19 апреля 2024     

Экономика   

Долгий путь к трудной нефти

ТНК-ВР уже третий год подряд проводит технологические форумы. Самый первый из них состоялся в Тюмени. В декабре 2010-го вместе с партнёрами из «Schlumberger», «Weatherford», «Baker Hughes» и «Halliburton» нефтяной компании удалось наметить первоочередные технологические задачи, в том числе по разработке зрелых и развитию новых месторождений, а также повышению эффективности геологоразведки. И вот на минувшей неделе ТНК-ВР созвала в Тюмени региональный технологический форум, чтобы сверить шаги на пути к трудной нефти.

Забытый патефон

Фрэнсис Соммер, старший вице-президент «ТНК-ВР» по производству и технологиям, сразу же перечислил очевидные для всех собравшихся в зале проблемы: эффективность традиционных технологий постепенно снижается, затраты на подъём нефти растут, падение добычи становится устойчивым трендом. «Что может нам помочь? — озадачил коллег профессиональный нефтяник. — То, что государство понимает проблемы и пытается мотивировать нефтяные компании на добычу трудноизвлекаемых запасов. Ведь основная проблема заключается вовсе не в отсутствии запасов, а в том, что при существующем в России налоговом режиме баррели даются всё сложнее».

Впрочем, Фрэнсис Соммер настроен оптимистично: технологии не стоят на месте. Ну кто сегодня из молодых подозревает о существовании патефона? На смену привычным, казалось бы, пластинкам, катушкам с плёнкой, кассетам пришла музыка в формате MP3. Также и в нефтянке. Бурение в США горизонтальных скважин с многостадийным гидроразрывом пласта (а это посложнее будет стыковки космических кораблей) позволило, например, открыть доступ даже к сланцевой нефти. Теперь после продолжительного спада Америка уверенно наращивает добычу. ТНК-ВР активно внедряет эту технологию, в том числе на так называемых низкопроницаемых рябчиковых пластах Самотлора. На очереди ещё целый ряд пилотных проектов. Задача лишь в том, чтобы «подогнать» технологию под конкретное месторождение.

— За прошлый год мы инвестировали в новые технологии 300 миллионов долларов, в этом — 400 миллионов, — подсчитывает затраты Фрэнсис Соммер. — Благодаря применению новых технологий мы сократили темпы падения добычи на зрелых месторождениях с 7% в прошлом году до 5,5% в этом, дополнительно получив 1,5 миллиона тонн нефти. Думаю, пройдёт ещё несколько лет, прежде чем мы увидим полную отдачу от внедрения новых методов и геолого-технических мероприятий.

Бег с препятствиями

— На какие технологии сделать ставку, в каком направлении должны мы бежать? — задаётся вопросом Михаил Слободин, исполнительный вице-президент ТНК-ВР по газу и электроснабжению. — Мы не можем распыляться и бежать во всех направлениях. Нам просто не хватит ресурсов, ни финансовых, ни человеческих. Мы сейчас обсуждаем в компании набор технологий, на чём сконцентрироваться в ближайшие 7-10 лет, и окончательную точку здесь должны будем поставить в начале следующего года. Компания обладает колоссальными запасами и ресурсами, наша задача — использовать те технологии, которые позволят нам с наименьшими затратами добыть нефть из земли.

Думая о новых технологиях, уверен докладчик, не стоит забывать о стратегических вызовах. Главный из них — мировые цены и та маржа, которую компания получает от продажи углеводородов. Если добыча не будет приносить доходов, то такая нефть никому не будет нужна. На среднесрочную и долгосрочную перспективу нефтяники прогнозируют устойчивый уровень поддержки в районе $80-$90 за баррель. Поскольку бюджеты и внутренняя экономика Арабских Эмиратов, Ливии, Саудовской Аравии, целого ряда других нефтедобывающих государств сбалансированы именно на этом уровне. Впрочем, аналитики не исключают временного падения цен и до $60-$80 за баррель. ТНК-ВР подготовилась к любому повороту событий, разработав три сценария развития — при $60, $85-$90 и $110-$120 за баррель, и подобрав под каждый сценарий набор действий, которые обеспечат компании финансовую устойчивость. Здесь и жёсткий контроль эффективности капитальных вложений, и отчуждение непрофильных активов, и создание партнёрств по крупным проектам.

Не менее серьёзный вызов — дефицит кадров. В России он обусловлен депрессивным состоянием отрасли на протяжении шальных 1990-х, а в развитых странах дал знать о себе массовый отток талант-ливой молодёжи в новые отрасли, в том числе IT-индустрию. «В ближайшие 20 лет мы столкнёмся с глобальным дефицитом инженеров, обладающих серьёзным опытом, — делает вывод Михаил Слободин. — На этом фоне кардинально возрастает влияние человеческого фактора, цена ошибки достигает астрономических величин и представляет угрозу жизнедеятельности целой компании. «ВР» из-за аварии в Мексиканском заливе потеряла 30 миллиардов долларов и едва не стала объектом поглощения. «Chevron» прошлой осенью из-за аварии в Бразилии выплатил 11 миллиардов долларов, а «Total» нынешней весной из-за аварии в Северном море — 3,1 миллиарда».

Ещё один вызов — набирающая силу гонка инвестиционных программ. Для подрядчиков это безусловный плюс. Зато самим нефтяникам она грозит существенной инфляцией затрат и риском падения качества услуг, поскольку объёмы растут, а специалистов больше не становится.

— В ближайшие три года мы должны сделать существенный шаг вперёд по реализации крупных проектов и внедрению новых технологий, в том числе на трудноизвлекаемых запасах, — формулирует задачи Михаил Слободин. — Готовы ли мы к этому? Большой вопрос, который мы обсуждаем внутри компании. При правильной концентрации усилий, верных кадровых решениях, дисциплине мы обязательно сделаем этот шаг. У компании светлое будущее, я в это верю!

Путешествие во времени

Олег Чемезов, вице-президент «ТНК-ВР Менеджмент», особое внимание обратил на экономическую целесообразность реализуемых проектов. «Если бы в 2004-м наша компания и правительство Тюменской области не подписали соглашение, то Уватского проекта просто не было бы, — заверяет топ-менеджер. — Благодаря нашему взаимодействию, благодаря льготам по региональным налогам на прибыль и имущество на Увате сегодня работает более тысячи человек, мы добываем уже свыше 7 миллионов тонн нефти в год, а тюменские подрядчики получают заказов примерно на 10 миллиардов рублей».

Юрий Масалкин, генеральный директор «ТНК-Уват», подтверждает: в Уватском районе открыто 30 месторождений, но при существующей системе налогообложения 90% запасов не могут быть вовлечены в разработку. Необходимы налоговые послабления со стороны федерального правительства. «Это такое длинное путешествие — нас и государства, — рассуждает нефтяной генерал. — Если мы будем находить взаимовыгодные точки соприкосновения, то постоянно будем наращивать ресурсную базу, вовлекать новые месторождения в разработку и увеличивать добычу на Уватском проекте. Более того, я уверен, со временем появятся новые технологии, и мы сможем извлекать те запасы, которые обходим сегодня стороной, поскольку не знаем, как поднять их на поверхность».

Разделяя риски…

— Тема трудноизвлекаемых запасов для нашей компании стратегическая, — заверяет Олег Михайлов, вице-президент «ТНК-ВР» по производственной деятельности и управлению активами. — У нас огромный портфель зрелых месторождений, поддержание добычи на которых напрямую зависит от извлечения запасов, оставшихся после отработки основных пластов Самотлора, Красноленинского свода, Северного Варьёгана… В прошлом году мы провели анализ балансовых запасов и выделили примерно 1,5 миллиарда тонн трудноизвлекамых запасов, разработка которых при существующих технологиях и текущем фискальном режиме экономически неэффективна. Мы наметили 7 приоритетных объектов и начали поиск технологий, которые повысят эффективность разработки. Сфокусировались на многостадийном гидроразрыве пласта в горизонтальных скважинах, управлении заводнением, ограничении водопритока. Параллельно начали диалог с профильными министерствами по обоснованию налоговых льгот для различных типов месторождений.

Одновременно ТНК-ВР кардинально пересматривает взаимоотношения с подрядчиками. От былой закупки услуг по минимальной цене компания переходит к широко распространённой на Западе схеме разделения коммерческих и технологических рисков, когда подрядчик берёт на себя ответственность за результат и получает вознаграждение, зависящее от результата.

— Первый такой проект по схеме разделения рисков осуществляется с «Schlumberger» на Северо-Хохряковском месторождении, — делится опытом генеральный директор «Варьёганнефтегаза» Сергей Караваев. — Это практически нетронутое месторождение с извлекаемыми запасами в 50 миллионов тонн. При существующих технологиях его разработка была нерентабельна. Проект предусматривает бурение 22 скважин с горизонтальным окончанием ствола и проведением многостадийного гидроразрыва пласта. Применение данной технологии позволит ввести данное месторождение в промышленную разработку в ближайшее время. Специалисты «Schlumberger» предложили нам также ряд совместных проектов по реанимации Северо-Варьёганского месторождения, где простаивает более тысячи скважин, по извлечению высоковязкой нефти.

Ещё один проект по схеме разделения рисков разрабатывается совместно с «Halliburton» для Тюменской свиты Ем-Ёганского месторождения. «В случае успешной реализации проекта, — раскрывает детали генеральный директор «ТНК-Нягань» Евгений Лапшин, — мы надеемся на получение дополнительно более 30 миллионов тонн нефти за 20 лет. А всего у нас здесь около 170 миллионов тонн запасов. Но надо понимать, что даже успешная реализация дорогостоящей технологии не гарантирует экономически эффективного извлечения запасов. Чрезвычайно важен второй элемент — получение дополнительных налоговых стимулов. Мы направили проект в Минэнерго для получения адресной налоговой льготы в размере 50% от базовой ставки НДПИ. Необходимо задействовать весь инструментарий, чтобы понять, насколько эффективно можно сегодня извлекать запасы данной категории».

Мозговой штурм

В первый день форума представители «ВР», «IRIS», «Beicip-Franlab», «Ryder Scott», «Schlumberger», «Accenture», «Saskatchewan Research Counsil» и SPE рассказывали о термических, химических и микробиологических методах увеличения нефтеотдачи, технологиях заводнения, поочерёдной закачки воды и газа, а также многостадийного гидроразрыва пласта. Делились с российскими коллегами опытом применения новейших технологий на месторождениях Аляски и норвежского континентального шельфа… Во второй день ведущие специалисты дочерних предприятий ТНК-ВР разбились по группам, устроив вместе с зарубежными экспертами мозговой штурм для коллективного поиска наиболее эффективных технологических решений. Но едва ли не самое главное, работники ТНК-ВР получили на форуме редкий шанс неформально пообщаться с лучшими специалистами отрасли, из первых уст узнав о новейших разработках.

Как признался Евгений Задорожный, генеральный директор «ТНК-Нижневартовск», именно на первом технологическом форуме в Тюмени он детально ознакомился с технологией многостадийного гидроразрыва пласта. Тогда же с подачи «Baker Hughes» этот инновационный метод опробовали в Нижневартовском регионе, стабилизировав тем самым добычу. Сегодня новейшая технология получила распространение и на других добывающих предприятиях компании.

Следующий шаг на пути к трудной нефти — создание в Тюмени к середине следующего года хаба, который объединит технологические службы ТНК-ВР, включая Тюменский нефтяной научный центр и Центр экспертной поддержки и технического развития компании. По замыслу Фрэнсиса Соммера этот хаб позволит сосредоточить в одном месте все работы над новыми технологиями, обеспечив вовлечение в разработку сложных запасов и увеличив нефтеотдачу.

Олег Чемезов: «Если бы в 2004-м ТНК-ВР и правительство Тюменской области не подписали соглашение, то Уватского проекта просто не было бы. Благодаря нашему взаимодействию на Увате сегодня работает более тысячи человек, мы добываем свыше 7 миллио-нов тонн нефти в год, а тюменские подрядчики получают заказов примерно на 10 миллиардов рублей».

Основная проблема заключается вовсе не в отсутствии запасов, а в том, что при существующем в России налоговом режиме баррели даются всё сложнее.

                                                                                                                Фрэнсис Соммер.

Нравится

Статьи по теме

№168 (5610)
21.09.2012
Андрей Фатеев
Цена на нефть? Есть проблемы потяжелее
№148 (5590)
24.08.2012
Андрей Фатеев
Мы живём не только для того, чтобы нефть добывать

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"