26 апреля 2024     

Общество   

Когда учитель свой человек

Creative, responsible, independent...

В этот день работаем здесь с коллегой «наблюдателями»: смотрим, слушаем, фиксируем, как проходит день учителя немецкого и английского языков Петра Агеева...

У входа в школу — строгий контроль: дежурный учитель регулирует «потоки» учеников. Они, как трудолюбивые пчелки, слетаются в свой «улей» на занятия.

— Кого-то ждете? Вам помочь? — заметив посторонних, интересуется дежурный.

— Мы к Петру Анатольевичу, — сообщаю и, воспользовавшись удобным случаем, спрашиваю:— Подскажите, как его узнать, мы общались только по телефону?

— Молодой, стройный, интеллигентный… Увидите — узнаете, не ошибетесь, — доброжелательно улыбается в ответ собеседник.

Действительно, увидели, узнали. Он вполне мог сойти за старшеклассника. Учителя в молодом человеке выдало уважительное обращение ребятни, задумчивый взгляд и… сочный галстук.

— Здравствуйте, пойдемте в 33-й кабинет, у меня сейчас там урок, — позвал за собой. Времени на детальное знакомство пока нет. До конца перемены — несколько минут.

— Смотрите, к Петру Анатольевичу «папарацция» пришла, — завидев моего коллегу с фотоаппаратом, озорной мальчуган на бегу разносит новость по коридору.

Парни, отдыхающие на диванчике, одобрительно кивают. Свое отношение к молодому учителю воспитанники школы уже высказали, поддержав его на конкурсе «Тюменский характер», который проходил в конце прошлого года. Петр Агеев победил в номинации «Доброе сердце», набрав 2835 голосов.

Признаться, сама невольно наблюдала за процессом. Мальчишки и девчонки перекидывались smsками, подсказывая друг другу название номинации, адрес сайта, где можно проголосовать за своего учителя. «Мама, он — классный! — коротко сообщил мне сын, выискивая на сайте нужную фамилию конкурсанта. — Позапрошлым летом Петр Анатольевич был воспитателем в нашем отряде. Чего мы только ни творили! Никто из учителей не мог с нами справиться. У него получилось. Как? Просто общался с нами на равных, не корчил из себя профессора».

В школе Петр известен не только как педагог, но и руководитель творческого объединения старшеклассников «Мы», один из авторов видеопередачи «ПрожекторСуперСемнашки». «И откуда только идеи берет?» Этот вопрос первым делом намеревалась задать при встрече.
А пока…

Мы подходим к двери нужного кабинета. Девчонки и мальчишки спешат занять свои места перед уроком. Звонок… Учитель здоровается с учениками на английском, уточняет дату и число, интересуется, у кого как дела. Не проходит и пяти минут — пятиклашки забывают о нас, увлекшись занятием. Урок идет по заранее продуманному сценарию. Ребята записывают, разучивают новые слова, выполняют упражнения. А мы оказываемся в театре одного актера. Мимика, жесты, интонации — все выдает в нашем герое увлечение сценой.

Посреди урока учитель предлагает всем встать и… размяться. Пришло время физкультминутки. Речитативом повторяя английский стишок, ученики старательно выполняют нехитрые движения. До звонка остается не так много. Самое время повторить новые слова, записать домашнее задание. А я ловлю себя на мысли, что в моей голове надолго застряли свежевыученные прилагательные creative, responsible, inde-pendent…

Почти как у Светлакова

После уроков в пятых классах у Агеева в расписании два окна. Теперь можно и пообщаться.

— В списке затеянных вами проектов столько наименований! Откуда идеи берете? — наконец задаю свой вопрос.

— Старшеклассники однажды предложили: давайте снимем передачу в духе «Прожекторперисхилтон», которую делают Светлаков, Ургант, Мартиросян и Цекало. Если интересно, почему бы и нет? Собрались, подискутировали на свободные темы, все это засняли на простой фотоаппарат, — отшучивается. — Потом смонтировали запись — для первого раза неплохо получилось. В следующий раз стали выбирать тему, прописывать реплики. На «You tube» выкладывали, до 500 просмотров в день бывало. Потом стали клипы делать, песни записывать. Увлекло. Мы уже сделали 11 выпусков своего «Прожектора». Устраивали презентации в актовом зале. Я обычно садился так, чтобы можно было наблюдать за зрителями. Энергетикой, идущей от них, захлестывало! Если дети тебя ненавидят, на следующий день обязательно будешь не в своей тарелке, ночью спать не сможешь, голова будет болеть — не до творчества. И наоборот, если к тебе с добром, такой мощный заряд получаешь!..

— Но ведь на этом не остановились. Газету выпускали… — напоминаю.

— Да. Ее долго делали. Как стенгазету вывешивали в школе, была интернет-версия, которую можно полистать на сайте школы. За один год столько материала накопилось: афиши, фотографии, песни… Записали все это на диск, раздали выпускникам.

— Сейчас названные проекты живы?

— Пока затихли. Я в аспирантуре учусь. Надо диссертацией заняться. Театральная студия действовала в первый год моей работы в школе. В будущем хочу ее реанимировать: мне интересна пантомима… Коли взялся за это, надо продолжать. Здорово, когда ребята на переменках подходят, делятся идеями. С такими учениками, в которых теплится творческий огонек, интересно общаться. Просто ищу себя в них. Я тоже пока учусь — и не знаю, сколько еще буду учиться…

— Будут ли силы бежать в таком ритме и дальше? Не боитесь выдохнуться на старте?

— Боюсь… — отвечает, всерьез задумавшись. — Не всякий может каждый день проводить суперуроки, фонтанировать творчеством. Такие есть — перед ними преклоняюсь. Если бы я только учительствовал, не знаю, сколько бы продержался. Всем советую помимо основной работы заняться чем-то еще, найти свою отдушину.

Поддержка для молодого учителя

Пока учился в Тобольском пединституте, он «светился» как мог: участвовал в студенческих конкурсах и фестивалях, работал на радио, руководил театральной студией… При этом в перерывах между выступлениями исхитрялся готовиться и сдавать зачеты и экзамены. Дипломированного учителя поджидала армейская служба. Но… случилась отсрочка.

— Однажды декан мне сказала: «Петь, тут приезжают директор департамента образования администрации Тюмени (в то время — Павел Владимирович Креков) и директор 17-й школы Вера Александровна Кулик. Сдашь экзамен — поедешь работать в Тюмень, по программе поддержки молодых специалистов. У парней — преимущество». Сходил на собеседование, рассказал о себе, спокойно сдавал госы и защищал дипломную работу. Среди лета мне позвонили из Тюмени: приезжай, оформляйся.

Он приехал — и с 2009-го учит тюменских мальчишек и девчонок азам немецкого и английского языков. Ему сразу дали большое поле для творчества. Недостатка в часах иностранного не было. А на следующий год молодому учителю доверили классное руководство. «Все бегал, прыгал со своими одиннадцатиклассниками, — снова отшутился. — Не скажу, что слишком сложно пришлось: они всего лишь на шесть лет моложе меня были».

— Воспринимали как старшего?

— Да. Но доля панибратства все равно была. Думаю, этого не избежать. Тем не менее до сих пор звонят, приходят. Если ученики помнят тебя, получив аттестат, это дорогого стоит.

Наблюдая со стороны, как молодой человек общается со школьниками, диву даешься. На переменках подойдут, пошепчутся по-свойски, а ты понимаешь: Петр Анатольевич для ребят — учитель и друг.

— С ним интересно, — сказала одна из семиклассниц. — Если что-то нужно, поможет, подскажет. Добрый он, понимающий… Откуда знаю? Летом, когда проходила отработку, довелось пообщаться. А в зимние каникулы он возил группу школьников, куда входила и я, в тур по Европе. Было весело, интересно, познавательно.

— Надо чаще себя вспоминать в юности — и поступки твоих учеников станут понятны, — поделился секретом учитель. — Бывает, сделаешь ребенку замечание, а про себя подумаешь: сколько раз тебе самому несколько лет назад это же говорили. Странички в дневнике краснели от замечаний…

Цепочка случайностей

Помню, в детстве и юности мечтала стать учителем. Получив аттестат, даже не сомневалась в том, что документы подам только в пединститут. Поступила, выучилась. Пришла работать в школу… Мечта разбилась вдребезги. В первый же год поняла: не мое. Каждая школа — суверенное государство со своими законами и порядками. Я не смогла вписаться в этот мир.

— Многое зависит от того, в какой коллектив попадешь сразу после института, — словно вторит моим мыслям собеседник. — Мне повезло. Рад, что начал работать именно в этой школе…

— Почему решили стать учителем?

— Я мог бы ответить правильно, как нужно: очень хотел, стремился… Если серьезно, это просто цепочка случайностей, стечение обстоятельств. Счастливое или нет, еще не определился. Мне всего 24 года, — уточнил. — В пединститут поступил, чтобы изучать язык предков. Мои родственники живут в Германии. Когда мне было одиннадцать, впервые побывал там и я. Тогда же для себя решил: буду учить немецкий. Надеюсь, однажды он станет таким же популярным, как сейчас английский.

— Кем себя ощущаете прежде всего: педагогом или воспитателем?

— Скорее воспитателем, — отвечает с ходу. — Я не отвожу себе роль великого языковеда. Важно, чтобы ученики выросли хорошими людьми. Школа для меня — ступень, на которой хочется задержаться.

— Первый урок помните?

— Конечно, — заверяет. — Очень эмоционально все прошло. Я тогда по максимуму выложился! Столько всего приготовил: интересные задания, иллюстративный материал… Дети и сейчас говорят при случае: «Петр Анатольевич! Мы все еще в шоке от того урока!» В институте, на практике, были всего лишь репетиции. Проведешь урок — потом его оцениваешь, анализируешь допущенные ошибки. А педагог уже тебе подсказывает: здесь поменьше эмоций, там меньше руками размахивай…

— Вы участвуете в различных конкурсах. Победы для вас многое значат?

— Как вам сказать… Видите, на моем левом плече сидит ангелочек Петя. Он говорит: «Слушай, ты молодец! В конкурсе 800 человек участвовали. Ты стал первым, сам видел, как росло число голосов…» Дьяволенок Петька, примостившийся на правом плече, возражает: «Потешил свое самолюбие. Ну и что?!» Не признаю избитого принципа: главное — участие. Нужно уметь вырывать победу, стремиться стать лучше. У меня есть плохая черта характера: если чего-то добился, хочу получить свой приз — доброе слово, похвалу. Вообще людей надо чаще хвалить, нести позитив окружающим. Пришел на работу, улыбнулся коллегам, ученикам — и день заладится и у них, и у тебя. В нашей профессии без коммуникабельности не обойтись. Не сидеть же одному в своей «коробке»!..

…Говорят, школа — второй дом, семья. В идеале она должна быть полной. Тогда и формирование личности происходит более естественно, без перекосов, уверяют психологи. Увы, сухая статистика неумолима: в современной школе работает не более 15% учителей-мужчин. Для сравнения: в конце XIX века (по данным Г. Фальборка и В. Чарнолуского, приведенным в монографии «Народное образование в России») — около 80%. Учительский труд (что особенно ценно!) приравнивался к государственной службе и оплачивался соответственно.

Как привлечь в школу представителей сильного пола? Статьи на эту тему бурно обсуждаются в Интернете. Среди предложений — увеличение зарплаты, принятие новых законов и программ, предусматривающих различные льготы… Нашему герою с программой повезло. Молодой человек, окончив пединститут, идет работать по профессии. Скорее исключение, нежели правило. Но, как знать, может, это первые ласточки, предвестницы грядущих перемен?.. Почему-то хочется верить, что ученые мужи от образования найдут выход из непростой ситуации — и со временем молодые люди, увлеченные, неравнодушные, перестанут быть редкостью в общеобразовательной школе…

2835 голосов набрал на конкурсе «Тюменский характер» учитель СОШ № 17 Петр Агеев, победитель в номинации «Доброе сердце».

Нравится

Комментарии к статье

Пархоменко Ольга: 20.02.2012 11:26
Петр Анатольевич очень талантливый, молодой и очень современный педагог! Огромная радость, что наших детей обучают такие по-настоящему интересные личности!

Статьи по теме

№20 (5462)
08.02.2012
Людмила Запрудина
Сердце не обманешь, или Главный экзамен Светланы Кадочниковой
№17 (5459)
02.02.2012
Елена Суслова
Классный учитель Тюмени

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"