26 апреля 2024     

Общество   

Как разговорить ребёнка

— Сыночка, скажи слово «гитара»!
— Тля! — произносит малыш двух с половиной лет.
— Ну почему же «тля», когда надо: «гитара». Посмотри еще раз, что это за инструмент?
— Тля!
Родительница горько вздыхает, ведь она сознательная мама и страстно желает, чтобы ее дитя вовремя заговорило на родном и понятном всем языке, а не каком-то своем, лепетном…

Проблема развития речи детей сегодня является одной из самых актуальных. Молчащие или «мычащие» детки встречаются очень часто, на каждой улице, в каждой песочнице каждого города или деревни…

Ученые выделяют множество причин задержки речевого развития, среди которых особенно серьезной считается педагогическая запущенность: когда с малышом попросту не занимаются или занимаются мало и без учета его потребностей и способностей.

Как родителю самому помочь своему чаду? Как разговорить ребенка? Этой теме был посвящен бесплатный практический семинар, который прошел на днях в Тюмени в Монтессори-студии «Познай-ка».

Слушатели имели возможность познакомиться с новейшими достижениями в области раннего обучения, получить практические рекомендации и советы по развитию речи детей, а также задать вопросы ведущим семинара — кандидату филологических наук Нине Кармацких и логопеду высшей категории Татьяне Ивановой.

Общеизвестно, что каждому возрасту присущи свои особенности речевого развития, однако для родителей как малышей, так и детишек-дошколят актуальной остается мысль о ежедневных занятиях, методичном и кропотливом труде. Нельзя просто ждать, когда ребенок заговорит сам, важно как можно раньше начать его «речевое пробуждение». Несомненно, в трудных случаях необходимо обращаться к логопедам, дефектологам, неврологам. Однако родители должны помнить о том, что они — первые учителя своих детей и сами могут добиться успехов в развитии собственного чада. Поддержать родительское самосознание — вот одна из просветительских целей прошедшего семинара. Некоторые рекомендации специалистов приводим ниже.

Одно из важных условий речевого развития — это погружение ребенка в полноценную языковую среду (родителям нужно очень много и активно общаться с малышом в быту, рассказывая ему обо всем, что его окружает, вызывая его на разговор, стимулируя просьбами, вопросами). Речь взрослого должна быть четкой, грамотной, интересной, вариативной (по темпу, ритму, громкости, интонации).

Необходимо предоставлять детям богатые и разнообразные внешние впечатления, отсутствие которых может привести не только к задержке речи, но и общего развития. Так, уже годовалого малыша можно начинать водить в музеи, кукольный театр, на различные экскурсии, в детскую библиотеку.

Родители как можно раньше должны привить ребенку любовь к книге, а также тщательно комплектовать библиотечку малыша. При рассматривании картинок особенно важно все время побуждать дитя к ответу, спрашивая: «Кто это?» «Где то-то, то-то?», уметь ждать, не сразу отвечать за него.

Несомненную помощь окажет и специальная литература по логопедии. Сегодня выходит множество различных популярных пособий, в которых родителям доступным способом предлагается самим стать тренером детской речи, используя всевозможные чистоговорки, звуковые зарядки, гимнастику языка, губ, щек и так далее.

Особое внимание следует уделять развитию мелкой моторики. Ученые-нейробиологи и психологи давно доказали: чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Давайте ребенку, под вашим присмотром, играть с пуговицами, прищепками, шнурочками, камешками и так далее, помогайте ему работать обеими руками.

Очень занятым родителям сложно успевать следить за комплексным развитием своего чада. И тут как раз на помощь может прийти студия Монтессори, в которой имеется особая развивающая среда. Здесь тщательно подобраны специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип. Так, матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтессори — учитывать такое свойство, как форма. Особое внимание уделяется чувственному восприятию: детишкам нравится трогать пуговички на развивающем коврике или слушать звуки, «заблудившись» в тактильной шторке. Имеются материалы, направленные на изучение цвета, формы, величины, на развитие мелкой моторики. Особый интерес вызывают игры, развивающие практические, жизненные навыки: умение пересыпать, переливать, помешивать ложкой, вытирать, подметать и т.д.

Важно, что ребенок в студии занимается сам (или вместе с мамой, если это совсем малыш), согласно своему природному ритму. Такой подход позволяет сохранять уравновешенное состояние, избегать перегрузок. И всегда ребята выходят из класса довольные, чувствуя собственную значимость, ведь они чего-то достигли, что-то у них получилось.

Важную роль играют 10-минутки в конце занятий, на которых деткам в общем кругу предлагается повторить за педагогом стишок, спеть песенку или потешку на развитие речевого слуха.

Руководитель студии «Познай-ка» Ирина Катина выявила интересную закономерность: детям, посещающим занятия по системе Марии Монтессори, помощь логопеда не требуется, они без проблем и своевременно овладевают родным языком.

Семинар вызвал большой резонанс, и организаторы решили удовлетворить желание публики, которая не успела принять в нем участие. Повторные семинары на тему «Как разговорить ребенка» будут проведены в Монтессори-студии «Познай-ка» 18 мая (по адресу: ул.С-Щедрина, 57, к.1) и 23 мая (по адресу: ул.Ямская, 77, корп. 2, к. 4).

Именно родитель открывает ребенку мир, и никто не сделает ваше чадо развитым настолько, насколько это способны сделать вы!

Нельзя просто ждать, когда ребенок заговорит сам, важно как можно раньше начать его «речевое пробуждение».

Нравится

Статьи по теме

№47 (5489)
23.03.2012
Елена Суслова
В школу — за знаниями, из школы — с болезнью?
№42 (5484)
16.03.2012
Александра Бучинская
Можно ли вырваться из сиротского круга?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"