3 мая 2024     

Политика   

Убитая дорога

Много шуму. И чего?

Шуму наделала думская фракция ЛДПР. Еще в июне, накануне Дня России, югорские и тюменские либерал-демократы при поддержке регионального отделения Федерации автомобилистов России устроили по всей северной автономии митинги и пикеты. Более чем в десятке городов Югры оппозиционеры собирали подписи под обращением к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с призывом «заставить чиновников работать» и привести в нормальное состояние трассу, связывающую нефте- и газодобывающие районы с «большой землей». Подписали то воззвание свыше 10 тысяч северян.

Соколы Жириновского подготовили проект федерального закона о совершенствовании межбюджетных отношений, предусматривающего передачу части полномочий по ремонту федеральных дорог из центра в регионы. А за пару дней до июльского заседания окружной Думы либерал-демократы организовали круглый стол по обсуждению законодательной инициативы и поиску путей решения дорожных проблем, пригласив к разговору все заинтересованные стороны. На призыв откликнулся лишь заместитель начальника федерального управления автомобильных дорог «Урал» Сергей Осенков, специально прилетевший из Екатеринбурга. Все остальные ответственные товарищи, особенно из профильных департаментов правительства Югры, поостереглись появляться на мероприятии, организованном пусть и парламентской, но все же оппозиционной партией.

Либерал-демократы из парламентов Югры и Тюменской области, депутаты городских и районных Дум с жаром говорили об ужасающем состоянии дорог. Только на участке от Увата до Салыма с 2005 года в ДТП погибли 157 человек, число пострадавших перевалило за тысячу. А сколько машин убили здесь северяне, и вовсе не сосчитать! За один прошлый год количество ДТП из-за дефектов покрытия возросло на 66%!

Руководитель фракции ЛДПР в Думе Югры Владимир Сысоев, являющийся уполномоченным торгового представительства Республики Казахстан в Российской Федерации, рассказал об опыте соседей. Нурсултан Назарбаев еще четыре года назад сделал ставку на строительство практически вечных и идеально гладких дорог из бетона. Прокладывают их немцы и турки.

Уже сегодня от Астаны до Петропавловска и Алма-Аты пролегли настоящие четырехполосные автобаны с рекомендуемой скоростью движения 140 километров в час! Мы же продолжаем латать дыры.

— Состояние данного участка дороги не устраивает нас даже в большей мере, — заверил собравшихся Сергей Осенков, — поскольку как федеральный орган мы несем ответственность за бесперебойное и безопасное движение транспортных средств. Надо признать, что финансирование ежегодно увеличивается. В текущем году на ремонт и содержание дороги Тюмень — Ханты-Мансийск выделено 1,2 миллиарда рублей, что в пять раз превышает показатели 2006-го. На 2012 год в федеральном бюджете запланировано 1,5 миллиарда, а на 2013-й — уже 2,2 миллиарда рублей. Причем на дорогу от Увата до Салыма направлено нынче 212 миллионов рублей. Это позволит капитально отремонтировать участок с 553-го по 564-й километр и провести ямочный ремонт еще десяти аварийно-опасных участков. Безусловно, учитывая интенсивность движения, существующая трасса давно исчерпала возможности своего развития. Необходимы реконструкция и расширение коридора. Однако в федеральной целевой программе такого проекта нет. Соответствующие заявки мы делаем ежегодно, но не от нас все зависит.

Деньги — на ветер

Владимир Сысоев обратил внимание профессионального дорожника на качество работ. Во время недавнего автопробега от Нижневартовска до Салыма либерал-демократы насмотрелись на таджиков с лопатами, латающих дыры. От такого ямочного ремонта уже через неделю-другую не остается и следа. В результате сотни миллионов рублей из федерального бюджета вылетают на ветер. Вот и возникают у народа вечные вопросы: кто своровал все эти деньги и что делать?

— Пока определяющим критерием при выборе подрядчика является цена, качества никогда не будет! — восклицает Сергей Осенков. — Федеральный закон о госзакупках давно надо менять! Кстати, на Западе подрядчика отбирают по 12 критериям, включая создание рабочих мест. А у нас показатель один — низкая цена. Вот и побеждают фирмы, у которых зачастую ничего, кроме ручки, с собой нет. В этом году у нас выпадает 21 километр дороги, поскольку победитель оказался не в состоянии осуществить ремонт, а на новые торги времени нет. Соответственно, около 40 миллионов рублей на территорию Югры уже не попадут. Конечно, есть строительный контроль, но за всем не уследишь.

Владимир Сысоев предложил взять строительство дорог под общественный контроль. Активисты ЛДПР готовы фиксировать все нарушения и направлять фотографии в «Уралуправтодор». «Не возражаю против общественного контроля, — поддержал инициативу Сергей Осенков. — Особенно если он поможет повысить качество работ».

— А будет ли толк от нашей законодательной инициативы по софинансированию дорожного строительства из региональных бюджетов? — интересуется депутат Думы Югры Олег Дейнека.

— Чем больше будет денег, тем лучше, — убежден Сергей Осенков. — Мы поддержим любую инициативу независимо от партийной принадлежности инициаторов.

Ягоды-цветочки

«Участок от Увата до Салыма — это еще цветочки!» — развивает острейшую тему Александр Хильман, председатель комиссии по ЖКХ, промышленности и строительству Думы Советского района. Он крайне обеспокоен состоянием еще одной трассы, ведущей на Средний Урал и в Пермский край. Если бы ее покрыли асфальтом, то она помогла бы изрядно разгрузить дорогу на тюменский юг, поскольку стала бы для северян кратчайшим путем на запад нашей страны. Именно по ней сегодня доставляют продовольствие в Советский район. Но из-за того, что 70 километров этого долгостроя никто не обслуживает, издержки на доставку возрастают. За порванные покрышки, сломанные рессоры в конечном счете платит рядовой покупатель. «Этот участок, отсыпанный скалой, даже не грейдируют, — продолжает Александр Хильман. — Хотя бы раз в неделю грейдер ходил!»

По мнению Сергея Осенкова, губернаторы Югры и Свердловской области должны сесть за один стол и обо всем договориться. Это их компетенция. А уже после того, как дорогу от Ивделя до Советского сдадут в эксплуатацию, она перейдет в федеральную собственность. Владимир Сысоев предлагает подготовить соответствующее обращение на губернатора Свердловской области Александра Мишарина.

— Дискуссию из политического русла надо переводить в практическую плоскость, — подводит итоги круглого стола Владимир Сысоев, до недавних пор возглавлявший фракцию ЛДПР в Тюменской областной Думе, а до этого работавший директором областного департамента стратегического развития. — В областной Думе мы три года вели переписку с федеральными структурами, но ведомства зачастую даже не отвечали на запросы. Правительство области так и не смогло договориться с Федеральным дорожным агентством, чтобы то разрешило региону за собственные средства отремонтировать совершенно убитый участок. К слову, за прошлый год из бюджета Тюменской области на ремонт и строительство дорог регионального и межмуниципального значения направили 17,8 миллиарда рублей! А Федерация на ремонт и содержание своих трасс в Тюменской области (приплюсуйте к этому еще и Югру!) выделила сумму — в 30 раз меньше!

Фракция ЛДПР намерена в ближайшее время выступить еще с одной инициативой. Наказывать солидными штрафами чиновников, которые не отвечают на запросы и обращения депутатов. Кроме того, оппозиционеры предлагают губернаторам и партии власти объединить усилия. «Только сообща, без политической окраски, мы сможем решить многие проблемы!» — уверен Владимир Сысоев.

Вопрос нужно решать

Законодательная инициатива либерал-демократов никого не оставила равнодушным. В первый день о ней говорили на заседаниях профильных комитетов и партийных фракций, а во второй день — на самой Думе. В частности, на заседании фракции «Единой России» заместитель губернатора Александр Ким обратился к думскому большинству с предложением не поддерживать инициативу.

— Там два вопроса, которые реально существуют в рамках того законодательства, которое мы имеем, — постарался обрисовать картину Александр Ким. — Первый — право вкладывать средства бюджета автономного округа и муниципальных образований в федеральную собственность. Этот вопрос не решен до сих пор. Проблема есть. И на контакт, к сожалению, федеральные ведомства пока не идут. Второй вопрос в том, что по большому счету в федеральном бюджете серьезных денег нет. Кризис не закончился, мы до сих пор из него выходим. Да, вопрос сложный, его нужно решать. Но просьба к членам «Единой России» — не поддерживать инициативу. Правительство округа занимается этим вопросом очень плотно.

Данная просьба и стала определяющей в дальнейших прениях.

Десять тысяч. Много или мало?

Уже на заседании Думы Владимир Сысоев посетовал, что сотрудники профильного департамента правительства округа проигнорировали круглый стол. Хотя в его рамках можно было обменяться мнениями по решению застарелых проблем и выслушать приехавших из Екатеринбурга специалистов, которые содержат эти самые дороги. Специалисты говорят, что денег, заложенных в федеральном бюджете на ближайшие три года, не хватит для приведения дороги в нормативное состояние. Только если объединить усилия губернаторов Тюменской области, Югры и Ямала, сенаторов и депутатов Государственной Думы РФ от наших трех территорий, то, возможно, нам и удастся получить дополнительное финансирование. Передача части полномочий по ремонту федеральных дорог регионам является лишь одним из вариантов. А Олег Дейнека напомнил коллегам о соответствующем обращении к Президенту РФ, под которым либерал-демократы собрали свыше десяти тысяч подписей югорчан.

— Десять тысяч — это очень мало, — уточнил Павел Завальный, генеральный директор компании «Газпром трансгаз Югорск», заместитель руководителя думской фракции единороссов. — Вот если бы миллион собрали!

— Я поддерживаю Владимира Сысоева, что чиновники должны приходить, но не на политизированные мероприятия, — выказал позицию исполнительной власти первый заместитель губернатора Югры Илья Петров. — Вот если мы уберем всю политику, а до этого, к сожалению, это была политика, тогда будет спокойный диалог во благо. Что касается 10 тысяч подписей, то, я думаю, все депутаты за день-два соберут несколько десятков тысяч подписей по поводу того, что нужны детские садики, что нужны дороги от деревни до города, а это как раз полномочия регионов.

Депутат-единоросс Леонид Михалко, вместе с Владимиром Сысоевым работавший до недавнего времени в областной Думе, напомнил, что на тюменском юге неоднократно инициировали передачу полномочий по дорогам и памятникам архитектуры, которые находятся в ведении Федерации, но всякий раз получали из центра четкий отрицательный ответ. «Я сомневаюсь, что нас поддержат другие субъекты Федерации, — считает леонид Михалко. — У них нет денег даже на то, чтобы латать дороги в своих городах. Да и у нас во дворах ситуация не многим лучше. Вот где деньги региона должны использоваться!»

От дороги до тюрьмы

— Мне кажется, это очевидная вещь: мы не должны федеральные полномочия осуществлять из своего кармана, — в качестве арбитра выступил Дмитрий Мизгулин, президент Ханты-Мансийского банка, возглавляющий думский комитет по бюджету, финансам и налоговой политике. — У нас нет лишних денег. Мы платим зарплату бюджетникам, дополнительные пенсии, ремонтируем дороги в городах. А если придерживаться предложенной коллегами логики, то завтра мы может поставить вопрос, чтобы содержать тюрьмы и пожарную охрану, которых недофинансируют из федерального бюджета. Но, рекомендуя отклонить данный законопроект, мы должны поставить перед правительством округа задачу — активизировать работу по привлечению денег из федерального бюджета.

— Борис Сергеевич, — обращается к нынешнему председателю окружной Думы Борису Хохрякову депутат-единоросс Василий Сондыков, на протяжении десяти предыдущих лет стоявший во главе законодательного собрания Югры. — Этот вопрос действительно стоит очень остро, дорога нужна как воздух. В преддверии выборов мне пришлось объехать всю территорию, и на встречах избиратели постоянно спрашивали, когда наконец эта дорога будет отремонтирована. Людей не интересует, федеральная она, региональная или муниципальная… И мы должны эту дорогу поправить! Выходить на Ямал, поскольку ямальцы по этой дороге также активно передвигаются. Привлекать средства по программе «Сотрудничество». Давайте что-то делать! Иначе как мы пойдем на выборы в Государственную Думу? Как людям смотреть в глаза? За десять лет мы не можем решить один-единственный вопрос. Если не решить этот злободневный вопрос в летний период, то осенью говорить нам будет нечего!

— Мы все автомобилисты и видим проблемы, — отвечает Борис Хохряков. — Никто не говорит, что там все в идеальном порядке. Но каждый должен заниматься своим делом. Раз это кусок федеральной дороги, то и финансированием ее ремонта должна заниматься Федерация. В бюджете Югры лишних денег нет. Сегодня, когда тот же депутат Олег Дейнека поднимает вопрос о необходимости повышения зарплаты техническим работникам школ, а средств для этого в окружном бюджете нет, отрывать миллиарды рублей на ремонт федеральных дорог будет неправильно. Не вижу резона поддерживать такие предложения. Мы знаем, чем все это закончится. Если мы такой законопроект направим, то на территорию Югры просто перестанут выделять средства. И на этом все кончится.

Валентин Грипас, заместитель губернатора Югры, курирующий помимо всего прочего строительство дорог, постарался сбить накал страстей. «На этой неделе я уже был у председателя комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума, — проинформировал парламентариев чиновник. — Меня уверили, что работа по выделению средств на ремонт этой дороги будет продолжаться.

Более того, за счет федеральных источников будут строиться дороги в округе еще дополнительно. А у нас достаточно проблем по содержанию и ремонту своих дорог в муниципалитетах и поселениях, никакая Федерация финансировать их не будет. Поэтому я поддерживаю решение отклонить данный законопроект и привлекать средства Федерации, что мы и будем делать».

Поручение губернатора. Год спустя

— Мы все понимаем, какой тут замысел, какие цели и задачи, — делает далеко идущие выводы депутат от КПРФ Александр Смирнов. — Поэтому давайте ставить вопрос на голосование! И не будем превращать себя в этих товарищей!

Однако слово берет депутат от ЛДПР Евгений Марков, возглавлявший в правительстве Александра Филипенко департамент инвестиций, науки и технологий, а ныне председатель совета директоров лесопромышленного холдинга «Карсикко». Он напоминает чиновникам о поручении Натальи Комаровой во время ее первой командировки в Советский район. Речь тогда шла о передаче в федеральную собственность лесовозных дорог. Прошел год. «Смею вас заверить, что сегодня произошло хищение дорожных плит, которые некогда составляли основу этих дорог, на миллиард рублей», — добавляет депутат.

— Если было хищение, — реагирует Илья Петров, — то это вопрос правоохранительных органов.

— Этой проблемой занималась прокуратура и милиция, — вмешивается в диалог Павел Завальный. — Но если нет собственника, то нет и хищения. Надо сначала дороги принять на баланс!

— Правильно! — соглашается Евгений Марков. — И сделать это должны были чиновники! Тем более что существует соответствующее поручение губернатора.

Промежуточный отчет

Депутат из фракции «Единой России» Юрий Важенин, генеральный директор компании «Газпром переработка», напоминает о протокольном поручении думского комитета по бюджету: по осени заслушать промежуточный отчет правительства округа о ранее проделанной работе по привлечению федеральных средств. «Коль скоро этот вопрос волнует каждого второго, а то и более того, жителя Югры, считаю это необходимым, — настаивает депутат. — Мы должны знать, какая работа ведется сегодня и будет проведена завтра».

— И уже потом, по итогам доклада, принимать решение, каким образом поправлять эти дороги, — дополняет Павел Завальный.

— На совете Думы мы принципиально проговорили, что в сентябре выйдем с предложениями, чтобы закрепить в регламенте работы правительственный час, — подводит черту Борис Хохряков. — Те вопросы, которые вы ставите, мы сможем рассмотреть в рамках правительственного часа. Могу я ставить вопрос на голосование?

В ходе голосования законопроект, подготовленный фракцией ЛДПР, поддерживают 11 депутатов. Против — 22 депутата, двое воздержались. Предложение не проходит.

Чиновники могут наказать территории

Однако депутаты то и дело продолжали возвращаться к дорожной теме. Вот и единоросс Сергей Кандаков, председатель Совета директоров «Сургутгазстроя», во время отчета сенатора Виктора Пичугова о работе в совете Федерации вновь во всей остроте поставил данный вопрос. «Северная дорога на самом деле превратилась в дорогу смерти, — заявил народный избранник. — Хотелось бы, чтобы вы подключились и разобрались: почему Федерация не выполняет свои обязательства?! Налоги наша территория платит сполна. И рассчитывает на адекватную отдачу».

— Одна из основных, на мой взгляд, причин, почему затормозилась программа развития дорог в России, — откровенничает Виктор Пичугов, — в том, что победило мнение создания государственной корпорации «Росавтодор». Лично я относился к противникам данной идеи. Считаю, госкорпорация — это та структура, которая неподконтрольна сегодня никому, кроме администрации президента. В этом существуют определенные проблемы… А межбюджетные отношения — очень сложный процесс. Вы сами понимаете, как утверждаются эти программы. Целые группы людей работают на достижение конкретного результата. Любая самодеятельность члена Совета Федерации и депутата, работа вразрез с той политикой, которую проводит правительство, приведет лишь к раздражению и негативу. Чиновники могут наказать территорию! Поэтому работать нужно очень грамотно и корректно, имея согласованную позицию. Если будет определена концепция данной работы и мне дадут конкретное поручение, с удовольствием займусь этим. Но до тех пор, пока таких указаний не поступало, я бы коллегам посоветовал быть аккуратнее.

157 человек погибли на участке дороги Уват—Салым.

1,2 млрд рублей выделено на ремонт дороги Тюмень — Ханты-Мансийск.

Нравится

Статьи по теме

№117 (5325)
08.07.2011
Андрей Фатеев
Парламент Югры: место для дискуссий!
№103 (5311)
17.06.2011
Андрей Фатеев
Югра без нефти?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"