29 марта 2024     

Общество   

Оптимисты поневоле

К сожалению, иногда бывает наоборот. Мама не узнаёт на улице свою дочь. Отец забывает о том, что где-то живёт его сын. Почему так происходит? Вряд ли кто-то найдет точный ответ на этот вопрос. Зато о том, что чувствуют ребятишки, оставленные родителями, доподлинно знает семья Малаховых. Первая новоуренгойская приёмная семья.

Трудное детство никогда не кончается. Даже когда жизнь вроде начинает налаживаться. Новые препятствия появляются быстро. Детям, попавшим в нелёгкую жизненную ситуацию, нужен добрый — в прямом смысле этого слова — помощник, который укажет дорогу в лабиринте неразрешимых для ребенка вопросов.

Таким помощником для обездоленной детворы стала Галина Малахова, воспитательница Социально-реабилитационного центра “Садко”. Однажды они вместе с мужем Владимиром решились на серьёзный поступок — вновь стать родителями…

Временные родители

История семьи Малаховых мало чем отличается от множества других житейских историй того времени. Комсомольская путёвка на Всесоюзную северную стройку в конце 80-х. Размеренная жизнь в вахтовом посёлке. Старшую двухгодовалую дочь привезли с собой. В 1988-м родился сын. Общепринятых воспоминаний о романтике тех времён Галина Николаевна сторонится: никогда не было ощущения лёгкости бытия в суровом северном краю. Каждый день — кадр за кадром! — сменял предыдущий. Шло время. И тут жизнь изменилась в корне…

— В первом в Новом Уренгое детском саду проработала воспитателем 13 лет, — вспоминает Галина Николаевна. — Потом была череда других садиков. И вдруг поступило предложение попробовать свои силы в семейно-воспитательной группе центра “Садко”. Было, конечно, одно “но”. Мы жили в посёлке Уралец: деревянный дом, четырёхкомнатная квартира. А по правилам детишек мы должны были принимать у себя. Но с мужем мы к решению пришли легко. Нам передали сразу трёх ребятишек, которых мы расселили по двум комнатам. Родные дети воспринимали “новичков” хорошо. А я, помню, чувствовала только одно: как дико и непонятно — отдать свою родную кровь в детский дом…

Можно назвать тебя мамой?

…Поначалу ей морально было тяжело работать. Но жалостью делу не поможешь. Когда в группу приходили дети из “Садко”, они отказывались от еды, капризничали. Галина Николаевна переживала, думала, делает что-то неправильно. Оказалось, они такой пищи просто никогда не видели.

“Можно называть тебя мамой?” Были малыши, которые задавали ей этот вопрос решительно и настойчиво. Она думала: вот исполнится им 18 лет, пойдут искать своих родителей. Что бы ни думали о них, каких обид ни таили бы в сердце — все равно будут искать. А что будет, если найдут?

Со временем приёмная мама научилась сдерживать чувства. Но иногда бывало так невыносимо, что сердце болело физически. Галина Николаевна до сих пор вспоминает девочку из Коротчаево. Тогда она ходила в первый класс. Попав в семейно-воспитательную группу из приюта, никого к себе не подпускала. Наконец “спрятала иголки”, начала хорошо учиться и общаться со сверстниками.

Пробыла малышка во временной семье всего полтора месяца. Объявился папа. Такой вот папа, которого девочка не помнит: бросил её совсем маленькой. Прошли годы. У него уже другая семья. Тогда восьмилетний ребёнок задал временной маме взрослый вопрос: “Галина Николаевна, а как бы вы поступили, если бы за вами приехал папа, а вы его не помните?” “Родной человек ближе чужого… Папа есть папа”, — постаралась объяснить Галина Малахова. Но девочка очень боялась снова быть брошенной. В новую семью она “не влилась”. Опекунство над девочкой оформила сестра горе-отца.

И вновь она с горечью размышляла: как, на каком витке судьбы кровные узы становятся “неважными”, не главными? На какие замки и засовы закрывается человеческое сердце, если он может спокойно жить, ходить на работу, есть, пить… И знать, что где-то далеко — а может, поблизости — живет твое дитя. Живет или выживает. И ты, мать, и ты, отец, в данный момент не знаете: голоден ваш ребенок или сыт? Одет ли? Обут ли? И что делает сейчас: решает трудную задачку по арифметике, плачет втихомолку в интернатской спальне — или “тусуется” в заброшенном подвале? Среди таких же, как он — брошенных.

Микрорайон Оптимистов

— Семь лет назад, когда мы ещё жили в Уральце, — рассказывает моя собеседница, — к нам поступили брат и сестра — восьмилетняя Люба и десятилетний Женя. Их мама была лишена родительских прав. Папу ни разу не видели. Через какое-то время, посоветовавшись с мужем, решила оформить над ребятишками опекунство.

Четыре года назад администрация Нового Уренгоя выделила четыре квартиры для семейно-воспитательных групп в микрорайоне Оптимистов.

Малахова рассуждает, кажется, сама для себя:

— Переезжать не хотелось. Свой дом — это свой дом… До совершеннолетия Люба и Женя — наши дети. А потом они решат — уйти или жить с нами. У нас есть официальное удостоверение, что мы их опекуны. Мы и не претендуем на то, чтобы они называли нас “мамой” и “папой”. Понимаете, у ребят в сердце всё равно остаются настоящие родители, какими бы они ни были. Только мы им сейчас, выходит, нужнее…

Галина Николаевна признаётся, что не представляет, как можно воспитывать больше двух приёмных детей. Даже для одного чада необходимо создать максимум условий, чтобы ему было комфортно. Впрочем, если бы довелось решиться на большее… Есть очень мудрые слова: не обязательно любить чужих детей — их нужно уважать.

И это, может быть, даже точнее, правдивее. Любовь — если она на словах — рядится порой в красивые слова, в добрые намерения. Она сентиментальна… и ненадежна. Столкнется с трудностью — и улетит. Любишь — не любишь… А вот когда человек, не рассуждая о высоких чувствах, без лишних слов берет на себя ответственность за чужую судьбу — это о многом говорит.

А Люба и Женя в семье Малаховых чувствуют себя как дома.

В группах на Оптимистов находятся ещё двое четырёхлетних мальчишек. Галина Николаевна объясняет малышам, что они приехали в гости. Родители всё равно вернутся и будут рядом. У одного из мальчиков — молодая мама, которая живёт в Коротчаево. Типичная история: родила в 17 лет. Муж ушёл. Надо устраиваться на работу, а ребёнка оставить не с кем. Несмотря на все эти передряги, малыш хорошо воспитан.

Чтобы диалог получился

Женя отпраздновал своё 18-летие. Парень очень ждал совершеннолетия, потому что стремится к самостоятельности. Люба, наоборот, уходить из приёмной семьи не хочет. В быту, говорит приемная мама, на ребят можно положиться во всём. Посидеть с младшими подопечными или помочь по домашнему хозяйству для них не составляет труда.

Малаховы участвовали в городском конкурсе “Приёмная семья”, заняли первое место. Отдел опеки и попечительства управления образования отправил документы приёмной семьи Малаховых на аналогичный конкурс окружного масштаба. Чему они учат детей? Быть активными. В прошлом году Женя поступил в профессиональное училище №12. Люба летом впервые трудилась в одной из городских организаций. Галина Николаевна с мужем подсказывают им, как распоряжаться деньгами, как правильно обращаться за помощью. Ребятам предстоит долгий жизненный путь. Не на все вопросы найдены ответы. Но всё придёт со временем…

— Мы постоянно разговариваем с ними о настоящих родителях, —продолжает Галина Малахова. — А знаете, почему? Дети не должны повторять их ошибок. Мне кажется, встреча с их родными людьми когда-нибудь произойдёт. Может, маме или папе нужна будет рука помощи… А они, конечно, по-разному на это реагируют. Женя не хочет обсуждать личное. Люба же твердит, что не желает с ними встречаться. Говорит — диалога не получится.

Галина Николаевна понимает: трудно приёмным ребятишкам. Ведь жить им приходится по новым правилам. Правила — мягко сказано. Целый новый мир — вот что встречает ребенка на “границе” его прошлого одиночества с новой жизнью. И пусть тот, другой мир был враждебен, дискомфортен, груб… Он был привычен. А теперь жизнь требует от них усилий. Больших усилий от их маленького пока ума и сердца.

Им во многом предстоит разобраться в жизни. Разобраться со своими обидами, с тоской одиночества. Быть может, понять своих непутевых родителей. Быть может, простить их.

Чтобы стать другими…

Фото Анны Мочаловой.

Нравится

Статьи по теме

№194 (5636)
30.10.2012
Александра Бучинская
По доброте сердечной…
№190 (5632)
24.10.2012
Екатерина Шандрыголова
Социальная семья заменит настоящую?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"