20 апреля 2021     

Экономика   

Хранители традиций тюменских корабелов

Полтора десятка лет — срок относительно небольшой, но за эти годы предприятие сумело добиться лидирующих позиций в тюменском кораблестроении: с его стапелей сошло уже более 300 судов различных классов и назначения. К примеру, буквально на днях состоялась торжественная церемония передачи 6 единиц флота представителям двух предприятий водных путей Республики Казахстан. Заказчики получили несколько специализированных речных судов: нефтеналивную баржу, баржу для обслуживания судоходной обстановки, судно для очистки русел рек и два скоростных катера. В ближайшие два-три года тюменские корабелы поставят в соседнюю республику еще 9 единиц флота.

— В 2006 году один из казах-ских партнеров при подписании первого контракта заметил: «Между Казахстаном и тюменскими судостроителями протянулась тоненькая ниточка». За эти годы «тоненькая ниточка» превратилась в мощный корабельный канат, — не без гордости заявил генеральный директор «Тюменьсудокомплекта» Юрий Злобин. — 15 лет назад, когда все только начиналось, нас было трое. Сейчас в коллективе три сотни высококвалифицированных специалистов-судостроителей. Из них 60 человек отдали предприятию более 10 лет, еще 100 человек имеют стаж работы от 5 до 10 лет. У нас сформировалась надежная команда единомышленников, и мы готовы выполнять самые сложные задачи. Сегодня предприятие твердо стоит на ногах, динамично развивается и имеет солидный пакет заказов. Благодаря прочным партнерским связям мы на своем предприятии даже не заметили мировой экономический кризис, не сократили ни одно рабочее место и ни разу не задержали зарплату нашим работникам.

— ОАО «Тюменьсудокомплект» — яркий пример того, как следует работать в рыночных условиях, — заявил вице-спикер регионального парламента, член фракции «Единая Россия» Сергей Холманский, поздравляя коллектив со знаменательным событием. — Я убедился в этом еще три года назад, когда депутаты Тюменской областной Думы изучали положение дел в судостроительном комплексе региона. Замечательно, что на предприятии сформировался надежный и высококвалифицированный коллектив. Я уверен, что со временем здесь сложатся целые трудовые династии тюменских корабелов.

От имени депутатов Тюменской областной Думы Сергей Холманский вручил ценный подарок и благодарственные письма наиболее отличившимся работникам.

Долгие годы Тюмень по праву считалась центром судостроения. В середине позапрошлого века именно здесь был спущен на воду первый сибирский пароход «Основа». В 1860-м в Тюмени открылся завод английских промышленников Гуллетов. А четыре года спустя в пригородной деревне Мыс купцом Игнатовым был заложен еще один судостроительный завод, со временем ставший крупнейшим от Волги до берегов Охотского моря: с его стапелей сошло свыше сотни различных пароходов, а также множество барж, катеров и шлюпок. На заводе был применен целый ряд уникальных для своего времени технологических новшеств. В частности, это было самое первое в городе электрифицированное предприятие. Для подготовки квалифицированных специалистов на территории завода было построено народное училище.

Третьим крупным судостроительным предприятием, основанным в Тюмени, стал завод, принадлежавший семье англичан Вардропперов.

До революции по рекам Обь-Иртышского бассейна ходило 191 паровое судно. 135 из них были построены в Тюмени.

В 1931 году в качестве филиала Балтийского завода была заложена Тюменская судоверфь, и тюменские корабелы стали производить продукцию для нужд военно-морского флота. В годы Великой Отечественной войны в Тюмень было эвакуировано несколько судостроительных заводов из Москвы, Ленинграда и различных областей Украины. Все эти предприятия были объединены на базе Тюменской судоверфи в тюменский завод № 639 Народного комиссариата судостроительной промышленности. Здесь выпускали торпедные катера, вспомогательные суда, понтоны…

В послевоенные годы предприятие перешло на выпуск мирной продукции. На протяжении полувека Тюменский судостроительный выпускал теплоходы и баржи, сухогрузы и буксиры, рефрижераторы, плавучие электростанции, буровые комплексы, нефтеналивные танкеры и другие суда. Однако с началом рыночных преобразований на производственном гиганте начался упадок. Летом 2006 года завод, находившийся на грани банкротства, купила группа компаний «Интегра». В настоящее время предприятие полностью отказалось от производства судов, переключившись на выпуск металлоконструкций для буровых.

Не лучшие времена переживает и судостроительно-судоремонтный завод.

Таким образом, ключевое место в этом сегменте региональной экономики сегодня занимает ОАО «Тюменьсудокомплект». Предприятие год от года уверенно наращивает объемы производства и расширяет партнерские связи в России и за ее пределами. Но стратегическим заказчиком тюменских корабелов является Ямало-Ненецкий автономный округ: на его долю приходится более половины всех заказов на постройку судов. По словам Юрия Злобина, взаимовыгодное сотрудничество налажено с «Сургутгазпромом», ОАО «Хантымансийскгеофизика» и другими предприятиями нефтегазового комплекса, которые благодаря тюменским корабелам обзавелись целыми флотилиями. Много судов строится и для рыболовецких предприятий Ямала.

— Мы уже оставили заметный след в автономном округе, — с удовлетворением заметил генеральный директор. — Сегодня на Ямале муксуна и другую ценную северную рыбу уже не морозят по старинке, в обычных рефрижераторах, а только на наших специально оборудованных судах, посредством шоковой заморозки.

— Наше плодотворное сотрудничество началось более десяти лет назад, в 1999 году, — подтвердил заместитель директора департамента агропромышленного комплекса ЯНАО Владимир Твердовский. — И с тех пор рыбодобывающая отрасль Ямала стала активно развиваться. Мы стабильно имеем добычу рыбы порядка 9400 тонн в год, и в этом немалая заслуга тюменских судостроителей, только за последние годы построивших для нас более 30 единиц самоходного и несамоходного флота. Наше сотрудничество отличает стабильность и надежность, и Ямал заинтересован в его укреплении.

Вслед за праздничными торжествами трудовой коллектив вновь ждет повседневная напряженная работа: сегодня предприятие загружено, что называется, на все сто. Отправив в плавание казахский флот, тюменские судостроители работают над модернизацией и переоборудованием уникального рефрижераторного промыслово-перерабатывающего судна, способного работать в самых суровых климатических условиях. Специалистам предстоит выполнить сложнейшие работы по монтажу судовых систем, дизель-генераторов и установке морозильных камер. По плану уже в сентябре корабль отправится в Карское море на ходовые испытания.

— Мы впервые получили подобный заказ, но уверены, что с поставленной задачей справимся: выполним все работы качественно и в назначенный срок, — заверил Юрий Злобин. — Помимо этого заказа у нас в портфеле еще несколько контрактов, заключенных с коллегами из Казахстана, согласно которым в 2012-2014 гг. мы должны спустить на воду еще девять судов различных классов и назначения. Буквально недавно на Ямале выиграли тендер на поставку судов по заказу департамента агропромышленного комплекса автономного округа. Этот заказ мы должны выполнить уже в нынешнем году. Только что получили известие о том, что нами выигран тендер в Красноярске на постройку небольшого судна, которое будет обслуживать Богучанское водохранилище. Впереди у нас много работы, и значит, есть уверенность в завтрашнем дне.

300 судов различных классов и назначения сошло со стапелей ОАО «Тюменьсудокомплект».

Нравится

Статьи по теме

№89 (5066)
27.05.2010
Андрей Решетов
День, когда корабелы бьют шампанское
№144 (4886)
18.08.2009
Ася Топоркова
«Сидоровск» спешит к рыбакам Ямала

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"