого «Ого-го!» я воспряла. И, знаете, для меня работа в академии культуры оказалась таким счастьем!
— Вы преподаете «историю театра». Как вы считаете: студенты любят ваш предмет?
— Когда я читаю лекции, мне кажется — да! А когда принимаю экзамен… Мне с большим трудом удается заставлять их читать. Мне все говорят: «Ах, оставьте! И не переживайте. Они ни у кого ничего не читают». И это так. Но на что же они потом в своей работе будут опираться? Надо же знать, как строится сюжет! В новой драме порой такие пустоты зияют! Но мы же такое проходили!.. После революции все принялись писать пьесы. Казалось, это легко: слева — «кто», справа — «что». Бум драматургии был! Только что осталось от этого?.. И я сейчас замечаю некоторую ущербность новой драмы. Драматургов много, но что они пишут? Страшное дело! Поэтому я у своих студентов требую читательские дневники. А они переписывают друг у друга. Из-за этого я расстраиваюсь, они — не особенно. Кстати, они знают, как привести меня в хорошее расположение духа. Стоит только подойти и сказать: «Анна Михайловна, я вот вчера читал…» И я сразу таю — «сю-сю-сю».
— Сдается мне, вы добрейшей души преподаватель, все понимающий и умеющий прощать…
— По натуре я наседка. Мне бы всех птенчиков затолкать под перья. Сейчас я понимаю, что правильно сделала, поступив в пединститут. Оказывается, больше всего мне нравится работать учителем.
— Как вы думаете: студента жалеть надо?
— Практика показывает, что нет. Потому что со знаниями, которые дает педагог, выпускники выходят в жизнь. Если медика чему-то не научат, что тогда? Но если вы спросите, жалею ли я студентов, скажу — да! Не могу с собой справиться.
— Трудно вам с ними?
— Да! Очень. Но это и хорошо!
— Что ж хорошего?
— Я стараюсь их понять. И на мир начинаю по-другому смотреть. Я в курсе того, что они говорят. Знаю музыку, которую они слушают. Может, потому я и с компьютером так легко наловчилась управляться? Что бы там ни говорили про молодых, с ними интересно. Да, у них изменились приоритеты. Грустно. Но наших студентов это не касается. У них в глазу рубль не торчит. Им надо себя выразить. Однажды я процитировала им слова Тарковского: «Я не ищу, я нахожу». И теперь если они сами находят что-то небанальное, они гениальность собственную чувствуют!
— Анна Михайловна, что, по-вашему, должен знать про себя студент, чтобы быть уверенным — театр его призвание?
— Если человек размышляет: стоит ли ему идти в профессию или не стоит, то — не стоит! В театре работают только те, кто не может жить без театра. Мне трудно сказать, что должен чувствовать человек… Он должен просто понимать, что никак не обойдется без театра.
— Скажите: а какие пути-дорожки пять лет назад привели вас в «Ангажемент»?
— Замдиректора театра Лариса Гордиенко, с которой мы немного работали вместе в управлении, позвонила мне и заявила: «Нужен ваш пласт культуры!» Потом добавила, что пригодится и мой бюрократический опыт писать бумажки.
— Поясните, чем занимается в театре заведующий литературной частью?
— Должностные обязанности завлита — помогать главному режиссеру в подборе репертуара, исходя из концепции театра.
— Но в «Ангажементе» нет главного режиссера…
— Да, и я не выполняю свою задачу…
— Тогда что вы делаете?
— Пластом работаю! Высказываю суждения, и к моему мнению прислушиваются. А если серьезно, многое делаю. Участвую в планировании репертуара, в обсуждении спектаклей. Вхожу в художественную коллегию театра.
— В «Ангажементе» работают трое ваших бывших студентов. Вы их как-то опекаете?
— Нет. Это уже не учебный процесс, а работа. У них теперь есть режиссер. Но я смотрю за ними. Могу на правах учительницы сделать замечание. Но все же больше люблю хвалить за хорошую работу…

В 2005 году Николаева получила звание «Заслуженный работник культуры РФ».

80 пьес за одну сессию в ГИТИСе — такова была читательская норма Анны Николаевой в годы учебы.

Нравится

Статьи по теме

№40 (5017)
11.03.2010
Ирина Тарабаева
Приёмные дети «Ангажемента»
№161 (4903)
16.09.2009
Ирина Тарабаева
Над «Ангажементом» сошлись звёзды

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"