Действующая система госзаказа давно вызывает множество нареканий. Как у заказчиков, так и у поставщиков услуг.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD92.2628EUR99.7057
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | -2...-4 °C | |
Ханты-Мансийск | -3...-5 °C | |
Салехард | -9...-11 °C |
Экономика
Госзакупки за гранью разумного
О том, что ситуация с госзакупками зашла за грань разумного, заявил сам Дмитрий Медведев. По самым скромным оценкам главы государства, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты, в этой сфере превысили триллион рублей.
Торгово-промышленная палата при поддержке Тюменской областной Думы развила тему. В ходе трехдневной конференции ее участники постарались выявить явные и скрытые проблемы госзакупок, а также выработать пути к исправлению опасной ситуации. Ведь несовершенство закона открывает массу лазеек для недобросовестного исполнения взаимных обязательств.
Разрабатывали федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» едва ли не всем миром. В числе авторов значатся спецы антимонопольной службы, Минэкономразвития, Высшей школы экономики... За ту пятилетку, что действует закон, в него внесли уже 23 пакета поправок.
Однако нормы, прописанные в законе, до сих пор допускают чересчур много толкований. По мнению Эдуарда Абдуллина, президента Торгово-промышленной палаты Тюменской области, это создает благоприятную почву для коррупции и различного рода злоупотреблений своими полномочиями. Немало нареканий у представителей госструктур вызывают моменты, позволяющие недобросовестным исполнителям госзаказа получать из бюджета предоплату и не выполнять запланированный объем работ. Как следствие — постоянные судебные разбирательства.
Слабой стороной закона Эдуард Абдуллин считает статьи, открывающие лазейки для участия в конкурсах фирм-однодневок. Это, пожалуй, самая большая проблема. Для ее решения предлагают ввести предквалификацию поставщиков, подрядчиков и субподрядчиков, а также создать реестр надежных партнеров, зарекомендовавших себя в работе с гос-учреждениями. Торгово-промышленная палата успела не только разработать, но и испытать соответствующую методологию.
Хотя и черепашьими шагами, но ФЗ-94 совершенствуется. В частности, с января текущего года введено размещение госзаказов исключительно на электронно-торговых площадках... Все эти новшества должны сработать, что называется, во благо. И прогноз, похоже, оправдывается. По данным управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, на итоги аукционов с начала года поступило 15 жалоб. И только три из них оказались обоснованы. В прошлые годы обоснованных жалоб было вдвое больше.
Сергей Панков, начальник управления государственных закупок Тюменской области, крайне низко оценил экономический эффект от проведения открытых аукционов в былые годы. И виной тому — сговор между участниками размещения заказа, возможность которого так и не удалось преодолеть внесениями поправок в закон на протяжении нескольких лет. На 2011 год чиновник возлагает немалые надежды, хотя и не исключает наличие того же сговора.
В соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок размещения госзаказа, для субъектов малого предпринимательства предусмотрена квота от 10 до 20 процентов. В Тюменской области, как заверил Сергей Панков, это требование неукоснительно соблюдается. Еженедельно на заседаниях президиума областного правительства губернатору докладывают о соблюдении квот. Правда, далеко не все предприниматели воспользовались данной возможностью. Для облегчения доступа внедряется электронный документооборот, автоматизируется система госзакупок, создается и автоматизированный центр контроля «Госзаказ».
— Для таких крупных муниципальных образований как Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск, Тюменский район управление госзакупок выступило заказчиком по поставке автоматизированных центров контроля «Муниципальный заказ», — уточнил Сергей Панков. — Эти программные продукты начинают успешно работать.
Впрочем, наряду с позитивными изменениями в системе госзакупок все еще остается немало вопросов, требующих решения. Документ явно нуждается в доработке. «Согласно закону, — приводит пример Сергей Панков, — выбор поставщика определяется по количественным и прежде всего ценовым критериям. Эффективность размещения заказа рассматривается в основном с точки зрения экономии бюджетных средств в момент заключения контракта, при этом совершенно не учитывается совокупный экономический и качественный эффект от закупок товаров, работ и услуг».
Кроме того, закон не предусматривает изучение финансового состояния и технические возможности предприятий — участников госзаказа. Заказчик не вправе выбрать для себя поставщика, отвечающего необходимым требованиям. Только за два последних года 5 тыс. победителей торгов пополнили реестр недобросовестных поставщиков. Следовательно, речь идет минимум о пяти тысячах неисполненных либо незаключенных контрактов. И все это соответствует законодательству. Любой участник может принимать участие в торгах вне зависимости от того, способен он или нет выполнить контрактные условия. А сколько таких фирм-пиявок прошло с момента действия закона? Какова сумма убытков от подобной деятельности?
— В рамках концепции по внесению изменений в федеральный закон, которая активно обсуждается, — продолжает Сергей Панков, — мы сформулировали свои предложения. Они направлены губернатору с последующим рассмотрением в Федеральной антимонопольной службе России. В законе много пробелов и противоречий, которые необходимо устранить. Даже при проведении мероприятий контролирующими органами по одним и тем же закупкам территориальные и центральные структуры принимают подчас диаметрально противоположные решения. Это касается в первую очередь размещения заказа на сумму свыше 1 млрд рублей, когда автоматически подведомственный контроль передается центральному аппарату в Москве. И мы обязаны учитывать его мнение, несмотря, может быть, на совершенно разные подходы... Госконтроль должен быть единым.
Свой пакет предложений по усовершенствованию закона подготовила и Торгово-промышленная палата России. Александр Захаров, вице-президент палаты, считает важным, чтобы система госзакупок выступала в качестве мощного стимула для диверсификации российской экономики. А потому всем участникам необходимо ориентироваться на продвижение инновационного продукта.
«Обязательно следует утвердить участие независимых экспертных организаций на всех этапах жизненного цикла госзаказа — от подготовки документации до приемки продукции и выполнения гарантийных обязательств, — дополняет коллегу Сергей Харитонов, директор департамента деловой информации ТПП РФ. — Это, на наш взгляд, должно стать нормой закона».
300 млрд рублей размещено в виде госзаказов на территории Тюменской области
с начала действия федерального закона.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.