29 марта 2024     

Общество   

Простые правила энергосбережения

Конечно же, так называемые поведенческие мероприятия по энергосбережению в учреждениях социальной сферы идут параллельно с теми, что прописаны в Федеральном законе № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Так, например, приборами учета холодного и горячего водоснабжения, а также теплоэнергии сегодня оснащены 100% тюменских школ и детских садов.

Причем для контроля над потреблением тепловой энергии в учреждениях установлен комплекс оборудования, получивший название «тепловой узел учета» — это, как говорят специалисты, основной шаг по обеспечению энергосберегающих мероприятий. Тепловой узел позволяет дать информацию о фактическом потреблении энергоресурсов и осуществлять расчет между поставщиком и потребителем по показаниям приборов. Кроме того, он позволяет фиксировать фактическое потребление тепла, расход теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, позволяет определять, соответствуют ли параметры теплоносителя (давление, температура) нормативным значениям, отслеживать их изменения. С помощью узла учета тепла проводят автоматическую самодиагностику и отслеживают малейшие нарушения в работе системы отопления и горячего водоснабжения, а также не допускают стороннего вмешательства в процессы учета тепловой энергии и расхода.

Кроме того, старые лампы накаливания сменили энергосберегающие светодиодные, которые экономят до 95% электроэнергии (за 10 часов работы такая лампа тратит столько же энергии, сколько лампа накаливания за 1 час).

Теперь каждое учреждение имеет свою программу по повышению энергетической эффективности. По словам ведущего инженера отдела жизнеобеспечения образовательных учреждений городского департамента образования Евгения Катаны, завершился и этап энергообследования. Сегодня образовательные учреждения находятся в ожидании своих энергопаспортов, которые разрабатываются в инновационном центре Сколково. Затем школам и детсадам предстоит заключить договор с энергосервисными компаниями, которые и внедрят в жизнь рекомендации и бизнес-план ведущих специалистов.

Евгений Григорьевич добавляет: «Энергосберегающие технологии внедряются и при проведении капитального ремонта школ или детских садов, производится утепление фасадов, кровель, смена оконных блоков и тому подобное».

Назвать конкретную цифру экономии в городском департаменте образования пока не могут: во-первых, ежегодно добавляются новые учреждения образования. Во-вторых, укрупняются имеющиеся (например, в детских садах увеличиваются группы). Но совершенно очевидно одно: «Ежегодная экономия ресурсов, предусмотренная Федеральным законом № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в 3%, у нас имеется».

О небольшой пока экономии говорят в школах и детских садах. Заведующая детсадом № 49 Татьяна Королева рассказала, что, установив приборы учета и заменив старые лампы накаливания на энергоэффективные, работники стали следить за потреблением электроэнергии: «Выходят дети на прогулку — мы обязательно выключаем свет, раньше не акцентировали на этом внимание». Татьяна Юрьевна надеется, что после капитального ремонта (зданию садика 51 год) эффективность экономии станет намного выше.

«Энергосберегающие технологии мы начали внедрять по-особому: проводили планомерные беседы с персоналом, чтобы изменить в первую очередь свой менталитет, свое отношение к потребляемым ресурсам, — рассказывает Елена Каковкина, заведующая детсадом № 137. — Если раньше я постоянно наблюдала свет в пустых раздевалках, то теперь в помещениях, где нет детей, мы всегда выключаем электричество. Научились экономить и нянечки: прежде они не ждали, пока горячая вода поднимется с первого этажа на второй — включали кран и пропускали воду. Сегодня у нас вода просто так не бежит. Мы пошли дальше: заменили стиральные машины с пятикилограммовой загрузкой на более экономичные восьмикилограммовые. Под наблюдением и электроэнергия на кухне. Конечно, как и во всех садиках, заменили лампы, окна, двери, установили доводчики. Все наши усилия даром не прошли — мы почувствовали экономию».

Кстати, только на таком бережном отношении со стороны потребителя (увидел оставленный включенным свет — выключи его, увидел не закрученный до конца кран — закрути) можно сэкономить до 5% энергии (в противном случае теряется до 40% ресурсов).

В школе № 21 за энергосбережение отвечает заместитель директора по административно-хозяйственной части Татьяна Бочкарева (по программе в каждом учреждении должен быть ответственный за энергосбережение). На то, чтобы вспомнить все мероприятия по энергосбережению, ей не нужно ни минуты: в светлое время суток лампы зря не горят, благодаря доводчикам на дверях, евроокнам и пропускной системе (праздного хождения в школе не наблюдается, двери зря не открываются-закрываются) тепло из стен школы не уходит, на эту же задачу работает и обогреватель в тамбуре, новые радиаторы с хорошей теплоотдачей. Экономия имеет место.

Оглядывая свое хозяйство, Татьяна Валентиновна признается, что для более эффективной работы по экономии ресурсов ей не хватает надежных партнеров в лице компаний, которые занимаются обслуживанием приборов: «Эти компании — частные, их основная задача — заработать деньги. В итоге они не просто недобросовестно относятся к своим обязанностям, а чинят препятствия, чтобы я снова и снова обращалась за их помощью, каждый раз выкладывая энную сумму. Если бы мы работали с бюджетными организациями, думаю, ситуация была бы получше».

Эксперты отмечают, что в соответствии с положениями федерального закона об энергосбережении № 261-ФЗ для таких ситуаций предусмотрен механизм энергосервисного договора (контракта). Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Таким образом, закладывается новый механизм ведения бизнеса — бизнеса на экономии. По сути это когда инвестиции по контракту направляются на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а возврат осуществляется за счет достигнутой экономии энергетических ресурсов. Успех заключается в применении оптимальных и современных энергосберегающих технологий, а также в продуманных инженерных решениях, что, в свою очередь, повышает и качество жизни в целом. Важно понимать, обращают внимание эксперты, что при таком механизме соблюдаются обоюдные интересы сторон. Заказчик получает современные энергосберегающие инженерные решения за счет исполнителя, а исполнитель получает возврат вложенных средств за счет реально достигнутой экономии.

Кроме мероприятий, предусмотренных законодательством, в тюменских школах реализуется программа энерговоспитания школьников: ребят знакомят с таким предметом, как энергосбережение, рассказывают об основных принципах энергоэффективной политики.

В формате игры ученикам предлагают задуматься: так ли просто переоценить свое поведение в свете энергосбережения? Ребята вспоминают, что не выключают свет, выходя из комнаты, не закрывают кран, когда чистят зубы, оставляют работающим телевизор, который никто не смотрит. Благодаря энергоурокам школьники теперь знают, сколько воды утекает в течение трех минут. Оказывается, 45 литров! А чтобы наполнить ванну, необходимо 150 литров!.. Приходя домой, мальчишки и девчонки пытаются жить по новым правилам, приучают к экономии домочадцев.

Оценивая в целом интеграцию программ по энергосбережению в образовательные учреждения, в департаменте городского хозяйства администрации Тюмени отмечают недостаточный уровень профессиональной подготовки ответственных, которые курируют мероприятия по энергосбережению: «Понятно, что чаще всего это завхозы, у которых порой нет технического образования. Поэтому им не хватает технических знаний, они недостаточно четко понимают, какими путями возможно достичь эффекта энергосбережения. Внедряя политику энергосбережения, администрация города провела специальные обучающие курсы для ответственных. Но, видимо, для современного этапа необходимо повторить обучение».

Нравится

Статьи по теме

№178 (5386)
08.10.2011
Геннадий Иванов
Дмитрий Медведев: «Об энергосбережении нужно говорить каждый день»
№161 (5369)
14.09.2011
Людмила Запрудина
Энергосбережение: какую лампочку выбрать?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"