19 апреля 2024     

Политика   

«Одноканальная» медицина: плюсы и минусы

Программа в действии

Депутаты Думы Югры заслушали отчёты правительства о реализации сразу трёх целевых программ — модернизации здравоохранения, современного здравоохранения и государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Только по программе модернизации за прошлый год достроили участковую больницу в Луговском и инфекционный корпус больницы в Радужном. В этом году обещают сдать административный корпус окружной клинической больницы в Сургуте и инфекционное отделение больницы в Мегионе.

Завершён капитальный ремонт психоневрологического диспансера в Сургуте, больниц в Урае, Салыме, Солнечном, Советском, Югорске и Кондинском районе. В соответствии с графиком идёт ремонт больниц и поликлиник в Игриме, Нягани и Лангепасе, Октябрьском, Белоярском и Нижневартовском районах. В 25 лечебно-профилактических учреждений поставлено 547 единиц оборудования. Весь санитарный автотранспорт и станции скорой медицинской помощи оснащаются аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Продолжается внедрение медицинских информационных систем. До конца текущего года в учреждения здравоохранения поставят 2000 единиц компьютерной техники.

Стимулирующие выплаты получают 4832 медицинских работника стационаров, что позволило увеличить их зарплату примерно на 5% — до 71709 рублей у врачей и 43252 рублей у среднего медицинского персонала. Благодаря дополнительным денежным выплатам специалистам амбулаторного звена зарплата врачей возросла на 10% — до 52345 рублей, а среднего медперсонала — на 6%, до 33843 рублей. Полторы тысячи врачей прошли профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации или окончили интернатуру. Отчёт об исполнении программ занимает несколько десятков страниц.

Департамент здравоохранения Югры не скрывает проблем. Действующее законодательство о госзакупках обязывает заключать контракты с победителем конкурсных процедур, несмотря даже на его заведомо плохую репутацию. Недобросовестные подрядчики и поставщики нарушают сроки исполнения контрактов. До сих пор отсутствуют утверждённые Минздравом России федеральные стандарты, по проектам которых медицинские организации осуществляли лечение пациентов в 2011 году. Регионы лишены права самостоятельно перераспределять финансовые средства на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи среди медицинских организаций…

Модернизация завершается?

Информация вызвала массу сопутствующих вопросов у депутатов. Александр Сальников, вице-спикер окружной Думы, поинтересовался, из каких источников будет осуществляться модернизация здравоохранения со следующего года. Ведь соответствующая программа завершает своё действие.

— На самом деле из 8,6 миллиарда рублей, выделенных за последние два года на программу модернизации в округе, — разъясняет Александр Филимонов, директор окружного департамента здравоохранения, — большая часть — 5,9 миллиарда рублей — поступила из бюджета округа и территориального фонда обязательного медицинского страхования. Эти деньги мы и впредь будем направлять на финансирование здравоохранения. Если говорить о дополнительных 2,7 миллиарда рублей, поступивших из Федерального фонда ОМС… По факту это платёж за работающее население, которым страховые взносы увеличили с 3,5% до 5%. Этот излишек взяли федералы и перераспределили по регионам в рамках программы. Мы надеемся, что эти средства вернутся к нам и пополнят территориальную программу ОМС.

Наталья Западнова, председатель думского комитета по социальной политике, решила перепроверить у докладчика заверения министра здравоохранения Вероники Скворцовой в том, что к концу 2012 года все больницы в России будут переоборудованы, а все врачи переучены. «Это официальная информация Правительства РФ, — замечает депутат. — Вы-то сможете отчитаться?»

— Когда программа модернизации только формировалась, мы предусмотрели, чтобы все больницы, которые работают по ОМС, так или иначе были в неё включены, — пытается подобрать правильные слова Александр Филимонов. — Единственная деталь: степень включения каждого учреждения в программу различная. У нас есть ещё программа «Современное здравоохранение Югры», по которой только на этот год выделяется 8,8 миллиарда рублей. Если взять обе программы, то все больницы у нас будут переоборудованы. Надеюсь, по ряду больниц это будет качественное изменение в сторону улучшения медицинской помощи.

Жёсткие споры о мягком инвентаре

Александр Крыгин, депутат от ЛДПР, информирует докладчика о жалобах избирателей на ужасающее состояние педиатрического отделения Игримской больницы. «Вы исполняете такие финансовоёмкие программы, а там даже мягкого инвентаря не хватает», — укоряет либерал-демократ.

— В Игримской больнице проводятся мероприятия по модернизации в части капитального ремонта, — отвечает Александр Филимонов. — Но касается это не педиатрического, а родильного отделения и нескольких других помещений. К сожалению, одномоментно привести всё в полное соответствие с нормативами очень сложно. Но в любом случае на половине пути мы не остановимся. Что касается мягкого инвентаря, то об этом должен позаботиться муниципалитет, у него есть все права для этого.

Депутат Владимир Антонов, главный врач Советской районной больницы, дополняет: я бы понял, если бы мебели не было, тогда это муниципальный бюджет, а расходы на постельное бельё и прочий мягкий инвентарь заложены в тарифе ОМС.

— Я знаю много случаев, когда говорили, что в больницах нет мягкого инвентаря, — заявляет Наталья Западнова, долгие годы в ранге заместителя председателя правительства курировавшая социальную сферу Югры, — а входили на больничный склад — и находили огромное его количество. Необходимо проверить Игримскую больницу, запишите это в протокол.

Частная практика

Александр Смирнов, депутат от КПРФ, интересуется, каким образом в округе замещают выбывающих специалистов. «Последнее время пошёл отток врачей в частную практику», — беспокоится коммунист.

— Такая миграция была и раньше, — успокаивает Александр Филимонов. — Мы ей не препятствуем. Если специалист считает…

— Я даже больше скажу, — вклинивается в диалог Наталья Западнова, — наших специалистов с удовольствием берут и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

— Пускай тогда деньгами нам возвращают за их подготовку, — предлагает Александр Смирнов.

— Просто когда мы обучаем специалистов, надо контракт заключать, — моментально реагирует на реплику коллеги Наталья Западнова. — Это будет самая действенная мера. А так действительно до бесконечности можно обучать!

Владимир Антонов замолвил слово за врачей. Сегодня доплаты врачам узких специальностей осуществляются в рамках федеральной программы. С 1 января действовать она перестаёт. «Нам важно продумать механизм, который позволит сохранить доплату, — рассуждает главврач-депутат. — Чтобы эта стимулирующая надбавка перешла в положение об оплате труда».

СПИД на острие иглы

Александр Крыгин изрядно встревожен ростом — на 32,8% — числа заболевших СПИДом в текущем году. «Рост у нас был и в прошлом году, — признаётся Александр Филимонов. — По ВИЧу закономерность такая: увеличивается количество наркоманов, а следом — года через два — начинает прибывать количество ВИЧ-инфицированных, поскольку массовое заражение происходит через кровь. Нынешний рост во многом связан с кодеиновой наркоманией, которая развивалась на протяжении трёх последних лет. Хорошо, правительство приняло постановление, и кодеин в этом году уже не продаётся, сразу фиксируется снижение первично зарегистрированных случаев наркомании. Но мы понимаем, что это явление временное, и эта зараза обязательно что-нибудь найдёт».

Риски одноканального финансирования

Наталья Западнова просит докладчика раскрыть все те риски, что несёт переход здравоохранения на одноканальное финансирование, когда доходы больниц и поликлиник будут зависеть от объёма и качества оказанных ими услуг. Пока у врачей и пациентов вопросов по поводу очередной реформы гораздо больше, чем ответов.

— Основные риски?.. — ненадолго задумывается Александр Филимонов и вскоре продолжает: — Медицинские учреждения недополучают средства из-за низких объёмов, а также из-за того, что штатное расписание не соответствует реальным потребностям. И то, и другое присутствует в таких населённых пунктах, как, например, Корлики, Кышик, Саранпауль, куда только вертолётом можно добраться. Мы решили сохранить там учреждения в том объёме, в котором они есть, и полностью перевести их на казну, минуя ОМС. Конечно, это нарушение федерального законодательства, но нам некуда деваться. То же касается фельдшерско-акушерских пунктов, основные деньги они будут получать напрямую из бюджета, независимо от выполненных объемов. Эти учреждения никогда не смогут работать на одноканальном финансировании.

Кроме того, департамент здравоохранения намерен провести укрупнение существующих лечебно-профилактических учреждений. Там, где позволяет транспортная схема, мелкие учреждения присоединят к крупным. «С точки зрения простой человеческой логики, — философствует Александр Филимонов, — понятно, что это необходимо сделать. В 12 часов дня там уже никого нет, даже тех, кто должен работать до четырёх. Скажем, в Сытомино в участковой больнице числится один врач, он три месяца не работает, и если оставить всё как есть, то никаких перспектив оказания медицинской помощи здесь не предвидится. Хотя есть возможность прислать специалиста из Лянтора. Но как это сделать? Ведь это другое учреждение. Объединив же их, мы получаем эффект: люди, по крайней мере, почувствуют внимание, к ним смогут приезжать даже узкие специалисты».

— Эффект есть тогда, когда существует финансирование, — наставляет Наталья Западнова, — и чёткий механизм, как это будет работать.

— Для того чтобы содержать то и другое учреждение, не требуется поднятия тарифов до заоблачных цифр, — высказывает мнение Александр Филимонов. — Скажем, в одной нашей больнице работают 74 специалиста на 2000 жителей. Такого нигде нет! В ходе централизации мы получаем элемент внешнего управления. Не департамент будет заниматься местными проблемами, а отдельно взятая больница. Это будет гораздо эффективнее!

— А вот об этом никто не знает, — подчёркивает Наталья Западнова. — Одноканальное финансирование — палка о двух концах. Эта тема вызывает дикое недовольство людей. Мы должны не замалчивать проблемы, а заранее ответить на все возникающие вопросы. Иначе это как лавина, как снежный ком — если попадёшь в него, то уже не выберешься… И ещё один вопрос. Я общаюсь с врачами и начальниками врачей в Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске. И все они отмечают, что по некоторым направлениям произошло уменьшение заработной платы.

— Мы в ежемесячном режиме проводим соответствующий мониторинг, — отвечает Александр Филимонов. — Информация о средней заработной плате в разрезе всех учреждений размещена на сайте. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата колеблется от 26435 рублей в Ханты-Мансийской больнице восстановительного лечения до 85215 рублей в Берёзовском противотуберкулёзном диспансере, а в среднем по округу она составляет 39018 рублей. Со всеми жалобами на понижение зарплаты мы разбираемся индивидуально, ни в одном случае жалобы не подтвердились. Вместе с тем мы понимаем, что зарплаты недостаточные, есть инфляция, и средств порой не хватает на покрытие увеличивающихся расходов.

Лекарства по конкурсу

Александр Смирнов, пользуясь случаем, завёл речь об обеспечении лекарствами льготников. Далеко не всем из них удаётся получить по рецепту выписанные препараты. Иногда препараты отсутствуют, а чаще всего их заменяют дешёвыми заменителями.

— Проблема действительно есть, — признаёт Александр Филимонов. — Речь идёт о препаратах с одинаковой химической формулой. В случае если нет оригинального импортного препарата, выписываются более дешёвые дженерики, произведённые в Индии, Пакистане или России. К сожалению, в соответствии с законодательством мы не имеем возможности при закупке препаратов жёстко прописывать их названия и производителей. Всё это сразу опротестовывается в антимонопольной службе, и аукцион срывается. Тем самым законодатель защищает отечественного производителя, который выпускает препараты по более низкой цене, чем оригинал.

— А если оно не оказывает содействия лечению? — допытывается депутат.

— В этом случае пациент должен написать обращение в Рос-здравнадзор, который отвечает за качество препаратов, — советует Александр Филимонов. — Если говорить о практике, то за последний год из-за отсутствия эффекта ни один препарат снят с продажи не был. Были заявления по поводу побочного действия препаратов, но из-за отсутствия эффекта не было.

В больнице помогут

Александр Смирнов не сдаётся: «Хорошо, приходит пациент с рецептом в аптеку, а выписанный ему препарат продают только за деньги, бесплатно не дают».

— Если препарат выписан и его нет в аптеке, — поясняет Александр Филимонов, — то рецепт должен быть поставлен на отсроченное обеспечение и в течение 10 дней пациент должен быть обеспечен препаратом. И таких рецептов у нас сегодня на весь округ около сотни. При том что численность льготников в округе превышает 237 тысяч человек.

— А если у человека, скажем, диабет, и ему инсулин каждый день надо колоть, как быть в этом случае? — заостряет вопрос коллеги Наталья Западнова. — Прийти и умереть в ожидании лекарства?

— Больной в этом случае просто приобретает лекарство за свои деньги, — вздыхает Александр Смирнов.

— У главного врача лечебного учреждения и у руководителя аптеки всегда есть возможность решить проблему конкретного пациента, — заверяет Владимир Антонов. — Ведь это не вал обращений! Это конкретный пациент с конкретной проблемой. Если есть желание, то вопрос всегда решается. В крайнем случае на несколько дней, пока лекарство доставляют, больного всегда можно госпитализировать и оказать ему медикаментозную помощь в условиях круглосуточного или дневного стационара.

— Это я и хотела услышать, — явно удовлетворена развёрнутым ответом Наталья Западнова.

Надежда на благотворителей

Александр Смирнов поднимает ещё одну острую тему: одна жительница Нижневартовска увезла своего ребёнка с быстроразвивающимся онкологическим заболеванием крови на лечение в Израиль. Сейчас родные и близкие собирают средства. «Собрать необходимо около 6 миллионов рублей, — отмечает депутат. — Может ли государство оказать ей помощь?»

— У нас есть письмо этой мамы и её коллег, в том числе из департамента образования, — подтверждает Наталья Западнова. — Он у неё единственный сын. К сожалению, выделить бюджетные средства мы не имеем права. Действовать нужно только через благотворителей. Больше никак! Таких случаев очень много. Буквально недавно мы пытались помочь одному молодому человеку, 29 лет, но не успели, он умер.

— В рамках закона мы можем оказать помощь только в тех случаях, когда лечение на территории России невозможно, — разъясняет Александр Филимонов. — И это подтверждает один из уполномоченных федеральных центров. Причём средства выделяет Министерство здравоохранения РФ. В остальных случаях мы должны лечить здесь. Этого ребёнка не отказывались брать в центре гематологии, но родители предпочли Израиль. Это право родителей, мы тут даже не комментируем. Были случаи, когда работники департамента здравоохранения сами собирали средства на лечение. Потому что знаем, пока все документы готовятся в Минздраве, ребёнка как-то надо лечить. Одну девочку из Сургута увезли в Великобританию, и она там успешно лечится.

— За свои деньги, — вставляет реплику Александр Смирнов.

— За счёт пожертвований, — уточняет Александр Филимонов. — Там очень большая сумма — около 18 миллионов. А про ребёнка из Нижневартовска мы знаем и ищем выход из ситуации.

Готовь телегу зимой

Александр Сальников обращает внимание на исполнение целевых программ по здравоохранению. «За первое полугодие программа «Современное здравоохранение Югры» профинансирована на 32,8%, причём из муниципального бюджета всего на 8,1%, — ведёт подсчёты вице-спикер. — Не очень радостные цифры получаются! Что необходимо сделать, чтобы эта цифра увеличилась в следующем году? Или такое положение всех устраивает?»

— Не устраивает! — опровергает предположение Александр Филимонов. — Просто деньги должны приходить в начале года. Тогда можно будет проводить опережающие торги и не будет такой задержки в исполнении. Если деньги приходят в середине лета, то надлежащего исполнения мы никак не добьёмся.

Фото РИА «Новости».

Нравится

Статьи по теме

№199 (5641)
07.11.2012
Алла Горелова
В Думе Югры
№195 (5637)
31.10.2012
Алла Горелова
О митингах, выборах и льготной «Оке»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"